29 февраля 2020. Сборочно-командное судно плавучего космодрома "Морской старт" покинуло США и направляется в Россию. Об этом сообщает портал Vesselfinder, отслеживающий передвижения кораблей, сообщает Lenta.ru.
Судно покинуло порт Лонг-Бич (штат Калифорния) 28 февраля. Ожидается, что корабль прибудет в российский порт Славянка под Владивостоком 16 марта.
РИА Новости уточняет, что гонконгское транспортное судно Xin Guang Hua с находящейся на нем стартовой платформой Odyssey пока остается в Лонг-Биче.
В октябре 2019 года агентство сообщало, что "Морской старт" подготовили к транспортировке из США в Россию.
Работа по созданию плавучего космодрома началась в 1995 году. Учредителями компании стали Boeing, Ракетно-космическая корпорация "Энергия", норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (современный Aker Solutions), украинские конструкторское бюро "Южное" и завод "Южмаш". В 2009 году "Морской старт" объявил о банкротстве. После реорганизации ведущую роль в проекте получила "Энергия". В 2018 году группа компаний S7 закрыла сделку по покупке имущественного комплекса проекта, став полноправным хозяином плавучего космодрома. Общая сумма сделки, включая вывод из консервации, составила около 150 миллионов долларов.
Зачем "Морской старт" вообще нужен России на Дальнем Востоке
За чередой новостей о планах по перемещению плавучего космодрома из США в Россию из медиапространтства почему-то ушла информация об изначальных причинах его необычного, казалось бы, путешествия в Приморье. Мало кто знает, в чем смысл его появления в Японском море, а, пожалуй, подавляющее большинство любителей новостей, читающих разве что их заголовки, едва ли даже задумываются об этом.
На самом деле о резонности такого большого перехода из Атлантики на тихоокеанское побережье в 2019 году рассказывал глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин. Говоря о возможности транспортировки пускового комплекса из Калифорнии в Приморье рассказал, что его ведомство планирует совместно с компанией S7 перевести на Дальний Восток инфраструктуру проекта "Морской старт" и адаптировать ее под ракеты типа "Союз-5". По его словам, платформа будет грузиться ракетой типа "Союз-5" — "условно в городе Большой камень под Владивостоком", затем выходить в море на экватор, а оттуда запускать ракету в космос, писали об этом в прессе.
Это позволит увеличить грузоподъемность носителей данного типа с 17 до 22−23 тонн. К тому же, выводить спутники на орбиту с экваториальных широт намного дешевле.
Другое дело, что "Морской старт" изначально был "заточен" как раз на это. И точка старта поэтому располагалась на экваторе близ острова Рождества в Тихом океане. Однако проект вряд ли можно назвать особенно успешным.
За двадцать лет с плавучего космодрома было осуществлено всего 36 запусков — 32 из них успешных, три аварийных и один частично успешный. Последний состоялся 27 мая 2014 года: на орбиту был выведен европейский спутник связи Eutelsat 3 В. А в августе того же года было объявлено о приостановке пусковой деятельности в рамках программы из-за отсутствия заказов, после чего платформа и командное судно были законсервированы.
К этому времени из проекта фактически вышли все учредители — американская компания Boeing, норвежская Kvaerner, украинскими КБ "Южное", — и ведущее место в нем заняла российская РКК "Энергия" с 95-процентным пакетом акций. В сентябре 2016-го она объявила о продаже "Морского старта" российскому холдингу S7, который в марте прошлого года и стал законным правообладателем имущества (корабля и морской платформы с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, а также наземного оборудования в базовом порту Лонг-Бич) и товарного знака Sea Launch.
Теперь главный вопрос, дадут ли проекту в России новую жизнь?
— "Морской старт", действительно, создавался в кооперации с американцами, норвежцами и украинцами, — комментирует ситуацию эксперт журнала "Арсенал Отечества" Алексей Леонков. — Предполагалось, что совместная эксплуатация пусковой платформы будет выгодна всем.
