Ефим Звеняцкий: В Заксобрании есть культурное лобби, и это - все депутаты

Старейший депутат Законодательного собрания Приморского края, худрук театра имени Горького – о культуре и власти в интервью ИА PrimaMedia
Ефим Звеняцкий: В Заксобрании есть культурное лобби, и это - все депутаты
Ефим Звеняцкий
Фото: ИА PrimaMedia

18 декабря 2019. Если кто забыл – напомним: именно художественный руководитель Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького Ефим Звеняцкий открыл самое первое заседание Законодательного собрания Приморского края действующего созыва. На правах старейшего депутата. Но, как говорится, возраст не помеха, если человек молод душой. А именно это можно сказать о Ефиме Семеновиче, с которым корр. ИА PrimaMedia побеседовал в преддверии последнего в этом году очередного заседания ЗСПК.

— Ефим Семенович, вы являетесь старейшим депутатом Законодательного собрания Приморского края, и в то же время на протяжении многих лет успешно руководите театром имени Горького. Как вам удается совмещать два таких важных занятия — депутатскую деятельность и художественное руководство театром?

— Я не знаю, насколько удается. Наверное, со стороны виднее. Но я хотел бы, чтобы я совершал равноценные поступки и здесь, в театре, и там, в Законодательном собрании. Я понимаю, что это важно. Более того, — и это никакая военная тайна, что мое присутствие в Заксобрании чрезвычайно серьезно воспомоществляет как жизни театра Горького, так и существованию других учреждений культуры в Приморье. Потому что в моем лице у приморской культуры есть свой голос в коридорах власти.

С некоторых пор меня стали слушать. Может, из-за того доверия, которое возникает потому, что театр долгие годы находится на плаву, развивается. И откликаются на мои просьбы. Хотя какие просьбы? На самом деле у меня всегда один интерес — бюджет культуры Приморского края. Других вопросов я не задаю. Только об увеличении бюджета культуры. В этом году мы выиграли: 187 млн рублей добавили на культуру в краевом бюджете на 2020 год. За что честь и хвала губернатору Олегу Николаевичу Кожемяко и первому вице-губернатору Вере Георгиевне Щербине. Они понимают, что театр и вся культура в целом при нынешнем статусе Владивостока как столицы Дальнего Востока очень важны. Вот это осознание того, что в культуре нуждаются, пожалуй, стало главным моментом за последние годы. В нас нуждаются. И жители Приморья, и руководители края.

— У меня, честно говоря, был заготовлен вопрос о том, удается ли убедить чиновников, что культура важна. Частично вы на этот вопрос ответили. Относительно высшего руководства. Однако есть еще чиновники среднего звена. Как с ними?

— Никак. Очень сложно. Когда я встречаюсь с аппаратом чиновников, я стараюсь вести себя крайне порядочно по отношению к ним. Но иногда вижу, что они, как будто в огне гражданской войны, думают только о том, что ожидает их самих: долго ли они на этом месте останутся, какая у них будет пенсия.

Мне кажется, есть только один человек, который может покончить с этим хаосом, внесет в управление культурой полную ясность. Это губернатор края. Сейчас он создает команду людей, которые пойдут за ним. И это совершенно естественно. Помните, Левинсон у Фадеева говорил: "Мы та самая боевая единица, которая впоследствии..." Я очень надеюсь на этого человека и очень верю в него.

— 1 января 2020 года в Приморье начнет работать правительство края. Конечно, у него будут немного другие функции, чем у департаментов. Есть ли надежда на то, что министерство культуры Приморья выйдет на другой уровень?

— Мне хотелось бы, чтобы министерства и министры, в данном случае от культуры, не надували щеки и не начали думать о себе больше, чем они есть на самом деле. Чтобы, наоборот, министерский статус дал им право на еще большие духовные и физические затраты, а не щеконадувание. Вот этого хотелось бы.

— Ефим Семенович, а вы часто видите своих коллег-депутатов в зрительном зале вашего театра?

— Постоянно. Другое дело, что они не ходят на каждый спектакль, каждую премьеру. Но когда мне звонят: "Я бы хотел посмотреть...", то я, конечно, очень доволен. А если не звонят, а просто идут в кассу и приобретают билет, то это еще приятней. Это уважение.

— Удалось ли вам сформировать культурное лобби в Заксобрании? Те депутаты, которые всегда поддерживают культуру и ваши инициативы?

— Все депутаты. Абсолютно все откликаются на то, о чем я их прошу. Потому что я прошу не для себя, а для приморской культуры в целом. Мы ведь столь незначительно финансируемся и столь мало из 145 млрд рублей бюджета просим, что они, наверное, думают: "Да ладно, конечно же, надо помочь". И никогда мне ни в чем не отказывают.

