26 мая 2020. Трудности, порожденные ограничительными мерами, принятыми в ответ на распространение коронавируса в РФ, затронули многие отрасли российской экономики. Не стала исключением хлебопекарная отрасль. В связи с этим 15 мая в Минсельхозе в режиме онлайн под председательством заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации Оксаны Лут состоялось совещание, посвященное текущей ситуации в хлебопечении. В мероприятии приняли участие крупнейшие предприятия российской хлебопекарной промышленности, а также представители отраслевых союзов. Одним из участников совещания стал руководитель Дальневосточной ассоциации производителей хлеба, муки и кондитерских изделий, член Правления Национального союза хлебопечения Иван Борисов, с которым и побеседовал корр. ИА PrimaMedia.
— Добрый день, Иван Константинович. В апреле после публикации на Рамблере представители Дальневосточной ассоциации производителей хлеба, муки и кондитерских изделий и вы отказались комментировать обращение "Национального Союза Хлебопечения"(НСХ) в ФАС России, заявив, что сейчас и без ваших комментариев достаточно негативной информации, и по экономике, и по коронавирусу, и политике, и по социальным вопросам. Просили не спешить и не нагнетать, потому что Национальный Союз Хлебопечения работает с органами власти России, а Ассоциация с минсельхозом Приморского края, и выход будет найден.
А как сейчас обстоят дела? Что изменилось? Как пандемия повлияла на отрасль? Как сказалось падение курса рубля? Ряд общероссийских изданий, да и Интернет в апреле показали рост стоимости муки от 16 — до 25 %. Однако ФАС России утверждает, что роста стоимости хлеба не обнаружено. Как такое возможно? Из чего сегодня пекут хлеб?
— Давайте по порядку.
Во-первых, цена муки, действительно достаточно резко выросла почти во всех регионах России. Поставщики уже еженедельно меняют стоимость поставляемой муки. Интервенции и ограничение продаж на экспорт пока не принесли желаемого результата. Сокращаются запасы сырья не только у хлебопеков, но и у мукомолов. Происходит это потому, что продавать зерно за рубеж при существующих мировых ценах экономически выгодно.
Во-вторых, специфика нашего региона в том, что у нас не выращивается хлебопекарная пшеница и нет мукомольной промышленности. Мы работаем на привозном сырье и очень сильно зависим от мукомолов и железной дороги.
В целом у нас по первому кварталу 2020 года стоимость муки пшеничной высшего сорта выросла на 11,87%; муки пшеничной 1-го сорта – на 15,02%; муки пшеничной 2-го сорта — на 10%; муки ржаной обдирной – на 20,54%; масла растительного – на 12,7%; дрожжей– на 6,6%; упаковки – на 11%.
Рост цен на запчасти и комплектующие к оборудованию зависит от курса доллара и евро, в связи с чем цены на необходимые комплектующие в сравнении с 4 кварталом 2019 года выросли на 14%. Кроме этого, только за 1-й квартал 2020 года рост цен на топливо составил 5,5%, рост цен на энерготариф – 4,25%, рост железнодорожного тарифа на доставку сырья — 3,8%.
Хлебопекарные предприятия в Приморье работают в убыток при производстве массовых и социальных сортов хлеба. Подобное положение дел и у большинства хлебопеков Сибири, центральных регионов РФ, да и Москвы.
В-третьих, работать в условиях пандемии непросто, необходимо обеспечить технологическую безопасность на предприятии, безопасность персонала и сотрудников, обеспечить соответствующую обработку оборудования, цехов и машин, доставляющих продукцию в магазины. Обеспечить работников дополнительными средствами индивидуальной защиты, а предприятия дистанционными измерительными приборами, градусниками и т.д. Это также сказывается на конечной цене хлеба.
Однако есть основания полагать, что всё происходящее — только учения и тяжелая тренировка. "Нам не дано предугадать, что день грядущий нам готовит",Президент России Владимир Владимирович Путин уже заявил, что необходимо готовиться ко второй волне коронавируса, которая возможна осенью этого года.
