Как и ради чего ФАС ограничила конкуренцию в дискуссии о будущем рыбной отрасли России

Бизнес и общество годами не могут услышать аргументы антимонопольщиков в защиту аукционного принципа распределения квот на промысел ВБР
Запрещающая табличка на море
Фото: ИА PrimaMedia

25 февраля 2020. Прошлая неделя стала для предприятий рыбохозяйственного комплекса страны и госорганов – регуляторов рыбной отрасли непростой и тревожной: Федеральная антимонопольная служба "реанимировала" подзаглохшую было идею о необходимости кардинально изменить правила игры в рыбодобыче и начать продавать права на промысел рыбы и морепродуктов на аукционах. О стремлении ФАС сделать отечественное рыболовство "конкурентным" и "прозрачным" известно давно. Как, впрочем, и о том, что ведомство, декларативно выступающее за развитие конкуренции где только возможно, само отнюдь не демонстрирует склонности к публичному обсуждению своих инициатив, предпочитая "продвигать" их максимально непрозрачно.  Об этом "молчаливом диалоге" антимонопольщиков с бизнесом и общественностью – в обзоре ИА PrimaMedia.

Понедельник – день тяжелый

В понедельник, 17 февраля, российские СМИ распространили информацию о том, что Федеральная антимонопольная служба подготовила и направила в ряд федеральных органов исполнительной власти проект указа президента РФ  "О национальном плане развития конкуренции на 2021–2025 годы". В документе антимонопольщики предлагают  закрепить ранее отклоненное правительством РФ предложение о полной, по сути, отмене действующего механизма распределения прав доступа к водным биоресурсам и переходе на аукционную продажу долей квот на промысел рыбы и морепродуктов.

Что характерно, проект президентского указа, подразумевающий глобальный слом всей системы государственного регулирования рыболовства, действующей уже более 15 лет, его авторы по какой-то причине не сочли необходимым вынести на обсуждение Экспертного совета при ФАС по развитию конкуренции рыбохозяйственного комплекса, хотя еще в декабре 2019 года антимонопольная служба заявляла, что проект обязательно будет не только направлен в органы исполнительной власти, но и обсужден с "представителями общественных объединений и предпринимателями" — то есть, в нашем случае, с рыбаками и их объединениями.

В такой ситуации отстаивание права отраслевого сообщества на участие в обсуждении будущего рыбохозяйственного комплекса РФ предсказумо взяла на себя Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) – крупнейшее объединение рыбной отрасли страны. Президент ВАРПЭ Герман Зверев уже 17 февраля обратился к главе ФАС Игорю Артемьеву с просьбой все-таки ознакомить с проектом указа президента отраслевое сообщество и вынести его (как и было обещано) на обсуждение профильного Экспертного совета при антимонопольной службе. Однозначной реакции ФАС на предложение ВАРПЭ пока не последовало, однако ведомство Артемьева явно готовится к снятию одностороннего "блока" на обсуждение своих аукционных инициатив с отраслью.

Пониманию того, что открытой и аргументированной дискуссии по поводу того, как же государству лучше распоряжаться национальными рыбными ресурсами, избежать, скорее всего, не удастся, поспособствовала и оперативно озвученная позиция основного регулятора отрасли – Федерального агентства по рыболовству. Уже 19 февраля пресс-служба Росрыболовства сообщила, что регулятор не поддерживает касающиеся рыболовства предложения ФАС в проекте указа президента "О национальном плане развития конкуренции на 2021–2025 годы", о чем в антимонопольную службу уже направлен соответствующий отзыв.  

Предупрежден – значит, вооружен

В подготовке отзыва Росрыболовства на "аукционный" демарш ФАС в столь оперативные сроки технически нет ничего удивительного: федеральные органы исполнительной власти, в зону ответственности которых входит сохранение необходимых для стабильного развития рыбной отрасли страны условий, имели более чем достаточно времени для выработки вместе с отраслевым сообществом аргументов в защиту "исторического принципа".

Первая серьезная атака на гарантирующий устойчивое рыболовство и хороший инвестиционный климат в отрасли механизм распределения долей квот была предпринята ФАС, напомним, еще в 2015 году – в рамках подготовки к историческому для рыбной отрасли заседанию Президиума Госсовета под председательством президента РФ Владимира Путина.

