18 мая 2020. Почему важно помнить, что каждый человек — отдельный космос, и как не вырастить из ребёнка "удобный винтик" системы, мы говорим с соосновательницей образовательного пространства "IN Школа Первая Новая", руководителем начальной школы и дошкольного образовательного центра "Маленький Волшебник" Олесей Паньковой. Разговор об очень важных вещах течёт легко и свободно, и я понимаю, что у Олеси действительно талант — увлекать, объяснять, отделять суть от мишуры...
— Олеся, в сентябре 2020 года свои двери распахнёт "IN Школа Первая Новая". Что вас подвигло на запуск этого проекта?
— Я строю бизнес в образовательной сфере более 15 лет. Когда родился мой сын, я изучила существовавшие на тот момент детские сады, поняла, что меня они не устраивают и, будучи педагогом, решила создать детский сад сама. Так появился центр счастливой семьи "Маленький волшебник", а со временем, когда сын подрос, одноимённая начальная школа. Сейчас ребята, её выпускники, стали пятиклассниками, и пришло время следующего шага в развитии — открытия средней школы. Так родился проект "IN Школа".
— В чем её отличие от других школ Владивостока?
— Для меня школы делятся на две категории. Первые видят своей целью выдать определённый набор знаний, упакованный в государственный стандарт. А вторые обладают некой идеей, философией. Проект "1N Школа Первая Новая" — именно такой. Его идея — воспитание свободного человека на принципах гуманной педагогики. Воспитание нового поколения 1N, способного построить 1N-ое будущее.
— Каковы принципы гуманной педагогики?
— Она строится на понимании и уважении природы ребёнка. Каждый человек — это отдельный космос. Относясь так к ребёнку, невозможно вести речь об авторитаризме, потому что это будет означать давление, навязывание. Для того, чтобы воспитать свободную личность, родителям нужно иметь смелость не выстраивать траекторий развития своему ребёнку, а позволять ему сделать выбор. В природе ребёнка заложены три стремления: к развитию, к взрослению и к свободе. Сегодняшняя система образования мало их учитывает.
— Технологически ваше учебное заведение отличается от других школ?
— Конечно. Гуманная педагогика — это внутренняя основа, ось школы. Но мы живём в современном, стремительно меняющемся мире, где компетенции, которыми необходимо обладать детям, трансформируются также молниеносно. Мы ищем баланс между сохранением внутренней свободы, бунтарским началом человека, свободным проявлением себя и современным миром, возможностью в нём реализовываться, достигать успеха. В основе нашей программы принципы развивающего обучения. Мы не даём ребятам готовых знаний, а создаём среду, в которой опытным путём, в ходе дискуссий, экспериментов, исследовательской и проектной деятельности эти знания открываются. Здесь, конечно, не обойтись без погружения. Ведь за привычные 45 минут урока дети успевают только вникнуть в тему и подобраться к сути вопроса. А уже звенит звонок, и нужно быстро переключиться, например, с биологии на литературу. Если же идти за ребёнком и его интересом, тогда сегодня может быть "день математики". А завтра можно предложить ребятам сквозную тему по истории, географии и английскому языку.
Или ещё пример: в стандартной школьной программе биология по одному уроку в неделю "растянута" на весь год. Но если человек увлёкся темой, почему нужно ждать неделю, чтобы вернуться к этому уроку? В лучшем случае ребёнок сам начнёт искать информацию, в худшем — просто потеряет интерес за это время. Поэтому мы даём предметы курсами, погружаем в них. И здесь, конечно, смысл не в сроках и количестве прочитанных параграфов учебника. Здесь важна личность педагога. В том, насколько глубоко и в связи с другими областями он видит свой предмет, насколько увлечён им сам.
— Тогда это уже не педагогика, а в большей степени наставничество.
— Безусловно. Вообще, вся гуманная педагогика — это наставничество. Это про то, что я как личность могу что-то дать вашей личности, какой интерес "зажечь".
Вообще, любая стандартная программа содержит такой парадокс: стремление детей к познанию постоянно ограничивается программным содержанием, и, в то же время, знания даются детям впрок, без всякой связи с жизнью и другими предметами. Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, нужно заучивать большие объёмы информации, которые, может, никогда в жизни не пригодятся, а с другой — постоянное сдерживание интереса ребёнка. Как часто на вопрос ученика педагог отвечает, что это программа следующего класса? Но ему интересно и важно сегодня! А в следующем классе это уже неактуально! В нашей школе в первой половине дня проходят сами уроки, а во второй у детей есть возможность расширенно изучать те сферы, которые их заинтересовали. И неважно, в каком сейчас классе ребёнок. Если ему интересен предмет, он может уйти на любую глубину в его изучении: экспериментальная деятельность, научная, исследовательская, индивидуальная работа с педагогом или совместные проекты с одноклассниками.
— Домашние задания в вашей школе будут?
— В начальной школе нет домашних заданий, есть время после уроков, когда ребёнок может закрепить пройденный материал или какой-то навык. Выполняя то или иное задание, всегда можно уточнить и спросить у учителя то, что непонятно. А ещё лучше, предложить свой собственный вариант решения! Это одна из целей нашей школы — научить находить не только стандартные, но и инновационные пути решения задач. В средней школе важно сформировать у ребят навык самоорганизации, умение панировать своё время, расставлять приоритеты, поэтому здесь тоже нет домашних заданий, есть "время на самоподготовку". Как видите, в нашей школе нет домашних зданий для детей, но есть домашнее задание для взрослых . Оно одинаковое для родителей младших и старших школьников: проявлять заинтересованность к учебным процессам, радоваться успехам ребят и поддерживать их на пути к этим успехам. Главное, чтобы вовлечённость взрослых в школьные дела ребят не превращалась в контроль. Там, где появляется контроль, пропадает интерес к учёбе. Поэтому родительская задача — любить и поддерживать, а наша — научить учиться с радостью!
Читай остальные материалы с персонами десятого юбилейного "Ежегодного отчета P.R.R. 2019" по ссылке: https://kompanprr.ru/the-tenth-jubilee-annual-report-p-r-r-/