Андрей Поленчук: В отличие от ряда регионов России, в Приморье ценят в продуктах качество

О диктатуре желтых ценников, фермерском молоке и, конечно же, о настоящей колбасе из настоящего мяса

26 марта 2020. Приморские производители пищевых продуктов сегодня оказались перед сложным выбором — между стремлением сохранить традиционно высокий уровень качества и необходимостью учитывать растущую ориентацию конечного потребителя на продукцию сегмента "эконом". О том, как региональный производитель может – и может ли вообще – разрешить эту дилемму,  корр. ИА PrimaMedia побеседовал с Андреем Поленчуком, руководителем пищевого  направления группы компаний АО "Белуга Групп". 

Справка: дистрибуционная компания "РодСтор Групп" наряду с такими крупными предприятиями Приморья по производству продуктов питания, как ОАО "Находкинский мясокомбинат", ОАО "Молочный завод "Уссурийский" и ОАО "КВЭН", входит  в федеральный холдинг "Белуга групп" и занимается формированием ассортиментной стратегии и системой дистрибуции производимой продукции.  Также "РодСтор Групп" активно развивает на Дальнем Востоке собственную сеть придомового ритейла "Доброе Дело. Продукты домой" (на сегодняшний день сеть насчитывает 150 торговых точек в Приморье и Хабаровском крае), делая ставку на соотношение доступных цен и традиционно высокого качества продукции. Группа компаний производит такие бренды, как "Родимая Сторонка", "Сельские Мотивы", "Доброе Дело", "КВЭН", "Токимо".

В режиме жесткого дискаунтера

— Андрей Викторович, нас всех основательно приучили к "желтым" ценникам в продуктовом ритейле. Многие покупатели сегодня практически рефлекторно "считывают" только стоимость товара, и очень редко задумываются о качестве. Как этот тренд изменил рынок?

— В настоящий момент рыночная ситуация складывается таким образом, что одним из динамично развивающихся сегментов является сетевой ритейл, который работает по системе разной глубины цены и качества продукции. Доходы населения снижаются, и общий тренд потребления тяготеет к "распродажам" и "желтым ценникам". И как вы справедливо заметили, растет количество покупателей, реагирующих только на "желтую" цену. Мы проводили исследование и выяснили, что 47% спроса по молочному направлению – это очень дешевый продукт в самом низком ценовом сегменте, сегменте самого "жесткого дискаунтера". 

А что такое "низкий ценовой сегмент" на наших молочных полках? Это — совершенно точно привезенный товар, то есть произведенный не в Приморье. И точно неизвестно, что там внутри – восстановленное молоко с заменителями молочных жиров, или вообще только растительные компоненты. Мы регулярно проводим лабораторные исследования ввезенного конкурентного товара и с грустью можем говорить, что далеко не все производители молочной продукции из других регионов добросовестно и правдиво указывают информацию о готовой продукции на упаковке.

— То есть покупателю уже не важно, что написано на этикетке о составе продукта?

— Покупатель, естественно, разделен на разные группы, и об одной из них мы уже говорили. Но то же Приморье, например, всегда отличалось и отличается хорошим объемом потребления качественных продуктов. Это видно и по молочному, и по мясо-колбасному направлениям. Люди покупают и настоящее молоко, и колбасу из мяса. То есть местные потребители, выросшие на этой культуре, неохотно переключаются на другой продукт. Но есть, действительно, и достаточно молодое поколение покупателей, которые в принципе не читают этикетки. Так что никто из них, образно говоря, "не заморачивается", из чего состоит, к примеру, "молоко" или  "колбаса".

— Диетологи и пресса уверяют нас, что, как правило, из разведенных смесей, влагоудерживателей и консервантов.

— Всегда рекомендую внимательно изучать состав. К примеру, в классической рецептуре колбасы (неважно какого наименования) должны быть свинина, говядина, курица или их сочетание, специи и другие неискусственные ингредиенты, которые регламентируется ГОСТом или ТУ  — и больше ничего. Если мы видим там соевый белок, эмульсию шкуры или какие-то гранулы и прочее,  к такому изделию следует отнестись как минимум с осторожностью. Например, иногда потребитель реагирует на "желтый" ценник и покупает колбасу, где больше не мясного сырья, а "сала". Причем никто и не догадывается, что полупрозрачная капелька в колбасе – даже не сало, а целлюлоза. 


Продукция приморского производителя. Фото: группа компаний АО "Белуга Групп"

Пошли на принцип

 — То есть ваш слоган "Колбаса из мяса" — это больше не про маркетинг, а про декларацию принципов производителя?

