Дефицит дизтоплива на Дальнем Востоке стал системной проблемой

Ручное регулирование цен, высокие тарифы на транспортировку и некомфортные условия для инвесторов душат нефтяную отрасль
Дефицит дизтоплива на Дальнем Востоке стал системной проблемой
Дефицит дизтоплива на Дальнем Востоке стал системной проблемой
Фото: ИА PrimaMedia

13 декабря 2019. Снижение налоговой нагрузки и тарифов на перевозку топлива, создание полноценного нефтехимического кластера и бюджетное стимулирование инвестиционной деятельности — такие меры необходимы Дальнему Востоку для сокращения дефицита автомобильного топлива. Однако в настоящее время ситуация такова, что вместо 3 млн тонн ежегодно в макрорегионе производится только 1,5 млн тонн топлива. Каждый год тарифы на транспортировку нефтепродуктов увеличиваются, а инвесторов, способных помочь в решении проблемы, отпугивает "фискальный фанатизм" и ручное управление ценами. О том, почему Дальний Восток этой зимой испытывает дефицит дизеля — в материале ИА PrimaMedia.

Если говорить о росте цен на дизель, то здесь играет роль специфика производства: себестоимость зимнего дизельного топлива выше, чем летнего. Дополнительное давление на цены оказывает вывод с рынка суррогата: количество некачественного топлива уменьшается, поэтому растет спрос на качественное топливо вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Такая ситуация характерна, в частности, для Дальнего Востока. При этом здесь наблюдается существенный дисбаланс биржевых цен и текущих оптовых цен на нефтебазах компаний, где топливо обходится дешевле, чем на бирже.

По словам главы Приморского топливного союза Владимира Чирскова, в сентябре 2019 года на биржевых торгах стоимость зимнего ДТ увеличилась с 56,1 тысячи рублей до 63,1 тысячи рублей за одну тонну. В пересчете на 1 литр биржевая цена оказалась выше розничной на 5 рублей, что делает покупку дизеля на бирже экономически невыгодной.

"Поэтому на нефтебазах формируется значительный стихийный спрос, покрыть который компании одномоментно не могут чисто технически. Это, безусловно, может сказаться на ценах. Однако, как и в случае с бензином, к концу декабря компании, скорее всего, сформируют повышенное предложение, что притормозит цены и стабилизирует рынок. Например, продажи зимнего дизельного топлива с нефтебаз ООО "РН-Восток нефтепродукт" в адрес независимых сетей (АЗС) существенно выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и продолжают увеличиваться. Нельзя не отметить, что "независимые" АЗС приобретают топливо на нефтебазах и занимаются его перепродажей. Накрутка может быть довольно существенной. Конечно, важным фактором, вызвавшим дефицит на независимых АЗС, является сокращение объёмов реализации суррогатного и контрафактного топлива", — отметил Владимир Чирсков.

При этом эксперты отмечают, что сама проблема дефицита топлива на Дальнем Востоке — системная и требует такого же, комплексного подхода к ее решению. Все дело в том, что в ДФО существует дефицит производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов. При потребности в 3 миллиона тонн автомобильного топлива ежегодно в регионе производится только 1,5 миллиона тонн. Для покрытия дефицита топливо в ДВФО доставляется транспортом из других регионов страны, что увеличивает его стоимость из-за транспортных расходов.

Одной из действенных мер по стабилизации рынка могло бы быть снижение железнодорожного тарифа на перевозку нефтепродуктов минимум до 5 тысяч рублей на тонну. Такая мера могла бы ликвидировать дефицит.

По мнению экспертов, решением проблемы может стать наращивание мощностей нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства в регионе. Избавить Дальний Восток от дефицита топлива должен был проект строительства Восточной нефтехимической компании (ВНХК), но из-за увеличения налоговой нагрузки на отрасль проект был приостановлен. А его реализация позволила бы решить проблему локального дефицита и высоких цен на моторные топлива на Дальнем Востоке и заложить основу для создания нефтехимического кластера в регионе.

Комплекс ВНХК также позволил бы максимально эффективно использовать конъюнктуру рынка Азиатско-Тихоокеанского региона и экспортировать конечную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости. Отсутствие государственной поддержки такому значимому проекту выглядит странным.

По мнению экспертов, существующая налоговая база и ценообразование не являются прозрачными, ручное управление ценами так или иначе приводит к снижению инвестиционной активности нефтяных компаний и сокращению поступлений в бюджет. Налогообложение нефтепереработки становится всё более запутанным и нестабильным, отрасль — убыточной.

"По большому счету, надо кардинальным образом пересмотреть условия, в которых существует сейчас нефтяная отрасль. У нас ведь потолок планирования сократился с нескольких лет до нескольких месяцев – все постоянно ждут, какие новые ограничения и налоги введет правительство. В отрасль слишком сильно вмешиваются, используя как дойную корову для всех отраслей. Но рано или поздно это может просто убить отрасль", отмечает вице-президент независимого топливного союза Дмитрий Гусев, — Показательным является пример "Восточной нефтехимической компании", которую фактически задушили налогами, уведя экономику компании в "минус". Это практически поставило крест на реализации проекта дальневосточного нефтегазового кластера, резюмировал эксперт .

Ситуацию прокомментировал депутат Законодательного собрания Приморского края, председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Галуст Ахоян:

"Я лично заправляю свой автомобиль дизельным топливом. С дефицитом не сталкивался: ни разу не видел, чтобы на заправке не было "дизеля". Может быть, кто-то в край не довез, об этом я не знаю.

Региональные власти делают всё от них зависящее. Нам хотелось бы, чтобы в Приморье появился нефтехимический кластер. Такой проект создали, работы были довольно бурные. Нефтепродукты должны были продавать во всем Азиатско-тихоокеанском регионе. Естественно, это было бы для края большим плюсом: появилось бы как минимум несколько тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. В краевой бюджет бы шли большие налоговые поступления. Конечно, хочется, чтобы здесь появился такой завод. Посмотрим, время покажет. Пока работы приостановлены".

При этом крупнейшая российская нефтяная компания в полном объёме обеспечивает нефтепродуктами собственную розничную сеть в регионе, определяя внутренний рынок как абсолютный приоритет. В сложившихся обстоятельствах говорят о необходимости увеличения объёмов реализации дизельного топлива другими, помимо "Роснефти", производителями региона, в частности Омским и Хабаровским НПЗ.

Смотрите полную версию на сайте >>>