6 мая 2020. Одной из мер социальной поддержки в связи с пандемией коронавируса стала отмена пеней за неоплату услуг ЖКХ, сообщили ИА PrimaMedia в ПАО "Дальневосточная энергетическая компания". Однако многие потребители неверно истолковали суть постановления правительства, решив, что вовсе освобождены от платежей. Разберемся, какие льготы в части оплаты "коммуналки" действуют в условиях пандемии, а какие являются мифом.
Ресурсоснабжающие организации сегодня предостерегают потребителей от накопления долгов за услуги ЖКХ, разъясняя, что введенные правительством в связи с пандемией коронавируса меры социальной поддержки не отменяют обязательств по их оплате. Действует лишь мораторий на штрафные санкции – компании не могут начислять пени, а также отключать должников. Такой порядок введен постановлением правительства 6 апреля 2020 и продлится до 1 января 2021 года.
Тем временем поставщики услуг ЖКХ опасаются, что рост неплатежей вызовет сбои в работе отрасли, в том числе негативно отразится на подготовке к предстоящему отопительному сезону.
"Задолженность населения за потребленные ресурсы отрицательно влияет на финансовую стабильность энергосбытовой компании и наносит значительный урон сетевым и генерирующим компаниям. Им в свою очередь денежные средства необходимы для замены, ремонта и поддержания работы энергообъектов и сетевого хозяйства всего региона, что дает возможность качественного и бесперебойного обеспечения всех клиентов компании энергоресурсами.
В нынешней ситуации стабильное и бесперебойное энергоснабжение стратегических и социальных объектов, таких как больницы, госпитали, военная инфраструктура, обеспечение энергией квартир и домов наших граждан – задача номер один для всей энергосистемы. Меры, принимаемые правительством, направлены в первую очередь на поддержку самых уязвимых категорий граждан, и ни в коем случае не освобождают клиентов от оплаты ресурсов. Для тех граждан, кто окажется действительно в сложном финансовом положении, компания будет рассматривать индивидуальный график оплаты, а также иные методы урегулирования сложившейся ситуации", — объяснили корреспонденту в ПАО "Дальневосточная энергетическая компания".
Директор "Артемовской электросетевой компании" Степан Самохин рассказывает, что за последние пять лет предприятию удалось достигнуть определенных успехов в формировании культуры потребления электроэнергии, в том числе сократить объем задолженности и количество злостных неплательщиков. За счет платежей потребителей энергетики проводят текущий и капитальный ремонт сетей. И если люди сейчас, пользуясь послаблениями, начнут придерживать деньги и не оплачивать счета, поставщики услуг столкнутся с серьезной проблемой.
Мне хотелось бы обратиться к потребителям и призвать их по возможности всё-таки не копить долги за ЖКХ, так как текущие работы производятся за счет ежемесячных поступлений, — говорит Степан Самохин.
Кроме того, накопление долгов повредит в конечном итоге и самим потребителям.
"Для того, кто в результате пандемии лишился значительной части доходов, отмена неустоек за неоплату услуг ЖКХ – актуальная помощь со стороны государства. Но, увы, пользоваться возможностью не платить вовремя будут и недобросовестные граждане, а также просто легкомысленные, не умеющие грамотно вести свои финансы. Важно понимать, что оплатить электроэнергию все равно рано или поздно придётся в полном объеме, и те потребители, которые сейчас приостановят платежи, в конце года окажутся в затруднительном положении. Долг накопится серьёзный, а все инструменты стимулирования собираемости платежей снова начнут действовать. Мы являемся организацией, которая выполняет поручения на отключение потребителей, и будет очень печально, когда мы вынуждены будем оставить кого-то без электричества в разгар зимы. Тем более, что мы учитываем нынешние непростые обстоятельства и тоже идём навстречу потребителям", — говорит руководитель "Артемовской электросетевой компании".
Пострадают потребители и в том случае, если недостаток финансирования не позволит в срок выполнить план ремонтных работ.
При этом энергетики в кризисной ситуации готовы идти навстречу населению.
В "Артемовской электросетевой компании", "Территориальной энергосетевой компании" и "Дальнереченской энергосетевой компании", обслуживающих потребителей в Артемовского, Находкинского и Дальнереченского городских округов, действует антикризисное предложение.
"Мы заинтересованы в том, чтобы люди оплачивали электроэнергию своевременно. При этом мы понимаем, что наши многие потребители оказались в сложной ситуации. И мы со своей стороны тоже стараемся помочь. В частности, предоставляем жителям частного сектора возможность навести порядок в своем электрическом хозяйстве и провести оптимизацию платежей. До 1 сентября любой гражданин может обратиться к нам с заявлением о проведении проверки прибора учёта. Если мы обнаружим неполадки или факты несанкционированного вмешательства в систему, мы их устраним либо заменим прибор учёта современным комплексом снятия показаний, который передает их в автоматическом режиме. Сделаем это совершенно бесплатно, а в случае выявления "скрутки" счетчика не будем составлять акт. Если же подобные факты мы обнаружим в результате плановых или внеплановых проверок 1 сентября, то нарушителей будут ждать штрафы и перерасчеты", — рассказал Степан Самохин.
Инфографика. Фото: Предоставлено ПАО "ДЭК"
ПАО "ДЭК" проводит аналогичную политику. Компания продлила до конца 2020 года прием показаний приборов учета, у которых истек или истекает межпроверочный интервал. Данная мера касается приборов учета, срок проверки которых наступил после 6 апреля 2020 года. Исключение не распространяется на "устаревшие" до этой даты приборы учета.
Кроме того, "ДЭК" полностью перевела своих клиентов на дистанционное обслуживание, внедрив ряд удобных электронных сервисов. Для передачи показаний приборов учета можно воспользоваться: сайтом компании на странице www.dvec.ru/pokazaniya/ (без регистрации), сайтом VL.ru, Приложением "OFFO", "Личным кабинетом", бесплатным мобильным приложением ДЭК и SMS. Получить разъяснения и оставить заявку теперь можно, связавшись со специалистами по телефону Единой линии 8 (800) 100-3-777 или по телефонам, указанным в квитанции. Для этого "ДЭК" увеличила количество телефонных линий.
Электронные сервисы ПАО "ДЭК". Фото: Предоставлено ПАО "ДЭК"
Напомним также, что руководители ряда ресурсоснабжающих организаций в сфере ЖКХ подписали письмо на имя первого вице-премьера Андрея Белоусова и первого заместителя председателя правительства Юрия Борисова, в котором попросили правительство сократить срок моратория на начисление пеней и завершить его не 1 января, а на первый день месяца, следующего за тем, в котором истечет установленный президентом период нерабочих дней. Об этом 26 апреля сообщило РБК. Авторы письма предлагают ограничить круг людей, на которых будет распространяться отмена неустойки, и оставить в нем только наиболее уязвимые категории граждан – пенсионеров, малоимущих, многодетных, заболевших коронавирусом или потерявших существенную часть доходов из-за кризиса граждан. В письме отмечается, что при массовом прекращении оплаты услуг ЖКХ пострадают энергосбытовые компании — гарантирующие поставщики электроэнергии, теплоснабжающие организации, а также управляющие компании. Они не смогут выполнять обязательства по договорам с генерирующими компаниями, которые предоставляют электрическую и тепловую энергию, что, в свою очередь, ставит под угрозу подготовку к отопительному сезону. Кроме того, из-за неплатежей могут возникнуть перебои с начислением зарплат сотрудникам предприятий отрасли, а также с отчислением налогов. Согласно письму, в отрасли занято два млн человек.