Валентина Ворошилова: от МИДа до меда, или Как дипломатию меняют на пчеловодство

Сделать Приморье медовой житницей России при поддержке Центра Мой бизнес задумала молодой предприниматель из Приморья
Мой бизнес
Валентина Ворошилова
Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia

18 декабря 2019. Интересный человек – Валентина Ворошилова, основатель и руководитель ООО "Сота", создательница первого брендового магазина "Сота" во Владивостоке. Ей бы рассказать о том, как так получилось, что выпускница факультета международных отношений ДВГУ (сейчас вуз называется ДВФУ), окончившая его с красным дипломом, занялась в итоге совместно с департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (в настоящее время — министерство сельского хозяйства Приморского края) разработкой проекта "Промышленное пчеловодство в Приморском крае" и уже в 2020 году вместе с единомышленниками планирует начать реализацию проекта розничных магазинов "Дом мёда Приморский", ведя переговоры о создании таких магазинов и в соседнем Китае: в Суйфэньхэ, Харбине и Шанхае. А она восторженно рассказывает корр. ИА PrimaMedia о Гузели Санжаповой, соучредительнице известной фирмы Coco Bello, выпускающей брендовую одежду и продукты питания.

Где родился, там и пригодился

24 ноября во Владивостоке состоялся масштабный форум "Мой бизнес". Площадка, организованная Министерством экономического развития России совместно с университетом "Синергия", администрацией Приморья и краевым центром "Мой бизнес" в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", собрала больше 1 тысячи участников – действующих предпринимателей Приморья и тех, кто только задумался начать свое дело. Личными историями взлетов и падений, лайфхаками и инструментами для развития своего дела с приморцами делились ведущие бизнес-гуру России. Среди экспертов, приглашенных на форум, была и Гузель Санжапова — личность во многом легендарная.

Приезжает как-то Гузель в родное уральское село Малый Турыш и видит, что село находится в полном упадке. Единственный человек, старающийся держаться на плаву, — ее отец, да и у того мало что получается. Владея 63 ульями и собирая первоклассный мед, он никак не может наладить его сбыт: среди односельчан предложение превышает спрос, а продажа оптовикам не приносила прибыли. И тогда Гузель решила помочь не только отцу, но и всему селу.


Гузель Санжапова. Фото: Новиков Игорь

Фирма CocoBello взялась за реализацию амбициозного и, прямо скажем, фантастического проекта по промышленному выпуску медовых деликатесов — крем-меда (получается путем постоянного размешивания свежего откаченного меда до момента, когда он начинает кристаллизоваться) и медовых муссов с пятью экзотическими вкусами: черника и розмарин, клубника и базилик, облепиха и корица, лимон и имбирь, какао-бобы и фундук.

В орбиту производства с самого начала предполагалось втянуть все взрослое население Малого Турыша. Постепенно Малый Турыш стал преображаться. В селе появился водопровод, детские площадки, клуб. Как и планировалось, местное население, в основном женщины-пенсионерки, привлекаются для сбора ягод и дикоросов. Ягодами украшают крем-мед, из них же собираются изготавливать вкусные добавки к чаю.

Похожим путем пошла и Валентина Ворошилова: проект, над которым она работала последние годы — "Промышленное пчеловодство" — получил статус регионального и нашел поддержку правительства Приморского края. Сделать регион медовой житницей России для Валентины теперь не бизнес-цель, а миссия всей жизни. Она мечтает объединить сообщество пчеловодов, в корне изменить культуру пчеловождения, привлечь в отрасль молодежь. А сделать это можно, только сделав пчеловодство по-настоящему прибыльным бизнесом, обеспечить ему рынки сбыта, сделать приморскую продукцию популярной и востребованной не только в крае, но и во всем мире.

У Ворошиловой есть программа, план конкретных действий, который позволит воплотить все задуманное. Сделать программу еще лучше, заручиться поддержкой краевых властей она смогла во многом благодаря учебе в РАНХиГС по специализации "Государственное муниципальное управление". Уже в марте бизнес-леди выйдет на защиту магистерской работы "Строительство высокотехнологичного комплекса "Дом мёда Приморский", который подразумевает сбор сырья местных производителей и его переработку. Полученная продукция отправится как на внутренний рынок, так и на экспорт. Этот проект выполняет задачи национального проекта "Международная кооперация и экспорт".

Тем более что про работу на мировых рынках Валентина знает не понаслышке – путь на экспорт с собственным брендом "Приморский мед" она прокладывала самостоятельно. В прошлом году открыла первый розничный магазин "Сота" во Владивостоке, и это принесло продукции еще большую известность. Сейчас заказы на продукцию стали поступать из США, Новой Зеландии, Малайзии, недавно образцы направили в Кувейт.Знает Ворошилова и как уберечь свою продукцию от подделок. Сейчас она является экспертом по мёду в двухсторонней комиссии Россия-Китай по выявлению контрафакта.

