ТОРы Дальнего Востока провалили проверку Счетной палаты

Отсутствие инфраструктуры и низкие темпы строительства тормозят реализацию инвестпроектов
ТОР "Надеждинская"
Фото: Корпорация развития Дальнего Востока

16 апреля 2020. Счетная палата оценила результативность территорий опережающего развития с 2015 по 2018 год и сообщила о проблемах, которые тормозят реализацию инвестпроектов. Так или иначе, все они сводятся к отсутствию инфраструктуры и низким темпам строительства. По оценкам и аудиторов и предпринимательского сообщества, режим ТОРов нужно совершенствовать — повышать эффективность работы управляющих компаний и освоения целевых средств. Сегодня из всех территорий ТОСЭР не освоено и одного процента, к отдельным участкам резидентов до сих пор не подведены электричество, вода и канализация, сообщает ИА PrimaMedia.

Невысокие показатели

Счетная палата подготовила "Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики применения преференциальных режимов, действующих на территории Российской Федерации, с точки зрения их влияния на экономический рост и соответствия заявленным целям".

Проведя проверку, аудиторы отметили недостаточную результативность ТОРов по ряду показателей. В первую очередь, это отсутствие инфраструктуры и низкие темпы строительства.

Закон о "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" № 473‑ФЗ действует с 2015 года. За это время в России создано 65 ТОСЭР, 20 – в ДФО, из них в Приморье четыре — "Надеждинская", "Михайловский", "Большой Камень", "Нефтехимический". Соглашения о ведении инвестиционной деятельности с АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (КРДВ) заключили 435 резидентов. Суммарный объем инвестиций по всем проектам дальневосточных территорий опережающего развития превысил 2,9 трлн рублей. 

Счетная палата сообщает, что на сегодняшний день из всей площади ТОСЭР освоено 0,009 % или 2,8 тысяч га. Площадь земельных участков, предоставленных для строительных целей, составила 18,1 тысяч га, или 0,06 % отведенной территории. Самым проблемным вопросом является подключение к инженерным сетям.

"ТОРам уже более пяти лет, а проблема коммуникаций стоит по-прежнему остро. Так, в ТОР "Надеждинская", где больше всего резидентов по Приморью, свет, вода и канализация к отдельным участкам не подведены до сих пор. Есть какие-то общие точки подключения, но этого недостаточно", — комментирует исполнительный директор Ассоциации резидентов ТОР и СПВ Денис Гарин. 

По словам собеседника агентства, невыполнение сроков строительства – одна из главных причин невысоких показателей. Резиденты рассчитывают инвестиции, кредитную нагрузку, заключают контракты с поставщиками в расчете на то, что государство своевременно выполнит свои обязательства.Сорванные планы выливаются в значительные издержки.

"Резиденты, которые несут ответственность не только перед государством, но и перед инвесторами,  за свой счет временно подводили инфраструктуру к участкам – электричество и все, что необходимо для стройки. Эти дополнительные затраты изначально не были оговорены", — комментирует Денис Гарин.

В то же время, отмечают аудиторы, федеральным законом № 473‑ФЗ не предусмотрены нормы о создании инфраструктуры ТОСЭР в соответствии с планами-графиками. Не прописаны требования порядка подготовки, согласования и утверждения таких планов, которые считаются обязательными для предоставления субсидии. Действующие схемы территориального планирования не в полной мере учитывают показатели ввода мощностей объектов, размещаемых в границах ТОСЭР.

Предпринимательское сообщество видит проблему в распределении обязательств между участниками инвестиционной деятельности со стороны государства и частного сектора.

Развитием инфраструктуры преференционных территорий Дальнего Востока занимается АО "Корпорация развития Дальнего Востока" на субсидии из федерального бюджета. Корпорация выполняет, по сути, административную функцию – выдает статус резиденту, проводит через себя денежные потоки и контролирует генподрядчика, который ведет строительство. Постоянную смену подрядчиков резиденты называют одной из главных причин отставания в реализации проектов. Подрядная организация не выполняет обязательства, и Корпорация снова объявляет конкурс. В итоге сроки затягиваются.

"В моем понимании управляющей компании надо отдать функции, которые сегодня выполняет генподрядчик. Если бы КРДВ в качестве заказчика-застройщика контролировала строительство и осуществляла строительный надзор, это была бы другая мера ответственности и другие риски. На данный момент подрядчики часто меняются", — говорит Денис Гарин.

Инвесторы с пустыми участками

Еще одна причина недостаточной эффективности ТОРов – сами инвесторы. По данным за 2018 год, 48,2 % резидентов в ДФО не исполняли условия соглашения.

Счетная палата сообщает, что ни федеральный закон № 473‑ФЗ, ни другие документы не предусматривают ответственности для резидентов за неисполнение своих обязательств. И сам подход к оценке заявленных проектов достаточно формальный.

"Есть резиденты, которые находятся на участках достаточно давно и за это время не начали делать ровным счетом ничего. Здесь сложно говорить о причинах. С одной стороны, резидент может указать на отсутствие инфраструктуры и будет по-своему прав. С другой стороны, некоторые явно и не торопились реализовывать проекты. Причем заняли довольно выгодные участки, где есть инфраструктурные площадки, планируется подведение коммуникаций. В итоге другие резиденты не могут зайти в ТОРы, потому что там присутствуют крупные инвесторы первой волны с большими пустыми участками", — комментирует Денис Гарин.

