14 января 2020. В Приморье в 2019 году стало на 1095 предприятий меньше. Бизнес-сообщество бьет тревогу. До недавних пор край традиционно лидировал по росту МСП (малого и среднего бизнеса). Негативную статистику участники рынка объясняют фискальным фактором. В условиях стрессовой экономики, "когда любая соломинка может сломать спину верблюду", МСП не выдерживает давления, сообщает ИА PrimaMedia.
Согласно реестру МСП, на 1 января 2020 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Приморье составило 88444 юрлиц и ИП, тогда как на 1 января 2019 года их числилось 89539. За всё время ведения реестра с 2016 года регион впервые показал отрицательную динамику. Причем за год потери составили столько же, сколько и прирост МСП с 2017 года — 1095 юрлиц и ИП.
"Вроде бы всего 1,2%, но это как минимум 1000 человек, которые обеспечивали заработком себя, пополняли бюджет, обеспечивали свои семьи, не прося у государства, и обеспечивали людей работой, услугами и товарами", — отреагировала в Facebook представитель Приморского краевого отделения "Опоры России" Лариса Бутенко.
— Мы всегда хвастались, что в Приморье растет количество субъектов предпринимательской деятельности, пока в других регионах оно падает. И вот впервые с 2016 года статистика говорит не в нашу пользу. Это сигнал к тому, чтобы задуматься о том, что мы делаем не так, и постараться исправить ситуацию", — прокомментировала Бутенко в разговоре с корр. редакции.
Участники рынка объясняют удручающую статистику, в первую очередь, фискальным фактором. В 2019 году налог на добавленную стоимость (НДС) был увеличен до 20%. Стартовала масштабная реформа по маркировке товаров. Выросли акцизы. Появилась система электронной ветсертификации "Меркурий". Предпринимателей обязали установить онлайн-кассы. И когда обескровленный бизнес ценой высоких издержек перестроился в соответствии с новыми фискальными требованиями, набатом прозвучала новость о том, что отменят ЕНВД — единый налог на вмененный доход, который позволял экономить, платя налоги с "квадрата".
"Из частного бизнеса капитал изымается посредством увеличения налогов и их собираемости. ФНС рапортует опять об увеличении сборов на 30% при не растущей экономике. Это реально страшные цифры", — считает президент DNS Дмитрий Алексеев.
Было. Фото: Сайт реестра МСП
Стало. Фото: Сайт реестра МСП
Лариса Бутенко отмечает, что "при такой агрессивной среде" совместная задача органов исполнительной власти и предпринимательских объединений — вести предупредительную работу, чтобы подготовить бизнес работать по новым правилам.
— Например, до сих пор не снижена ставка по упрощенной системе налогообложения (УСН) для аптек в Приморье. Хотя было подготовлено экономическое обоснование, доказывающее, что при переходе с ЕНВД на УСН 6% от дохода небольшие аптеки будут вынуждены закрыться, и администрация края его поддержала. Я знаю, что некоторые из аптек уже закрылись, не дождавшись, пока депутаты Законодательного собрания примут поправки, — рассказывает Бутенко.
Другим примером собеседница редакции приводит мусорную реформу. Предприниматели обязаны заключать прямые договоры с единым региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. До нового года они отправили заявки в электронном виде по указанному адресу, но оператор не успевает обработать такое количество заявок. А с 1 января ИП и юрлица уже могут штрафовать в рамках закона о мусорной реформе.
— Необходимо держать на контроле такие вопросы — чтобы не приходилось решать все в последний момент и разгребать последствия уже после того, как поменялось законодательство. Нужно заблаговременно просчитывать экономические последствия тех или иных законов. Что будет выгоднее для экономики — например, снизить УСН или потерять налогооблагаемую базу после закрытия предприятий, — говорит Бутенко.
Последствия налоговой реформы, считают предприниматели, негативно скажутся на качестве жизни в отдаленных муниципальных образованиях, где уже сегодня на грани закрытия находятся десятки торговых точек. Лишившись единственного магазина в поселке, жители начинают замораживать хлеб, потому что вынуждены покупать его гораздо реже в райцентре. По оценкам бизнес-сообщества, розничная торговля вообще несправедливо остается за бортом господдержки, а это, в первую очередь, рабочие места и доходы населения.
Согласно реестру МСП, 9000 рабочих мест за 2019 год было утрачено с закрытием предприятий. Остается надеяться, выражает надежду Лариса Бутенко, что эти люди нашли новую работу.
Отметим, что национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" ставит перед регионами амбициозную задачу — до 2024 года увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в Российской Федерации до 25 млн человек.