ВЛАДИВОСТОК, 19 декабря, PrimaMedia. Председатель движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков прокомментировал в пятничном приложении к изданию "Ведомости" акции протеста автомобилистов Приморского края. Предлагаем вашему внимание данное интервью с некоторыми сокращениями.
— В свое время вы перестали иметь дело с государством, предпочитая быть хозяином в своем гараже и ремонтировать машины. Сегодня вы заседаете в думских комиссиях, даете экспертные заключения, спорите с главными гаишниками страны. С чего это?
— В какой-то момент, в начале 1990-х, мне захотелось минимизировать свою зависимость от власти, уйти, что называется, во внутреннюю эмиграцию и заняться любимым делом — чинить "японки". Работать на себя, уходить в отпуск, когда и насколько хочу, заниматься семьей и т. д. Это замечательное существование длилось до 14 мая 2005 года — тогда я прочел в газете, что 19 мая состоится заседание правительства по проблемам отечественного автопрома и по выработке мер против праворульных машин. И знаете, меня, свободного человека, это оскорбило: государство собирается отнять мою собственность. И я через интернет бросил клич в регионы. За четыре дня мы успели организовать полноценную акцию, которая на тот момент заставила власть отказаться от идеи запрета правого руля. Сегодня у нас не только праворульщики, но и леворульщики, мотоциклисты и даже пешеходы. "Свобода выбора" — маленькая частичка того, что зовется гражданским обществом. К нам прислушиваются, наши поправки иногда, но все же учитываются и принимаются, как было с поправками в КоАП РФ, подготовленными нами.
— А что это вы так рьяно защищаете "японки"? Может, вы просто обычный лоббист автопроизводителей из Японии?
— Я просто немного разбираюсь в авто и на "японках" езжу почти двадцать лет. Японские машины, даже подержанные, — это продукция для гурманов, по соотношению цена-качество не имеют соперников во всей остальной мировой автоиндустрии. Для своего внутреннего рынка японцы выпускают эксклюзивную технику, будь то автомобили или электроника. Конкуренция на внутреннем рынке в Японии выше, чем на мировом. Там существует суперизбалованный потребитель, именно поэтому у них есть вещи, которые опережают мировые разработки на несколько лет.
— Нынешние манифестации на Дальнем Востоке против введения новых пошлин вроде бы доказывают, что народ наш вовсе не инертен, когда речь заходит о животрепещущем. На политические митинги сегодня так не ходят
— Народ, безусловно, инертен — это я могу сказать по опыту десяти предыдущих всероссийских акций, которые мы провели. Последняя называлась "Марш пустых канистр" и прошла 24 мая. Она была достаточно скромной по количеству участников, хотя и охватила 49 регионов. Мы провели огромную работу по координации в регионах. Это ведь только кажется: спичку поднеси — огонь вспыхнет.
А вот в Приморье ситуация иная. Во-первых, приморцы отличаются неким свободолюбием, у них совершенно другая ментальность, они ведь далеко от Москвы. Москву не любят — это обычная данность российской провинции. Сегодня там подтвердились нелюбовь к федеральному центру и опасения относительно правильности его решений. Москва не просчитала социальные и экономические последствия повышения таможенных пошлин для Приморья. Так вот, если называть вещи своими именами, это решение было продиктовано конкретным лобби, конкретными персонами. И никто не задумался, что это может так затронуть целый регион.
— А лоббисты откуда? Из Тольятти?
— Не только с ВАЗа, но и с других сборочных заводов России. Говорить сегодня о понятии "отечественный автопром" можно лишь с большой долей условности. Все заводы акционированы. Именно они лоббировали введение пошлин, убедив правительство, что на фоне мирового кризиса к нам хлынет автохлам. Но это абсолютная глупость. Если сейчас на Западе кризис и люди не очень-то могут поменять свой автопарк, так законный вопрос: а что же к нам хлынет-то? Хлама на самом деле нет, да и многие российские автовладельцы мечтали бы на таком "хламе" поездить — на 2-3-летнем "Мерседесе", 4-5-летнем "Лексусе" или BMW. Между тем то, что выходит сегодня с конвейера ВАЗа и ГАЗа, — продукция, не отвечающая современным понятиям о комфорте и безопасности.