На всех территориях действия ТОСЭР ДФО, за исключением Чукотского автономного округа, имеются убыточные резиденты – юридические лица, сообщает Счетная палата. Это количество постоянно увеличивается. На территории Хабаровского края и Амурской области почти половина резидентов являются убыточными.

В части поступлений в бюджеты всех уровней ТОРы пока не приносят эффекта. Практически во все налоговые периоды суммы налога на добавленную стоимость (НДС), возмещенные из бюджета, превысили суммы всех уплаченных резидентами ТОСЭР налогов. В ДФО сумма превышения составила 25 655 092 тысяч рублей, сумма неуплаченного налога – 4 208 009 тыс. рублей.

"Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значительный объем недополученных доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с созданием и функционированием ТОСЭР", — сообщает Счетная палата.

По словам Дениса Гарина, это логично, ТОРы создавались для снижения налоговой нагрузки на инвесторов, и бюджетная эффективность появится не ранее 2028 года, учитывая, что ТОСЭР создавались с 2015 года. В КРДВ приводят в пример опыт государств Юго-Восточной Азии, где похожие преференционные режимы начали работать на экономику спустя 10-15 лет.

Гарантии отменили

Дестабилизировал многих инвесторов пересмотр льготы по страховым выплатам.

Среди заявленных преференций резидентам было гарантировано применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6% вместо базовых 30% на все рабочие места в течение 10 лет. Однако в 2018 году законодательство изменилось, и гарантированные льготы были объявлены недействительными, так как отныне они распространялись только на вновь созданные рабочие места. Резидентов, которые зашли в ТОРы и СПВ с проектами модернизации и развития на базе уже действующих предприятий, обязали платить страховые взносы по базовой ставке. Этот фактор также отметила Счетная палата.

На конец 2018 года у резидентов ТОСЭР, применяющих пониженные тарифы, задолженность по уплате взносов составила 1 711,5 тысяч рублей, из которой 1 627,2 тысяч рублей (95 %) – за расчетный период, когда применялись пониженные тарифы.

Кроме того, аудиторы пришли к выводу, что основы государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года не содержат мероприятий по созданию ТОСЭР.

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, принятая 10 лет назад, в дальнейшем не корректировалась и, как следствие, не содержит положений о ТОСЭР, сообщается в отчете.

Отсутствие мероприятий по созданию и развитию ТОСЭР характерно и для остальных семи стратегий социально-экономического развития федеральных округов. Корректировка данных документов не проводилась не только со вступлением в силу Федерального закона № 473‑ФЗ, но и после принятия Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172‑ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Вклад созданных ТОСЭР в социально-экономическое развитие Дальнего Востока оценивать пока рано, но аудиторы уже отметили, что существующие инструменты мониторинга не позволяют точно рассчитать эффект. Они не включают в себя показатели, характеризующие качество изменений социальной сферы и условия жизни населения ДФО.

На Дальнем Востоке в принципе отсутствует систематизация отслеживания реализации инвестпроектов от подписания соглашения о намерениях до запуска реального производства и выпуска продукта, сообщает Счетная палата.

"Сегодня нельзя однозначно говорить об эффективности ТОРов. Во-первых, они до сих пор не заработали в полной мере, запущено минимальное количество предприятий. Но совершенно очевидно, что отменять этот режим ни в коем случае нельзя. Речь должна идти о повышении его эффективности, настройке работы управляющих компаний и, прежде всего, денежных потоков, которые направляются на строительство инфраструктуры", — заключил Денис Гарин.

Новый план

Как сообщает Корпорация развития Дальнего Востока, из федерального бюджета на создание инфраструктуры в ТОРах израсходован 21 млрд рублей, а резиденты 20 территорий за пять лет инвестировали 711 млрд рублей. Эффективным показателем бюджетных расходов считается показатель: когда на один рубль государственных денег приходится десять частных. Сегодня это 1:34. 

В наступившем году Корпорация увеличит количество мероприятий по созданию инфраструктуры для резидентов. Согласно плану закупки товаров, работ и услуг, в 2020 году АО "КРДВ" выступит заказчиком проектирования и строительства 47 новых инфраструктурных объектов на восьми ТОР в Приморском, Хабаровском, Камчатском, Забайкальском краях и Амурской области, в том числе речь идет о технологическом присоединении к инженерным сетям. Общая стоимость планируемых конкурентных закупочных процедур составит около 2,7 млрд рублей.

На площадке ТОР "Надеждинская" будет возведено производственно-административное здание с внутренними инженерными сетями. Инвесторы смогут арендовать помещения для реализации своих проектов на льготных условиях и разместить в здании площадью около 2,8 тысяч квадратных метров производства различного профиля. Стоит отметить, что подобные производственно-административные здания АО "КРДВ" ранее построило для нужд резидентов территорий опережающего развития "Хабаровск" и "Комсомольск".

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость