17 декабря 2019. Декабрь для приморских энергетиков является особым месяцем. 22 декабря они отмечают свой профессиональный праздник — День энергетика. Затем — вместе со всеми приморцами Новый год. И все это на фоне хлопот, связанных с началом отопительного сезона. Как проходила подготовка к нему, что нового в жизни предприятия, каковы планы его развития, рассказывает генеральный директор КГУП "Примтеплоэнерго"Анатолий Попов в беседе с корр. ИА PrimaMedia.
— Анатолий Львович, отопительный сезон уже начался. Как он проходит? Насколько предприятие было готово к нему?
— Считаю, что к этому отопительному сезону мы приготовились достаточно хорошо. Например, труб поменяли больше, чем запланировали: 60 км вместо 54 км. Соответственно, много теплотрасс заизолировали – из тех, которые перекладывали. Но и на некоторых старых теплотрассах поменяли изоляцию на новую, более надежную. Поменяли75 котлов в разных котельных. Активно и довольно широко по всему Приморскому краю подключали автоматические модульные котельные.
— Сколько стоила ремонтная программа? Кто инвестировал ее?
— Привлекли собственные средства в размере 456 млн рублей. Еще 250 млн рублей поступило по программе капитального ремонта объектов краевой собственности. Эти работы инспектировались краевой администрацией. Общая стоимость мероприятий составила 706 млн рублей.
— Проблемы изношенных сетей по-прежнему стоит остро?
— Старые изношенные сети, конечно же, не добавляют нам спокойствия. Проблемы возникают чисто в техническом плане. К старому металлу сложно приваривать что-либо, поэтому приходится менять более протяженный участок, чем планировалось вначале. Такая ситуация у нас случилась в Барабаше, где пришлось перекладывать гораздо больше сетей, чем хотелось бы. Однако работу делатьнадо. Плакать – удел слабых, а мы компания сильная, мы должны работать и улучшать свое производство. Что и делаем, тем более что коллектив у нас очень хороший, профессионально грамотный.
— Проблемных территорий с точки зрения изношенности сетей стало меньше?
— Проблемные территории, конечно, есть, но в прошлом году их было гораздо больше.
Перед самым началом отопительного сезона получили на эксплуатацию территорию бывшего воинского гарнизона в сельском поселении Барабаш. Котельные бывшего гарнизона приняли, мягко говоря, в довольно-таки плачевном состоянии. Пришлось очень много сетей поменять. И все равно не так давно случилась авария. В результате дополнительно поменялибольшое количество труб.
Пожалуй, Барабаш сегодня – одна наиболее проблемных территорий. А так по всему краю идет стандартная работа, которая дает свои результаты. Скажем, Сибирцево уже ни у кого на устах не звучит. Правда, в начале отопительного сезона оттуда поступилисерьезные жалобы. В местном детском садике было слишком жарко. И это серьезное замечание, потому что когда дети выходят из жарко натопленных помещений на улицу, они рискуют простудиться и заболеть.
— Перетопили?
— Получилось так, да. А все потому, что улучшили топливное оборудование: котлы, теплообменники и т.д. Увеличили мощность. Сейчас вот уже вводим в эксплуатацию третий дополнительный котел, который позволит спокойно пройти в Сибирцево отопительный сезон.
— А можно назвать тепловые районы, за которые вы спокойны и которые можно поставить в пример остальным?
— Правильнее было бы сказать, что сегодня нет тепловых районов, за которые у меня была бы серьезная тревога. Но это не значит, что я сплю спокойно. Почему? Потому что теплотрассы и котельные – это, по сути, серьезный живой организм, находящийся в постоянном движении.
Поэтому нельзя сказать, что где-то я был бы абсолютно спокоен, а где-то переживал. Переживаю за все. И в то же время уверен в качестве подготовки к отопительному сезону, уверен в работниках Примтеплоэнерго.
Вот продолжаем устанавливать автоматические модульные котельные. В прошлом году установили 22 АМК. По итогам этого года к ним добавиться еще 18, в следующем еще 19-20.
Автоматическая модульная котельная. Фото: предоставлено пресс-службой Примтеплоэнерго
Если говорить еще о сложных территориях, надо упомянуть островные, входящие в состав Владивостокского городского округа. Мы их приняли 29 декабря 2018 года, а сначала этого года приняли и котельные. Там сложная доставка топлива и оборудования, многое нужно сделать дополнительно, например, дизельные генераторы поставить, чтобы при аварийном отключении электроэнергии система продолжала работать в автоматическом режиме, чтобы люди не остались без тепла и света.
— Анатолий Львович, не так давно было селекторное совещание у губернатора, посвященное отопительному сезону. Жестко разбирались случившиеся аварии, в том числе в Фокино. Основная причина – все та же изношенность труб?
— Да, изношенность труб – главная причина аварий. В Фокино мы буквально недавно, в конце прошлого месяца передали трассы в концессию одной компании. Может быть, концессионеры отнеслись к делу без должной скрупулезности, но мы помогали им материалами, людьми, советами, работой. Мы всегда готовы помочь.
