6 марта 2020. Концепция Национального плана развития конкуренции в РФ на 2021-2025 год была рассмотрена Общественным советом при Федеральной антимонопольной службе (госоргане – авторе нацплана) в четверг, 5 марта, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на пресс-службу ведомства. В ходе заседания ОС выяснилось, что ранее проект документа был направлен на согласование в 33 заинтересованных федеральных госоргана, однако получил одобрение лишь 12-ти из них. По итогу заседания совет принял решение вынести проект нацплана развития конкуренции на рассмотрение Общественной палаты РФ. Это решение было поддержано и принявшем участие в заседании председателем Общественного совета при Росрыболовстве, руководителем Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Германом Зверевым, который отметил, что ранее проект нацплана не прошел обязательные процедуры общественного обсуждения.
Напомним, что 17 февраля этого года ряду федеральных СМИ стало известно о том, что ФАС включила пункт о необходимости распределения прав доступа к промыслу водных биоресурсов на аукционах в проект указа президента РФ "О национальном плане развития конкуренции на 2021–2025 годы".
Эта инициатива ФАС, означающая полный слом действующих уже около 15 лет базовых принципов организации отечественного рыболовства, была озвучена ведомством еще в 2015 году при подготовке заседания Президиума Госсовета (состоялось 19 октября 2015 года), но не была поддержана рабочей группой по подготовке заседания.
В 2018 году ФАС добилась включения в распоряжение правительства Российской Федерации от 6 августа 2018 года №1697-р пункта о подготовке доклада в правительство, обосновывающего регулярное – каждые 3-5 лет – проведение аукционов по закреплению квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Однако соответствующее предложение не было поддержано Минсельхозом России и главами регионов и 21 июня 2019 года соответствующий пункт был исключен из правительственного распоряжения. Также отметим, что 10 апреля 2019 года Государственная Дума приняла специальное постановление, в котором рекомендовала правительству Российской Федерации представить официальную позицию о нераспространении установленной для 50% общего допустимого улова крабов практики аукционов на другие виды водных биоресурсов (включая оставшиеся 50% общего допустимого улова крабов). 26 июля того же года аналогичное постановление было принято и Советом Федерации.
5 марта при обсуждении нашумевшего проекта нацплана начальник правового управления ФАС Артём Молчанов отметил, что "недискриминационный доступ к природным ресурсам" может распространяться на все виды природных ресурсов, включая нефть, газ, все виды руд, древесину и водные биоресурсы. Однако в ходе обсуждения докладчик не смог пояснить участникам заседания, например, действие реальных механизмов расширения участия малого и среднего предпринимательства и увеличения степени конкуренции в добыче тех же природных ископаемых, право на разработку которых предоставляется, напомним, лицензиями на срок более 80 лет.
В своем содокладе председатель Общественного совета при Росрыболовстве Герман Зверев озвучил консолидированную позицию рыбной отрасли относительно ключевой темы дискуссии.
"Общественный совет при Росрыболовстве и рыбацкое сообщество в целом всегда придерживались следующей позиции: водные биологические ресурсы (как и природные ресурсы в целом) принадлежат Российской Федерации, а права пользования ресурсами закрепляются на долгосрочный срок за добросовестными пользователями.
Мы считаем, что общественная дискуссия о принципах закрепления водных биологических ресурсах должна происходить открыто и гласно, профессионально и аргументированно",
– подчеркнул Герман Зверев.
Докладчик отметил, что обстоятельная общественная дискуссия о принципах закрепления квот на добычу водных биоресурсов уже проходила в 2015 году при подготовке заседания Президиума Госсовета 19 октября 2015 года и была подытожена перечнем поручений Президента. Председатель ОС при Росрыболовстве также познакомил участников заседания с результатами работы рыбной отрасли за прошедшие 5 лет. Очевиден существенный рост налоговой, инвестиционной и в целом экономической эффективности отрасли: например, налоговые поступления отрасли за минувшие пять лет увеличились в два раза и превысили 50 млрд рублей, а инвестиции выросли с 9 млрд рублей до 45 млрд рублей (прогноз на 2020 год – 50 млрд рублей). Зверев также напомнил, что по уровню заработной платы рыбная отрасль входит в "пятерку" самых высокооплачиваемых отраслей российской экономики.
Кроме того, председатель Общественного совета при Росрыболовстве отметил, что проект Национального плана по развитию конкуренции не прошел обязательные процедуры общественной экспертизы, предусмотренные законодательством. Так, проект Национального плана не рассматривался на заседаниях Экспертного совета по развитию конкуренции в рыбохозяйственном комплексе, фактическая деятельность которого была по неизвестной причине остановлена в 2013 году. Не была учтена позиция общенациональных бизнес-объединений – РСПП и ТПП – при подготовке в 2018-ом и 2019 годах ежегодных докладов о состоянии конкуренции, что привело к искаженным выводам в подготовленных докладах. Также ФАС России в течение целого ряда лет не представляет доказательства определяющего влияния действующего принципа распределения квот на уровень розничных цен на рыбопродукцию и не сделала анализ "доли" розничных сетей в конечной стоимости рыбопродукции. Вывод ФАС России о недостаточном уровне конкуренции в рыбохозяйственном комплексе не подтверждается необходимыми исследованиями, продолжил докладчик, так как за период с 2010 года ФАС не проводила комплексный анализ рынков по каждому виду продукции из водных биоресурсов.
"Этого явно недостаточно для того, чтобы сделать обоснованный вывод о состоянии конкуренции в отрасли в целом",
– заявил глава Общественного совета при Росрыболовстве.
В ходе заседания Общественного совета при ФАС также выступили представители ключевых общенациональных бизнес-объединений (РСПП, ТПП, "Опора России"), представители экспертного сообщества. По итогу обсуждения Общественный совет при ФАС принял решение рассмотреть проект Национального плана по развитию конкуренции в Общественной палате Российской Федерации совместно с председателями общественных советов всех федеральных ведомств.
Добавим, что 4 марта руководитель ФАС России Игорь Артемьев заявил в ходе выступления на "правительственном часе" в Государственной Думе о том, что приглашает принять участие в обсуждении проекта Национального плана развития конкуренции России на 2021 – 2025 годы депутатов Государственной Думы.