— Мы работаем по принципу "если колбаса, то из мяса".  Поэтому в нашей флагманской линейке сырокопченых колбас (в т.ч. колбаса "Коньячная", "Нежная") на килограмм готовой продукции идет полтора килограмма мясного сырья — без замен, без свиной шкуры и прочих субпродуктов. 

— Еще один продукт от "РодСтор Групп" – крабовые  палочки, их производит ваш завод "КВЭН". Применив ваш принцип, можно сказать, то это – "палочки из краба"? И что тогда можно назвать просто "крабовыми палочками"?

—  В состав дешевых крабовых палочек  входит до 80% крахмала, красители, и некий "рыбный фарш". Причем зачастую оказывается, что даже в этом "рыбном фарше" самой рыбы — не более 10%.  

Завод "КВЭН" работает с японскими поставщиками сурими — дробленого фарша, который в Японии производится только из океанической рыбы так называемых "белых пород". В 2012 году все производственные линии были полностью заменены — на новое высокотехнологичное японское оборудование. А рыбного сырья в японском сурими, из которого делаются крабовые палочки КВЭН "Императорские", — не менее 90%, и мы действительно добавляем в фарш мясо краба.


Продукция приморского производителя. Фото: группа компаний АО "Белуга Групп"

Тогда как, например, у китайских аналогов "палочек" в сырье  – в лучшем случае содержится 20-30% рыбного фарша. Причем это сырье, по сути, сурими и не является, ведь оно производится из отходов рыбного промысла, генномодифицированного крахмала, соевого белка, стабилизаторов, усилителей вкуса и красителей. 

 — А вот система электронной ветеринарной сертификации "Меркурий" как-то "сдвигает" рынок пищевых продуктов в сторону большей пусть не натуральности, но безопасности, качества?

— Сама идея создания системы для обеспечения безопасности пищевой продукции – правильная. Но пока еще рано говорить, что благодаря "Меркурию" в магазинах стало меньше контрафакта. "Меркурий" в полную силу работает с 1 ноября 2019 года (включена дополнительно молочная продукция), это еще очень небольшой срок. Должно все-таки пройти время, прежде чем недобросовестные производители или уйдут с рынка вообще, или поменяют свой подход к производству продукции, начнут выдавать качество в соответствии с регламентами, установленными в Российской Федерации. При этом уже сейчас можно говорить о том, что те производители, которые использовали некачественное сырье, уже вынуждены поднимать цены, становятся менее конкурентны, так как они больше не могут в обход закона экономить на себестоимости производства. 

Симбиоз развивает рынок

— Вернемся к взаимоотношениям различных участников продуктового рынка — производителя и поставщиков сырья, производителя и ритейла. Те же потребители (особенно приезжие из других регионов) зачастую почти единогласно заявляют об очень низком качестве ассортимента в сетях Приморья, где даже якобы "премиальные" товары нередко оказываются очень бюджетным импортом с накрученной ценой. Розница в целом "занижает планку" качества продуктов?

— Розница предпочитает товар, который пользуется спросом. Да, с одной стороны, сети сами формируют этот спрос, а с другой – вынуждены ориентироваться на потребности покупателя, который хочет видеть на полке качественный товар местного производства.

— Есть ведь и проблема высокой наценки, когда ритейлер "накручивает" на цену поставщика от 50-ти до 100%. Как вы ее решаете?

— Существует масса тонких моментов между сетевым ритейлом и местными поставщиками, производителями, однако договориться всегда можно. Кроме того, для себя мы отчасти решаем этот вопрос через взаимодействие с муниципальными властями. 

В Находкинском городском округе компания "РодСтор Групп" открыла сеть собственных торговых точек, где продается вся продукция, производимая на наших предприятиях. Хочется выразить благодарность департаменту торговли и предпринимательства администрации Находки в лице руководителя Корейкиной Галины Васильевны и первому вице-мэру города Олегу Кутняшенко, которые в рамках своих полномочий сделали все возможное, чтобы наши павильоны работали в Находке. Интерес городских властей закономерен – ведь сеть "Доброе дело", это, отчасти и социальный проект, потому что в наших торговых точках продается качественная продукция по доступным для широких слоев населения ценам. 

Надеемся, что администрации других приморских территорий войдут с нами в конструктивный диалог, который позволит расширить торговлю такого формата. Ведь главная цель этого проекта – сделать доступнее качественную продукцию местных производителей для дальневосточников.

Всего же таких точек в Приморье и Хабаровском крае сегодня – уже 150. Это достаточно успешный проект, и в целом он позитивно сказывается на продовольственном рынке.

— Насколько известно, производственные молочные площадки холдинга, в который в том числе входит и "РодСтор Групп" в Приморье – одни из немногих игроков рынка, которые плотно работают с фермерскими хозяйствами. Фермерские хозяйства,  в свою очередь, явно заинтересованы в таком сотрудничестве. И слово "фермерский" — это сейчас в сознании потребителей практически синоним слову "качественный". Так почему настоящие фермерские продукты скорее можно найти на сайте объявлений, чем в супермакете?