Почему "Морской старт" оказался никому не нужен
Об этом на своей странице в "Живом Журнле" экспертно рассуждает блогер Мастерок.жж.рф. Автор пишет о том, почему космодромы, расположенные на экваторе, наиболее эффективны.
В романе американского фантаста Энди Вейера "Артемида" бурное исследование Луны начинается с постройки космодрома в Кении. Запускать проще, дешевле, и вот со всего мира коммерческие компании, расталкивая друг друга локтями, бросаются запускать к Луне коммерческие ракеты-носители. Увы, это фантастика. В реальной жизни выигрыш в возможностях космодромов, расположенных на экваторе, пока не принес ни прибыли, ни успеха.
В интернете постоянно обсуждают судьбу плавучего космодрома "Морской старт", будущее которого вновь оказалось под вопросом.
Если космодром расположен на экваторе, то, используя точно такие же ракеты-носители, с него можно запустить больший по массе груз. Это происходит за счет максимально эффективного использования скорости вращения Земли. Стартуя с "Морского старта" ракета "Зенит-2" может вывести на низкую опорную орбиту почти 15 000 кг полезной нагрузки. А если стартовать с Байконура, то лишь 13 700. Разница существенная.
Кроме того, говоря о запусках ракет-носителей, чаще всего забывают один из важнейших параметров — наклонение орбиты. Наклонение — это угол между плоскостью орбиты спутника и плоскостью экватора (для спутника Земли). И тут есть один очень важный и чрезвычайно неприятный для космонавтики физический закон: "Начальное наклонение орбиты не может быть меньше широты космодрома". То есть чем дальше от экватора расположен космодром, тем на меньшее количество различных орбит он может запускать спутники.
Погодите, но это же космос. Что мешает вывести космический аппарат на максимально близкую орбиту, а затем перелететь на нужную, используя двигатели разгонного блока или самого космического аппарата? Увы, для изменения наклонения требуется потратить очень много топлива, что сделает запуск просто бесполезным. Именно поэтому космодромы, расположенные на экваторе, более эффективны.
Есть и еще один плюс — отсутствие проблем с утилизацией ступеней ракеты-носителя, возвращающихся на Землю после запуска. "Роскосмосу" приходится выделять серьезные площади под падение первых ступеней как на территории Казахстана, так и на Алтае. А если наклонение орбиты на Байконуре поменять, то ступени начнут валиться на голову китайцам, чего Поднебесная никогда не позволит. Падающие ступени часто становятся причиной пожаров в степи. У расположенного на экваторе в океане космодрома таких проблем нет — всё падает в океан и тонет, просто и бесплатно.
У космодрома на экваторе достаточно преимуществ. Неудивительно, что попробовать построить космодром с возможностью дешевого запуска на любую орбиту — давняя мечта любой космической державы. Первыми к снаряду подошли итальянцы в далеком 1962 году. Подписав договор с NASA о запусках американских ракет-носителей, они в территориальных водах Кении построили морской космодром Сан-Марко. Стартовая площадка была создана на двух переоборудованных нефтяных платформах. Можно сказать, что космодром располагался практически на экваторе (меньше трех градусов южной широты).
26 апреля 1967 года состоялся первый старт с космодрома Сан-Марко с полезной нагрузкой. В космос был выведен итальянский спутник COSPAR: 1967-038A, предназначенный для изучения верхних слоев атмосферы.
Стартовый стол космодрома был предназначен исключительно для легких ракет-носителей "Апачи" и "Скаут". Они могли вывести на низкую опорную орбиту космические аппараты массой около 100 кг. Всего до 1988 года было произведено около двух десятков запусков. Увы, к 1990-м годам космодром устарел окончательно — слишком малый забрасываемый вес и большое количество подготовительной работы сделали его неудобным и невыгодным. К тому времени в воздухе уже витала идея создания гораздо более серьезного проекта "Морской старт" — Sea Launch.
Космодром Сан-Марко законсервировали, и он так и ржавеет близ кенийского побережья.