Сотни фур ждут на российско-китайской границе, водители живут в машинах по две недели

Покончить с очередями на погранпереходе в Приморье мешают отсутствие договоренностей и частная собственность - перевозчики
Скриншот
Фото: Инстаграм dps_vl

28 апреля 2020. Сотни фур по-прежнему стоят в очереди на российско-китайской границе. Перевозчики сообщают, что ситуация на погранпереходах с Китаем не изменилась за последние две недели, люди живут и ночуют в машинах. По мнению предпринимателей, в этой ситуации виноват не только карантин, но также отсутствие договоренностей российской и китайской стороны и давние проблемы инфраструктуры, до сих пор являющейся частной собственностью, сообщает ИА PrimaMedia.

"В понедельник 27 апреля на Пограничном сохраняется очередь из 200-250 машин. Забиты все стоянки, все тупики. Люди живут здесь уже по две недели", — рассказал один из очевидцев.

Китайские власти приняли жесткие меры на пунктах пропуска после повторной вспышки коронавируса в приграничной с Приморьем провинции Хэйлунцзян. Китайская сторона сократила грузопоток, проводится тщательный осмотр и дезинфекция машин, проверка документов и состояния самих водителей. Водителям большегрузов теперь запрещено ночевать в Китае, они обязаны доставить груз и вернуться назад. Правительство края ведет переговоры о возобновлении грузового сообщения в полном объеме.

"Пропускают максимум 15-20 машин в день. Причем ситуация на погранпереходах отличается незначительно, очереди сохраняются везде. Вся провинция Хэйлунцзян под карантином", — прокомментировал директор компании "АгроФреш" Сергей Юрченко.

Представители логистических компаний сообщают, что ограничения повлияли на сроки доставки грузов. Клиенты, чьи заказы уже в пути, вынуждены ждать. Если отправки еще не было, некоторые выбирают авиаперевозку. Также возможна альтернатива доставки грузов по морю до порта Владивосток, а оттуда в случае необходимости — самолетом до Москвы.

"Тем не менее, надо понимать, что не весь груз можно отправить морем. Это хорошая альтернатива для непродовольственных товаров или товаров с длительным сроком годности, но не для скоропорта. Если говорить о железной дороге, далеко не у всех заключены договоры на поставки в вагонах. Автотранспорт как был, так и остается незаменимым для многих компаний", — рассказал Сергей Юрченко.

Участники рынка считают, что разрешить ситуацию помогли бы договоренности с китайской стороной, в том числе о безопасной системе перевозок.

"Механизмы можно продумывать разные — транзиты, пересадки. Все это возможно — обеспечить условия, чтобы в Китай не попадали зараженные водители. Просто никто не хочет этим заниматься, ведь от очередей не зависят доходы правительства", — прокомментировал один из перевозчиков.

Как вариант, он предлагает систему тройного контроля. Водитель, который занимается перевозками на российской территории, оставляет машину на пункте пропуска. Там ее принимают другие водители, которые перегоняют фуру в Китай, и уже китайский водитель едет на загрузку. Далее — в обратном порядке. Карантинные меры при этом обязательны.

Как отмечает глава профсоюза "Транспортных перевозчиков Приморского края" Петр Куприянов, ситуация на самом деле не нова. По его оценке, своевременно решать возникающие проблемы и в целом повысить эффективность пропускной системы мешает коммерческая принадлежность погранпереходов.

"В связи с коронавирусом грузооборот серьезно сократился. Некоторые предприятия не работают. Однако проблема стоит очень остро, и на самом деле она возникла не сегодня и не вчера. Заниматься погранпереходами нужно было давно", — говорит собеседник редакции.

В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления расположено 63 пункта пропуска, на российско-китайском участке государственной границы России в ДФО функционирует 15 погранпереходов. Но инфраструктура большинства из них находится в собственности коммерческих организаций, которые не заинтересованы в ее развитии.

О том, что право собственности на погранпереходы в ДФО будут постепенно переводить из частной в государственную, заявлял ранее полпред Юрий Трутнев, назвавший происходящее безобразием.

"Погранпереходы нужно перестраивать, увеличивать пропускную способность с российской стороны, работать эффективнее. А с китайской можно договориться. То, что это до сих пор частная собственность, противоречит законодательству", — сказал Петр Куприянов, добавив, что начальник транспорта города Суйфыньхэ разделяет негативную оценку Юрия Трутнева.

Напомним, проблема очередей на российско-китайской границе возникла 24 января. Китайская сторона закрыла пропускные пункты на границе с Россией. Потом сообщение возобновилось, но провинция Хэйлундзян ввела новые ограничения, чтобы обеспечить централизованную проверку и карантин возросшего грузопотока.

Смотрите полную версию на сайте >>>