В Фокино было отключено только горячее водоснабжение. То есть дома отапливались. В Фокино четырехтрубная система, горячая вода и тепло подаются отдельно. Не во всех городах Приморья такое есть.
Почему разбирали аварии жестко? Потому что при их ликвидации не должно быть затяжек. Губернатор следит за этим очень строго. Требует, чтобы порывы в сетях устранялись раньше, чем за 4 часа. Есть такая норма. Тратить на устранение сутки — такого не должно быть ни по каким причинам. Значит надо разбираться, приглашать помощь, людей.
Примтеплоэнерго заготовило достаточное количество труб, материалов, насосного оборудования, запорной арматуры, чтобы мы могли оперативно проводить ремонтные работы. Так что я считаю, что губернатор, курирующий вице-губернатор, департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края вправе требовать от нас соблюдения норм ликвидации порывов.
— Впереди Новый год. К нему ресурсоснабжающие организации всегда готовятся особо, для того чтобы люди могли без проблем провести праздник. А как Примтеплоэнерго?
— У нас все готово. Топливо на складах накоплено по имеющемуся нормативу. Расписаны обязанности дежурных служб. Созданы аварийные бригады. До праздничных дней проводим учения, во время которых проверяем укомплектованность сварочным и компрессорным оборудованием, экскаваторами. Потому что все, что положено для устранения аварийных ситуаций, мы должны иметь в полном объеме. Это обязательная подготовка, и я надеюсь, что мы дадим возможность населению на тех территориях, где мы оказываем услуги, встретить Новый год без проблем по части ЖКХ.
— Анатолий Львович, вы упоминали про автоматические модульные котельные. Расскажите, пожалуйста, о них подробней. Насколько я понимаю, программа по их установки очень важна для Приморья.
— Разумеется. Автоматические модульные котельные рассчитаны на небольшие, отдельно стоящие объекты, которые невозможно подключить по тем или иным причинам к большой теплосистеме, допустим, к большим котельным. И это позволяет обеспечить энергией небольшие населенные пункты, где ранее работали дизельные генераторы и где нужно было соблюдать некий временной режим подачи электричества.
АМК, как называют автоматические модульные станции сокращенно, удобны еще и тем, что не требуют больших территорий для размещения по месту. У них низкая шумность, хорошая очистка дымовых газов. Всё это позволяет размещать их на небольших расстояниях от жилых массивов.
— Где обычно устанавливаются АМК?
— Либо в районе отдельно стоящих больниц, школ, администраций. Либо ими производится замена небольших мазутных дизельных котельных, которые устанавливались в районе маленьких анклавных застроек. Топятся модульные котельные углем.
Надо сказать, что дизельные котельные — это, в общем-то, дорогое удовольствие. И очень нерентабельное. Поэтому установка АМК позволяет снизить нагрузку на бюджет края и на бюджет нашего предприятия.
— А как обстоят дела с крупными объектами? Модернизируются?
— Обязательно. Все наши котельные достаточно возрастные по срокам. Мы заказываем техническую экспертизу, нанимаем фирмы, которые могут провести техническую экспертизу того или иного объекта, крупного и среднего. Нам дают рекомендации по ремонту и модернизации. Допустим, полностью заменить котел или насосное оборудование либо трубы поменять. Согласно этим рекомендациям производим замену оборудования, рекомендованного для этого, ил оборудования, которое пришло в негодность из-за длительного срока эксплуатации. Либо модернизируем старое оборудование, чтобы снизить расходы на его эксплуатацию. В некоторых случаях остается только корпус котельной, а внутри все практически уже поменяли
— Какие-нибудь конкретные котельные назвать можете?
— Например, реконструировали две котельные Камень-Рыболове. Полностью реконструировали котельную в селе Хорошее № 5 на улице Космонавтов. Переоборудуем во Владивостоке котельную № 61. Подрядчик будет устанавливать новый котел, позволяющий гарантированно давать в летний период горячую воду. Там стоят котлы большой мощности, но горячую воду подавать нельзя было — котлы старые, не выдерживали нагрузку. Конечно, жителям было неудобно. Новый котел решит проблему. Так что модернизация у нас идет постоянно.
Новое оборудование для приморских котельных. Фото: предоставлено пресс-службой Примтеплоэнерго
— Это требует больших средств?
— Конечно. Средства используются как наши собственные, так и краевые.
— А жители края могут принять участие в модернизации объектов Примтеплоэнерго? В виде добросовестных платежей. Как с этим?
— Это больная тема. Конечно, жители края очень бы помогли, если бы своевременно оплачивали наши услуги. Чтоб нам легче было заниматься ремонтом, закупать топливо. Например, сейчас особо остро нужны средства для оплаты мазута Роснефти.