Далее, отвечаю на ваш вопрос о том, что якобы "ФАС не наблюдает роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия в России за период пандемии". Должен сказать, что это не так. Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский заявил, что "…никакого объективного роста в магазинах, существенного, на хлеб и хлебобулочные изделия не произошло". Ключевое и смысловое слово в его заявлении "существенного".
Возникает вопрос, что в понимании ФАС означает слово "существенного". Это рост на 10%, 20% или 30%? Обращаю ваше внимание на то, что 15 мая на совещании (видеоконференции) крупнейших индустриальных производителей хлеба с участием заместителя министра сельского хозяйства РФ Оксаны Николаевны Лут одним из участников было заявлено, что в разных регионах России в период с марта по май цены на хлеб выросли от 4 до 10%, выступавшие зачастую указывали на объективную необходимость увеличить цена на хлеб до 10 %. По итогам этого совещания отмечалось, что "… участники рынка выразили обеспокоенность в связи с повышением цен на зерно и муку, а также затрат на упаковку и ингредиенты". Участники совещания также отмечали, что "затраты на импортную составляющую в производстве остаются повышенными из-за изменения курса рубля. Таким образом, себестоимость готовой хлебобулочной продукции увеличилась, однако цены в рознице не изменились".
Вы спрашивали, как такое возможно в рыночной экономике? Рост стоимости муки от 16 — до 25 %, но роста цен на хлеб "наблюдатели не наблюдают".
Отвечаю, на уже упомянутом совещании в Минсельхозе говорилось, что отдельные производители меняют рецептуру, заменяют ингредиенты на более дешевые, например, уменьшаются количество ржаной муки в ржаных изделиях. Но это не наш метод и не наш путь…
Возможно сохранить стоимость социальных сортов хлеба, используя субсидии предприятиям отрасли. Таким образом, оказывается экономическая поддержка и бизнесу, и потребителям, и в том числе малообеспеченным гражданам, сохраняются рабочие места, собираемость налогов и уровень жизни населения. И это не наше изобретение, а общемировая практика. Так, например, в Польше субсидируется производство фруктов. В ЕС есть субсидия 50 центов за килограмм, и такая же субсидия от правительства Польши.
Дополнительно сообщаю, что крупные индустриальные производители хлеба России неоднократно заявляли, что необходимо создать региональные фонды зерна и муки, перейти на субсидирование предприятий мукомольной промышленности, а не хлебопеков, усилить борьбу с теневым производством, с контрафактом и фальсификатом. Такие меры позволят избежать резких изменений цен на муку, повысить качество хлеба, эффективность контроля над качеством и оборотом муки, будут способствовать экономическому оздоровлению предприятий хлебопечения.
— Так за счет чего выживают хлебопеки Приморья? На что надеются?
Как говорится, "на Бога надейся, а сам не плошай": предприятия вынуждено сокращают ассортимент, отказываются от некоторых мероприятий по обновлению технологических линий, машин и оборудования.
Дальневосточная ассоциация производителей хлеба, муки и кондитерских изделий ведет работу с министерством сельского хозяйства Приморского края по совершенствованию субсидирования социальных сортов хлеба из средств краевого бюджета.
Субсидии мера вынужденная, предлагалась и рассматривалась губернатором и депутатами Заксобрания Приморья в 2019 году как один из вариантов поддержки населения региона и предприятий хлебопечения. Мы надеемся, что в сегодняшних сложных экономических условиях предложения Минсельхоза Приморского края по внесению изменений и дополнений в решение по субсидированию будут оперативно приняты.
Необходимо отметить, что субсидирование способствует выходу бизнеса из тени, противодействует незаконному обороту некачественной продукции, увеличению собираемости налогов, которые пополняют бюджет и зачастую идут на финансирование местных социальных программ. Могу сообщить, что, например, у АО "Владхлеб" выплаты по налогам и взносам, в бюджеты разных уровней в 2019 г составили 218 млн рублей.
Кстати, субсидирование позволило сохранить цены на социальные сорта хлеба в 2019. И они у нас ниже, чем в Хабаровском крае.
— Благодарим за исчерпывающие ответы, Иван Константинович. Надеемся с вашей помощью и дальше следить за ситуаций на хлебопекарном рынке региона.