"Как у Ворошиловой"

Как и Гузель Санжапова, Валентина Ворошилова родилась в глубинке. Только в Приморье, в Кировском районе. Отец, Николай Колесников, работал егерем, затем госохотинспектором. Дочь брал с собой и на рыбалку, и на охоту, и на пасеку.

— Я хорошо умею стрелять. Когда поступала в таможенную академию, у меня первые места по стрельбе были. Всему обучил. На охотугодье была большая пасека, и, сама не понимая, я впитывала это ремесло с раннего возраста. Есть такое выражение в семье "выращенная с ложкой мёда". Так что эта среда для меня привычна с детства. Я, когда сегодня на свои пасеки приезжаю, спецодежду на себя даже не надеваю. Не боюсь пчел. Да и в детстве не боялась, — рассказывает Валентина. — Для меня тайга, пасека — это места силы, восполнения энергии. Не каждому мужчине по плечу дело, которым я занимаюсь.

По окончании школы с тихой жизнью в красивейшем природном уголке Приморья пришлось расстаться. Кстати, по инициативе отца, решившего, что будущее дочери должно быть связано с чем-то более масштабным. А тут в Дальневосточном государственном университете как раз открылся факультет международных отношений, окончание которого сулило известные дипломатические перспективы.

Учеба на факультете шла успешно. Помимо многих премудростей, необходимых для будущего дипломата, Валентина изучала три языка — английский, испанский и китайский. Итогом обучения стал красный диплом и практика в МИД РФ. Затем была работа в департаменте международного сотрудничества Приморского края. Однако стезя чиновника не прельщала. Валентина решила пуститься в свободное и рискованное плавание в море бизнеса.


Валентина Ворошилова. Фото: Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia

Работая в холдинге Евро-Азиатское юридическое агентство, стала участницей краевой Президентской программы подготовки управленческих кадров. Защитила диплом на тему "Развитие пчеловодства в Приморском крае". 

— Это было в 2011 году, — вспоминает Валентина. – Тогда же я устроилась на работу в компанию "Дилан". Занималась распространением продукции компании и узнала от товароведов, что нормального меда в торговых сетях Владивостока нет. И в сентябре того же года я зарегистрировала свое ИП. Я ничем не рисковала. Мед был с отцовской пасеки. Был и опыт фасовки меда в бутылочки. Первая сеть, в которую я вошла, был гипермаркет "В-Лазер" на Океанском проспекте. Дальше — больше. Стала сотрудничать с сетью "Реми", наращивала клиентскую базу. В 2014 году начались экспортные подвижки. Медом заинтересовались китайцы. Бум случился в 2015 году, когда из-за разницы курса рубля китайцы, приезжавшие во Владивосток, стали скупать в больших количествах многолетний запас меда, накопившийся у приморских пчеловодов.

В 2017 году Валентина организовала кооператив "Промышленное пчеловодство", стала его председателем. В кооператив вошли пчеловоды, готовые поставить свои пасеки на уровень промышленных, где соблюдались бы все положенные санитарные нормы, использовались положенные ветеринарные препараты и т.д.

— В 2015-2016 году случился бум экспорта приморского меда в Китай. Ресурса Кировского района не хватило. Поехала по другим районам. В итоге я заняла лидирующие позиции по вывозу меда, именно фасованного. Я ни разу не вывезла сырье. Ни разу. Принципиально. Вывозила сертифицированный фасованный продукт. В то время как коллеги везли и везли все подряд. Ко мне приходили китайцы и говорили: "Пока ты тут играешься с натуральным медом, мне по соседству столько-то нафасовали". А сами приходили к моим коллегам и просили "упаковать, как у Ворошиловой". И те не отказывались, — рассказывает Валентина.

Промышленное производство меда. Возрождение

А как откажешься. Вот он, фирменный мед от Ворошиловой в фирменных пластиковых банках в форме медовых сот. Мода оказалась заразительной. На сегодняшний день каждый уважающий себя производитель и китайский дилер фасует мед именно в такую банку.

Есть еще и другая – круглая, для торговой марки "Медолина" (сокращение от "Медовая долина"), общей для линейки меда и дикоросов. Банка удобна для транспортировки, поскольку возвращает форму, даже если ее основательно помять. Есть защита от подделки – специальная запайка. Есть ложечка внутри, на обратной стороне крышки. В преддверии Нового года была разработана упаковка новой модификации. Продолговатый контейнер из двух частей: в верхней — орехи и ягоды, в нижней – мед. Хочешь — смешиваешь перед едой, хочешь — ешь по очереди. И запивай таежным чаем из чаги.