В настоящее время дебиторская задолженность по краю составляет 2,9 млрд рублей. При этом население должно 2,2 млрд рублей. Это огромная цифра. Для сравнения, стоимость одной ремонтной программы составляет 400 млн рублей. То есть дебиторская задолженность населения — это четыре с половиной ремонтных программы. Мы могли бы существенно модернизировать наши объекты или хотя бы рассчитались своевременно за поставки перед подрядчиками, перед поставщиками угля. Мы бы не брали кредиты. А так мы вынуждены это делать. Беря кредиты, мы не даем возможности снизить тарифы.
Если муниципальное образования в своей основной массе закрыли свои долги и краевые организации, например, здравоохранения, тоже (либо заключают с нами договоры о реструктуризации долга), то население не спешит это делать.
Конечно, мы ведем работу по взысканию долгов. Обращаемся в суд, проводим рейды по должникам, при этом у злостных неплательщиков судебным приставам-исполнителям приходится арестовывать имущество. Честно говоря, это не самое лучшее действие, которым хотелось бы заниматься. К тому же рейды — это дополнительно затраченное время, дополнительные людские ресурсы, дополнительные расходы. Хотелось бы, чтобы население платило всегда и вовремя.
Чтобы подвигнуть людей к этому, мы проводим акции. Например, тому, расплатиться со всеми долгами, снимаем пени за просрочку платежей и штрафы. Тем, кто платит вперед, снижаем платежи на определенные проценты.
И все равно долги есть. 2,2 млрд рублей дебиторской задолженности населения — это очень много.
— А есть ли возможность раскидать плату за отопление за весь год, как это было принято в советское время?
— Такая возможность есть. Но решение принимает абонент. Некоторые люди, действительно, обращаются с просьбой разбить платежи за отопление на 12 месяцев. Районы, где это происходит, имеются.
И нам это выгоднее. Не потому, что мы от этого какую-то прибыль получаем, а потому, что начиная с мая по октябрь включительно снижается поступление денег в бюджет Примтеплоэнерго. А именно в этот период проводится ремонтная программа, и нам особо нужны деньги. Авансовые платежи населения очень бы выручили. Да и людям зимою легче было бы платить. Но, повторяю, такой способ платежа — желание самих абонентов.
— Анатолий Львович, говоря о модернизации, нельзя не упомянуть о планах перевода котельных на газ. Что можете сказать по этому поводу?
— Планы есть и обширные. Хотели бы перевести на газ порядка 27 котельных. В Спасском районе, Дальнереченске, Находке, в Шкотовском районе, в Артемовском городском округе — либо сам округ, либо с нашей помощью.
Обязательно будем переводить на газ котельные, которые находятся в непосредственной близости от газопровода. Прокладка газопровода труб — вещь достаточно дорогая. А сжиженный газ по цене недалеко уходит от мазута. Переход на природный газ рентабельней.
Готовим ряд проектов по переводу котельных на природный газ. Тут надо иметь в виду, что применение газа требует котельных более высокого технического уровня, значит, придется дополнительно обучать персонал. Но есть ощутимые преимущества — такие котельные чище и надежнее, они могут работать в автоматическом режиме.
— Администрация Приморского края ставит перед предприятием какие-то стратегические задачи, скажем, на ближайшие 5 лет?
— Конечно. Главная задача — привести свое хозяйство в надлежащее состояние. Провести максимальную замену сетей. Уменьшить собственные потери. для этого мы наладили производство собственной теплоизоляции для труб. Приобрели компьютеризованные станки, программное обеспечение к ним.
Буквально на днях открыли собственный цех по производству окон для утепления наших котельных.
Администрация края внимательно следит за нашей работой, требует, чтобы мы постоянно улучшали свое производство. Что мы и делаем.
— Как у вас обстоит дело с кадрами? Насколько я знаю, проблема существует. Молодежь не очень идет работать в систему ЖКХ...
— Вряд ли я скажу что-то новое. Но кадры, действительно, решают всё. Кадры у нас в целом очень хорошие и грамотные. Мы постоянно обучаем свой коллектив. Готовим различные программы повышения квалификации и переобучения.
Занятия проводятся либо в нашем обучающем комбинате, либо непосредственно на производстве. Если есть необходимость, отправляем сотрудников на учебу в различные учебные заведения края. Сейчас готовим средний технический персонал порядка 20-30 человек по заочной форме обучения. Тому, кто согласен работать длительный период на Примтеплоэнерго, будем оплачивать обучение. Это правильно. На своих предприятиях надо готовить специалистов самим. И уже сейчас у нас много молодежи, хотя, конечно, хотелось бы побольше.
— Впереди Новый год, еще раньше ваш профессиональный праздник. Что бы пожелали сотрудникам Примтеплоэнерго?
— В преддверии Дня энергетики, в преддверии Нового года мне хотелось бы от всего сердца поблагодарить коллектив за хорошую, качественную работу, которую проводят сотрудники. Поблагодарить за хорошую подготовку к зиме, за уверенное начало отопительного сезона. Хочу пожелать всем мирного неба, спокойствия в семье, доброжелательности, всего самого наилучшего. Пусть у всех жителей Приморского края будут спокойные праздники.