— Если мы говорим о молочном направлении, то, прежде всего, из-за дорогостоящего оборудования по переработке сырья и выработки готовой продукции высокого качества, а также из-за требования рынка производить сразу широкий ассортимент в разных товарных категориях. Ритейлерам ведь нужно не только молоко, нужны также сметана, кефир, кисломолочная продукция и т.д. Так что любой производитель прямо заинтересован в расширении ассортимента. Но для того, чтобы, например, запустить традиционную линейку молочной продукции, требуется серьезнейшие инвестиции, порой достигающие порядка 1 млрд рублей. 

Второй момент здесь – высокие операционные расходы. Например,  когда вы должны привести товар до каждой торговой точки вовремя (молочная продукция – это ведь "скоропорт") и в нужных объемах – хоть одну бутылку, хоть ящик, — и по цене, которая устроит покупателя. 

— Любопытно все же, почему такая крупная компания предпочитает закупать молоко у фермерских хозяйств Приморья, а не организовать, например, собственное производство полного цикла, то есть, как говорят, "от коровы до полки"? Ведь сегодня многие крупные переработчики активно инвестируют в предприятия закрытого контура — покупают скот, земли для выращивания кормов, то есть стремятся полностью обеспечивать себя сырьем.

— В действительности, у крупных переработчиков — разные стратегии. В Приморье заявлены серьезные проекты как раз таких предприятий закрытого контура. Да, это — живое молоко собственного производства. Но это — и отдельная компетенция, и совершенно другая логистика, ведь надо еще завезти скот, приобрести современное высокотехнологичное оборудование (не только производственное), правильно производить селекцию и т.д. 

Нам же ближе рыночный симбиоз, в котором мы – переработчики, дистрибуторы и создатели продукта – делаем то, в чем добились большого профессионализма, а сельхозпроизводители, в свою очередь, так же профессионально занимаются своим делом. И здесь, что интересно, появляется компонента социальной составляющей в деятельности крупного бизнеса, направленная на решение важных государственных задач. Ведь государство субсидиями и другими формами поддержки сегодня активно помогает фермерам. Со своей стороны, крупная компания-переработчик обеспечивает малому бизнесу самое важное – то есть сбыт, дает уверенность в завтрашнем дне. 


Продукция приморского производителя. Фото: группа компаний АО "Белуга Групп"

 — А упомянутая вами господдержка фермеров действительно ощутима?

— Во многом благодаря мерам поддержки молочной отрасли Приморье сегодня – один из регионов, где растет количество собираемого цельного молока. Негативную статистику прошлых лет удалось переломить, так что на сегодняшний день по молочному направлению наше предприятие, например, полностью обеспечено сырьем за счет местных сельхозхозяйств. Если господдержка будет развиваться и дальше в этом правильном русле, с учетом интересов производителей, то качество и производительность будет только расти. Мы, безусловно, в этом однозначно заинтересованы – в настоящем молоке, мясе, рыбе. 


Продукция приморского производителя. Фото: группа компаний АО "Белуга Групп"

 — Но настоящее по определению  не может быть дешевым. А ситуация на рынке вынуждает  производителя соглашаться на участие в различных "социальных акциях", ценовых программах. То есть пресловутый "желтый" ценник – это, скажем так, неизбежное зло?

— "Желтый" ценник – это реалии рынка. Он всегда, по сути, означает недополученную прибыль производителя, а ведь в условиях высокострессовой ситуации в экономике содержать крупный бизнес становится все сложнее. Это вопрос с остатками товара, и закуп сырья на долгий период, потому что, например, если говорить о той же колбасе, качественное мясное сырье в России — в дефиците, а ведь его нам нужно закупать в достаточном объеме, чтобы покрыть потребность производства.  

Но мы действительно акционно снижаем цены, не снижая при этом качества. Активно, в частности, поддерживаем акции в рамках региональной программы "Покупай Приморское", когда часть продуктов в торговых сетях продается с минимальной наценкой. Такие товары выделены специальными ценниками, они сразу бросаются в глаза. Программа, как вы знаете, успешно работает по краю уже второй год. 

По итогу "желтый" ценник – это же не только издержки, но и социальная миссия нашей компании, как крупного переработчика. И мы видим, как потребитель откликается на это, он понимает качество нашего продукта и выбирает его — со скидкой или без. 

Я полагаю, что приморские производители будут продолжать удерживать достаточно высокий уровень качества. В том числе – и благодаря мерам поддержки, которые оказываются им на региональном, федеральном уровнях. 

Смотрите полную версию на сайте >>>