— Почему же именно Приморье так всколыхнулось?
— Если для жителей Центральной полосы и любого другого региона повышение означает отказ от мечты поменять машину, то для Приморья это абсолютный конец, полный коллапс.
Повышение пошлин рубит под корень всю сложную транспортную цепочку, всю сферу автобизнеса в регионе, а этот бизнес здесь регионосоставляющий. В нем задействовано огромное количество людей: не только продавцы и перегонщики, но и моряки, докеры, железнодорожные перевозки, морской фрахт, складские помещения, автосервисы, транспортные предприятия, турфирмы. Уничтожается инфраструктура самого перегона вдоль трассы до Москвы и других регионов — шиномонтажи, закусочные, мотели. Всю эту цепочку создали сами приморцы — своими руками в тяжелые перестроечные годы, когда они вынуждены были буквально выживать, когда шло разворовывание морфлота, развал рыбного хозяйства, промышленности. Люди сейчас легально кормят свои семьи, платят налоги (за 10 месяцев 2008 года поступления в бюджет через владивостокскую таможню составили $1,5млрд).
В 1990-е годы жители Дальневосточного округа пересели с наших старых "жигулей" в современные комфортабельные авто, имеющие и подушки безопасности, и АБС, и климат-контроль, и прочее-прочее. Не менее половины машин в Магадане, Якутии, Приморье — это полноприводные автомобили, в том числе легковушки, седаны, универсалы. Им нет альтернативы. Эти автомобили дают возможность приморцам чувствовать себя комфортно и безопасно: ездить с семьями, детьми, не боясь застрять, замерзнуть.
В этом бизнесе прямо или косвенно задействована каждая вторая-третья семья, сейчас под угрозой их семейный бюджет. Вопрос стоит о физическом выживании этих людей — ведь в небольших приморских городах никакой другой работы вообще нет! Рубить бизнес, инфраструктуру, не дав людям альтернативу, — это создавать эффект домино, когда посыплется абсолютно все. И это закончится криминализацией, народ ударится в пьянку, в уголовные преступления… При активной миграционной политике Китая, который внедряется туда тихой сапой — работают, женятся, рожают, — мы потеряем эту территорию. Так что это вопрос геополитический, вопрос национальной безопасности. Об этом вообще никто не думает!
— То есть получается, о них забыли?
— Да, вместо того чтобы привлекать людей и закреплять их, мы им даем пинок под зад. Сейчас люди прикидывают, как продать квартиру и уехать, как они говорят, на материк. Работы не найти, переквалифицироваться невозможно. Они взбунтовались, потому что для них это вопрос выживания, а не комфорта — поменять машину или нет.
Кстати, если мы пересадим Дальний Восток на "жигули", там и смертность увеличится. Мы проанализировали статистику на каждое ДТП и аварийности (данные 2005 года): минимальная по стране смертность при средней российской аварийности — иномарки лучше защищают жизнь людей. И это с правым рулем, который некоторые объявляют опасным!
И сколько будет стоить эта "пересадка"? Перевозка во Владивосток одного "жигуля" обойдется в $1000-2000. Так что он там станет золотым, а через два года при местном климате сгниет. Приморцы ничего не просят, кроме одного: "Оставьте нас в покое!" Если правительство сейчас что-то не придумает, конфликт быстро скатится в маргинальную плоскость. Сегодня жители Приморья выдвигают и политические лозунги. Но 21-22 декабря состоится новая акция, и, если правительство до этого не пошлет некий сигнал народу, еще неизвестно, чем все это кончится.
— Что делать человеку сейчас, в условиях кризиса? Автоимпортеры грозят повышением цен. Затаиться или подождать "дна" кризиса?
— Если есть деньги и автолюбитель имеет возможность поменять машину на более свежую, скажем с 10-летки на 3-5-летку, то надо это сделать, пока рынок приостановился и цены слегка упали. Что будет с ценами и деньгами завтра — неизвестно.