Суммировав предыдущие заявления руководителей антимонопольного ведомства о неких "стагнации" и "неконкурентной среде" в рыбной отрасли, ФАС попыталась включить свои предложения о необходимости коренного изменения базовых принципов отечественного законодательства о рыболовстве в доклад Госсовета, однако редакционная и рабочая группы по подготовке заседания эти предложения не поддержала. В итоге, как известно, Президиумом Госсовета была дана положительная оценка действующему с 2004 года "историческому принципу" закрепления квот и даже дано поручение законодательно увеличить срок действия квотных договоров с 10-ти до 15 лет (соответствующие изменения в федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" были внесены в 2016 году).

Следующую попытку дискредитировать "рыбное" законодательство страны ФАС предприняла в 2018 году, заявив в своем докладе "О состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2017 году", в частности, о снижающейся эффективности производства и отсутствии устойчивого существенного роста финансовых результатов предприятий рыбохозяйственного комплекса.

"Рыбный" раздел доклада и содержащиеся в нем выводы вызвали недоумение  не только у отраслевого сообщества, но и у крупнейшего объединения российского бизнеса – Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Как информировал в августе 2018 года премьер-министра РФ Медведева глава РСПП Александр Шохин (документ находится в открытом доступе – ред.), собранные комиссией Союза по рыбному хозяйству и аквакультуре официальные данные о динамике финасово-экономического развития отрасли прямо противоречат позиции ФАС.   Сальдированный финансовый результат отрасли – рост с 23 млрд рублей в 2013 году до 42,3 млрд в 2017-м. Оборот отрасли вырос со 137,9 млрд в 2013 году до 310,1 млрд в 2017-м. Фискальные поступления – также устойчивый и существенный рост: 2013 год – 31,7 млрд, 2017-й – 42,3 млрд рублей.

Как сообщил тогда президент РСПП правительству РФ, утверждения ФАС о том, что рыбная отрасль является низкоконкурентной из-за того, что "исторический принцип" мешает появлению в ней новых игроков и инвесторов, не проходят проверку реальным положением дел: Росрыболовство регулярно проводит аукционы по продаже долей квот на промысел ВБР (в связи с введением в оборот новых промысловых ресурсов или высвобождением ранее закрепленных лимитов), освоением ВБР, в отношении которых не устанавливается общий допустимый улов, вообще может заниматься любое юрлицо или ИП по уведомительному принципу. Кроме  того, действующая с 2016 года программа так называемых "инвестиционных квот" также открыта для широкого круга инвесторов.

Содержавшееся же в докладе ФАС от 2018 года предложение изъять до 50% квот на "одуемые" объекты промысла у заключивших с государством договоры пользователей и с периодичностью в 3-5 лет продавать права доступа к этим лимитам на аукционах, по оценке РСПП, несло явные риски обрушения инвестклимата в отрасли, ухудшению ее экономических показателей, росту социальной напряженности в "рыбацких" регионах и массового браконьерства.

Также Александр Шохин в своем письме к председателю правительства отмечал, что проект доклада о конкуренции в 2017 году не выносился на обсуждение Экспертного совета при ФАС по развитию конкуренции рыбохозяйственного комплекса, а его обсуждение Общественным советом при антимонопольной службе прошло без участия представителей рыбной отрасли.

В том же году – и так же без обсуждения на прямо предназначенных для этого площадках – ФАС внесла свои аукционные инициативы в "дорожную карту" по развитию конкуренции, утвержденную правительством РФ  в августе 2018-го. Наряду с планами по продаже на торгах 50% крабовых квот "дорожная карта" предусматривала и разработку Минсельхозом и Росрыболовством нормативной базы для изъятия из "исторического принципа" квот на добычу рыбных ресурсов и выставление их раз в 3-5 лет на аукционы. Забегая вперед, отметим, что 21 июня 2019 года глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение исключить пункт о подготовки к переходу на "аукционный принцип" распределения прав доступа к рыбным ресурсам, однако активности Федеральной антимонопольной службы в деле разрушения "исторического принципа" это решение, судя по всему не снизило.

ФАС: "Вас много, а я одна"

Весной 2019 года в очередном докладе ФАС о состоянии конкуренции в РФ (по итогам уже 2018 года) вновь оказались практически дословные повторения выводов антимонопольщиков о неэффективности рыбной отрасли из доклада, подготовленного по итогам года 2017-го.  Единственным способом "лечения" ФАС опять предложила изъятие квот у законно получивших их пользователей и перепродажа прав доступа к ВБР на торгах.