— Помню, когда на заседании комитета по социальной политике и защите прав граждан, когда рассматривался вопрос о бюджете на 2020 год, вы поднимали вопрос о театральных уроках. Что они, к сожалению, не проходят не в краевых театрах. Сейчас ситуация как-то изменилась?

— Надо посмотреть, после того как бюджет будет принят в третьем чтении. Но, на мой взгляд, и Приморская сцена Мариинского театра может проводить театральные уроки. Они Мариинке полезны, поскольку нужно воспитывать понимающих зрителей, любящих оперу и балет. Это очень сложное и специфическое искусство. Но я бы в первую очередь подумал о своих театрах.

— О Театр молодежи, например? Смотрели их версию "Грозы"?

— Я не хожу в Театр молодежи, потому что на опыты я не хожу. И меня эксперименты не интересуют. Я беспристрастно отношусь к тому, что там происходит, потому что у меня другое представление о театре. И их я понимаю: им надо громко заявить о себе, засветиться, как сейчас принято говорить. Только нужно иметь в виду, что когда ты "засвечиваешь" себя, то все равно тратишь на это деньги налогоплательщиков. Поэтому ты как-то прояви благоразумие относительно того, чтобы бюджетные деньги тратились на просветительскую миссию, что ли.

Вот для меня это самое главное. Я работаю для людей. Служу зрителю. Я не предаю. Не сжигаю мосты. Для меня традиции Товстоногова, Гончарова, Ефремова – не звук пустой. Знаете, все эти поиски — история временная. Дай Бог, чтобы эти экспериментаторы, действительно, обрели свое лицо. А когда мне рассказывают, что на сцене стоит автомобиль "Волга", а это и есть Волга-река, мне досадно, что подобные опыты осуществляются на деньги, за которые мы, депутаты, бьемся, формируя бюджет культуры края… 

— Ефим Семенович, давайте о приятном. В Москве не так давно прошли дни Дальнего востока. Гастроли театры имени Горького были как-то приурочены к этому событию, действительно, важному в жизни региона?

— Это было совпадением. Но я говорю сейчас везде, что нам было приятно, что, открывая Год театра у себя во Владивостоке, в нашем театре, мы завершали его в Москве, на сцене МХАТ имени Горького. Так срослось, что произошло это в преддверии дней Дальнего Востока в Москве. И мы счастливо оказались там. Как говорят, в нужное время в нужном месте.

— А вот пришел бы депутат Звеняцкий на эти гастрольные спектакли. И чтобы он сказал Звоницкому — художественному руководителю после просмотра?

— Сказал бы: "Надо учиться. Что ж ты так, мы так много от тебя ждем. Конечно, ты сделал очень много, но продолжай учиться". Для меня главной точкой отсчета является артист. Актеры нашего театра приняты и восприняты. Любой зритель может им сказать: "Спасибо. Все было классно".

По-моему мы верно провели Год театра, и вообще в целом все годы пребывания в нашем театре. Посмотрите, какая у нас труппа!

— Труппа отличная.

— Вчера и позавчера были премьеры — "Гордость и предубеждение" по роману Джейн Остин. Зал был забит. Аншлаг. Это дорого стоит.

— А что показывали в столице?

— Мы показывали "Товарищ", которому уже 15 лет. "Крейсера", которые я всегда буду возить, потому что это – наша история, и я хочу, чтобы люди знали ее и гордились ею. Показывали спектакль "Сергей Есенин. Исповедь", потому что это интересно москвичам, это их история. Показывали "Эдит и ее демоны" про Эдит Пиаф, где играет эта восхитительная девочка, Наталья Овчинникова.

— Принимали хорошо?

— 1300 мест в зале, и он был переполнен всегда. Я очень доволен тем, как разворачивается гастрольная жизнь театра. Это продолжение гастролей в Армении, гастроли сейчас в Москве. Это предстоящие гастроли в Санкт-Петербурге в следующем году, если все решится с финансированием, в Калининград, Минск и так далее...

— Вы довольны 2019 годом как депутат и как руководитель театра?

— Я доволен тем, что есть очень серьезное участие депутатского корпуса в решении материальных проблем приморских театров и других учреждений культуры. И прежде всего, я доволен тем, что мы услышаны. Нас приняли и нас признают. Мы востребованы. И очень важно, чтобы процесс оставался улице с двусторонним движением. Чтобы у власти было желание помочь культуре, а у культуры — желание следовать той высокой просветительской миссии, которая всегда характеризовала ее в России. 

Смотрите полную версию на сайте >>>