21 апреля 2020. Ежегодно через морские порты Приморского края проходят порядка 60 млн тонн угля. В портах Владивосток, Находка, Посьет и Восточный перегружается уголь с разрезов со всей России и отправляется в страны Азии. Основными покупателями российского твердого топлива являются Южная Корея, Япония, Тайвань, КНР и Индия. Ответственность за неизбежный отрицательный эффект от такой деятельности в обществе принято возлагать на портовых перегрузчиков — стивидоров, оказывающих услуги по перевалке угля. При этом главные участники этого процесса — компании, которые гонят уголь со всей страны в Приморский край и продают его за границу, по каким-то причинам остаются не названными, сообщает ИА PrimaMedia.
Как сообщили агентству в министерстве экономического развития Приморского края, в четырех портах региона в 2018 году было перевалено 56,271 млн тонн угля, в 2019 году — уже 60,736 млн тонн. Рост грузооборота за один год составил 7,9%.
Уголь с месторождений Сибири, Кузбасса и Якутии в основном уходит по четырем направлениям: треть потребляет Республика Корея, еще столько же — Япония, остальное делят между собой Тайвань, КНР и Индия. Как отмечают эксперты, зарубежные партнеры покупают только уголь с высокой энергетической ценностью с месторождений из западных регионов страны, топливо с приморских месторождений на международном рынке не ценится.
В правительстве Приморского края сообщили, что в портах региона работают 18 компаний, предоставляющие услуги по перевалке угля. Все они являются налоговыми резидентами Приморья и платят налоги здесь. Однако перегрузчики, или стивидоры, не являются участниками внешнеэкономической деятельности, то есть привозят в регион, оплачивают перегрузку и продают уголь другие юридические лица.
Как стало известно агентству, большую часть проданного за границу угля через морские порты Приморья прогнали компании, не являющиеся налоговыми резидентами региона.
В официальном ответе Дальневосточного таможенного управления на запрос ИА PrimaMedia за подписью и.о. начальника управления Сергея Панкратова, сказано, что в Приморском крае зарегистрированы 22 участника внешнеэкономической деятельности, которые в 2019 году отправили за границу 1,063 млн тонн угля. Всего по данным ДВТУ, в 2019 году 57 млн тонн твердого топлива, к которым относятся каменный уголь, брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля, были вывезены через морские порты Приморья с территории Евразийского экономического союза компаниями, "в том числе не зарегистрированными на территории края".
Таким образом, почти весь объем угля из 60,736 млн тонн, переваленный в морских портах Приморского края, был отправлена на экспорт в страны Азии юрлицами, выплачивающими налоги не в Приморском крае. При этом в ДВТУ отказались назвать компании, которые гонят уголь через Приморский край и продают его на экспорт, сославшись на конфиденциальность таких сведений.
Как сообщил в беседе с ИА PrimaMedia ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев, совсем недавно через приморские порты проходило около 20 млн тонн в год, но теперь этот поток увеличился в три раза. По мнению специалиста — это результат ценовой политики российских угледобытчиков.
"На самом деле углем занимаются не наши компании, а угледобытчики, которые являются владельцами угля и понятно, что для них чрезвычайно важно где-то как-то сбывать этот уголь. И сегодня единственное окно возможностей — это Азия. Здесь очевидно, что конкурентным преимуществом российского угля является цена. И именно это является решающим фактором в том, что ежегодно у нас идет увеличение объемов сбываемого угля через порты Приморья. Приморский уголь в Азии не покупают. В основном здесь прогоняют кузбасский уголь, причем увеличивающимся потоком. У приморских шахт нет шансов выйти на экспорт, здесь качество угля совсем другое", — сообщил Юрий Авдеев.
Он отметил, что в настоящее время весь общественный негатив от возрастающего потока угля, проходящего через Приморский край, направлен на стивидоров, в то время как самые крупные игроки этого потока остаются в тени.
"Ведь никто не обращает внимания на источники, на тех, кто является инициатором этих угольных потоков и люди видят только то, что на поверхности: стивидор берет этот уголь, загружает на судно, а пыль остается. При этом налоговые поступления от этого потока меньше всего касаются Приморского края. Это не наша экономика. И те, кто получат прибыль от продажи угля, находятся за пределами нашего края, а мы останемся с той самой пылью и со всем, что этот процесс сопровождает. Стивидоры всеми экологическими мероприятиями занимаются по нужде, они являются конечным перевалочным звеном и волей-неволей им приходится отдуваться за всю эту цепочку", отметил экономист.
Он подчеркнул, что со временем Азия будет отходить от использования угля, как уже устаревшего и грязного топлива. И нарастающий поток угля через Приморье рано или поздно иссякнет, поэтому компании, добывающие топливо, сейчас пытаются взять максимум от происходящего "угольного бума".
Отметим, что уголь из главных российских месторождений приходит в Приморье единственным путем — по железной дороге. Как сказано в сообщении РЖД, в 2019 году основной груз железной дороги — каменный уголь — погрузили в объеме 239 млн тонн, что составило 75% всех грузов, перевозимых по Западно-Сибирской железной дороге. Причем объем этого вида продукции так велик, что Минтранс и Минэнерго предложили ввести квоты на перевозку угля в восточном направлении, чтобы перераспределить между компаниями-отправителями мощности БАМа и Транссиба.
При этом не стоит надеяться на сокращение угольного потока через приморские порты в ближайшее время. В августе прошлого года на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса президент России Владимир Путин заявил о необходимости доведения объема экспорта российского угля в азиатском направлении до 200 млн тонн к 2025 году.