Бизнес-сообществу вновь пришлось напоминать ФАС (глава РСПП Шохин, в частности, уже напрямую обратился к Игорю Артемьеву), что данные Росстата и Федеральной налоговой службы о финансово-экономической ситуации в рыбной отрасли снова – даже при всем желании — нельзя интерпретировать как показатель "стагнации" и "неэффективности". За год сальдированный финансовый результат отрасли вырос до 98,9 млрд рублей, оборот – до 341,2 млрд, а фискальная отдача – до 45,8 млрд рублей.

Оперативно подготовленный "рыбной" комиссией РСПП отзыв на очередной демарш ФАС (а также на аукционные инициативы в "дорожной карте" по развитию конкуренции) позволил сформировать консолидированную позицию в защиту "исторического принципа" не только у бизнес-сообщества, но и у госорганов – регуляторов отрасли, и у членов Федерального Собрания РФ. В апреле 2019 года Минсельхоз РФ публично заявил о нецелесообразности полной отмены базовых принципов российского рыболовства. Росрыболовство, проанализировав опровергающие позицию ФАС доводы бизнес-сообщества, направленные регулятору Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников, заявило об их полной адекватности фактическому состоянию дел в отрасли. В апреле же, принимая так называемый "крабовый закон", который изменил механизм распределения квот на вылов крабов и ввел новое понятие "инвестиционные крабовые квоты", Государственная Дума и Совет Федерации параллельно приняли специальные постановления, призванные оградить "исторический принцип" от дальнейшего размывания. 

В завершение обзора добавим, что на протяжении всего 2019 года бизнес-сообщество неоднократно публично обращалось руководителям Федеральной антимонопольной службы с просьбой аргументировать свое резко негативное отношение к базовым основам действующего "рыбного законодательства" в ходе открытой и честной дискуссии с участием отраслевых организаций и госорганов-регуляторов. Также в сентябре прошлого года президент РСПП обратился к правительству РФ с предложением вынести вопрос об "аукционных инициативах" на рассмотрение правкомиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, чтобы "не допустить негативных последствий для состояния рыбного хозяйства страны".

Об отзывах ФАС на эти инициативы на сегодняшний день ничего не известно, однако непрозрачный характер подготовки уже упомянутого указа президента "О национальном плане развития конкуренции на 2021–2025 годы" может говорить о многом. Впрочем, как уже говорилось, определенный просвет в ситуации все-таки есть: в ответ на обращение президента ВАРПЭ Германа Зверева от 17 февраля этого года антимонопольная служба сочла наконец-то возможным начать аргументировать свою позицию публично – через сообщение пресс-службы. Аргументации за "аукционные инициативы", впрочем, пока немного, ведомство вновь повторило, что переход на аукционное распределение квот "приведет к конкурентному отбору компаний, притоку инвестиций в производственные мощности в регионах, развитию территорий, и, следовательно, повышению качества жизни проживающих там людей".

Единственно конкретной и значимой для отрасли информацией стало высказывание замглавы ФАС Михаила Евраева по поводу того, что антимонопольщики не предлагали отобрать квоты у нынешних пользователей, а планируют отменить "исторический принцип" и перейти на аукционы только после окончания действующих квотных договоров. Как ранее пояснили ИА PrimaMedia в ВАРПЭ,  в случае реализации предложений ФАС масштабный "передел" в виде перераспределения на аукционах коснется ежегодно прав на добычу до 1 млн тонн водных биоресурсов, в отношении которых определяется ОДУ, 50% оставшихся после прошлогодних аукционов крабовых квот, и рыболовных участков, на которых ведется промысел лососевых рыб. Оговорка же замглавы ФАС может означать, что ведомство предлагает лишить большинство компаний, имеющих сегодня квотные договоры, права добывать водные биоресурсы в 2035 году (то есть после истечения срока действия вступивших в силу в 2019 году 15-летних договоров). Хуже может сложиться ситуация у арендаторов рыболовных участков (на которых, в частности, ведется практически весь промысел лососевых в РФ), поскольку здесь сроки действия договоров истекают уже в 2027 году.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость