2 июня 2020. Проблема с оформлением праворульных японских автомобилей на Владивостокской таможне может снова обостриться уже в начале июня этого года. Весьма вероятно, что тысячи дальневосточников из других регионов ДФО не смогут оформить авто, ввозимоедля личного использования через порты Приморского края. Дело в том, что с 8 июня органы таможни в крае должны будут руководствоваться приказом Минфина РФ № 4н от 14 января 2020 года "О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров". По некоторым оценкам, следование положениям этого приказа лишает террорганы таможни полномочий оформлять легковые автомобили физлицам, незарегистрированным в Приморье. Иными словами, жителям Магадана или Якутии придется получать таможенную декларацию и заниматься оформлением машин строго по месту жительства.
Очевидно, что для дальневосточников "новация" от министерства финансов может обернуться подорожанием стоимости услуг при оформлении ввозимых авто. Как рассказали в компании "Владтрек", получается, что лица, которые приобрели автомобиль, после прихода его на таможенный склад должны оформить таможенный транзит и в этом режиме привезти транспортное средство на таможенный пост в свой регион и уже на нем завершить все таможенные процедуры. Автоброкеры считают, что это – безусловный крах отлаженной системы оформления автомобилей.
"Фактически в ряде таможен в ДФО это будет сложно сделать, так как только в Приморье выстроена инфраструктура для быстрого оформления автомобилей. Прежде всего, жители других регионов не смогут оформить на купленный автомобиль свидетельство безопасности транспортного средства (СБКТС), так для этого необходимы аккредитованные досмотровые площадки", — рассказывают специалисты компании "Владтрек".
Напомним, что год назад государство усложнило требования к деятельности компаний, выдающих СБКТС (свидетельство о безопасности колесных транспортных средств – ред.). Если раньше осмотр проводился на "бумаге", но при этом компании продавали свои услуги за 3-5 тысяч рублей, то после введения требований об обязательном досмотре лаборатории вложили значительные средства в оборудование для осмотра, что и привело к поднятию цен на 100%. Однако во Владивостоке после народных возмещений компании были вынуждены снизить цены.
"Не думаем, что в регионах, куда поедут машины, можно будет быстро подготовить лаборатории. Ведь они обязаны получить в Росстандарте аккредитацию, а это значит — вложиться в оборудование. Во Владивостоке эти вложения бизнеса отбиваются за счет стабильного потока ввозимых автомобилей. А что будут делать регионы? Допустим, откроется лаборатория в Красноярске или Якутске. Если к ним будет приходить по тысяче машин в год, она будет окупать свои инвестиции 15 лет. Чтобы выйти в зону рентабельности, компаниями нужно будет поднимать цену до 50 тысяч за одно свидетельство, либо проводить осмотры только "на бумаге", что является грубейшим нарушением всех регламентов", — прокомментировали ситуацию заявили в одной из компаний, выдающих СБКТС.
Опасения игроков рынка понятны. Стабилизация курса рубля по отношению к доллару вновь возобновила процесс приобретения гражданами автомобилей для личных нужд. За все годы с момента открытия авторынков Японии "правый руль" выручает россиян как настоящая антикризисная мера, предоставляющая возможность привезти качественный и недорогой автомобиль. Более того, возможность приобретения автомобилей в Японии — это один из признанных факторов, удерживающих людей от переезда с Дальнего Востока. "Правый руль" также генерирует тысячи рабочих мест в регионах в сфере авторемонта и автосервиса. И вот теперь – очередной барьер, очередное "накачивание" стоимости ввозных авто.
То, что цена на оформление авто при "включении" приказа Минфина возрастет — сомнений нет. Кроме проблем с СБКТС, купившие в Японии автомобиль граждане столкнуться и с проблемой доставки транспорта на таможенные посты своего региона. По тому же Таможенному кодексу РФ необходимо будет нанять для перевозки специализированного таможенного перевозчика. В ДВФО таких компаний немного, и стоимость услуги транспортировки может значительно вырасти. Если раньше можно было доехать на автомобиле своим ходом до Сибири или Якутии и, соответственно, сэкономить около 50 -70 тысяч рублей на транспортировке, то теперь только чтобы начать процесс оформления машины на таможне, нужно будет добавить к цене автомобиля около 100 тысяч рублей за его доставку специализированным таможенным перевозчиком. И это при условии, что таможенные перевозчики вообще согласятся возить этот вид грузов.
Но возросшая стоимость доставки — не единственная проблема. Как будут выходить из положения граждане в регионах, в которых нет автомобильного сообщения с портами Приморского края? Например, жители Камчатки или Чукотки? Ведь им нужно приобретенную в Японии машину морским путем доставить на таможню региона, и не факт, что такую перевозку можно осуществить в режиме "транзит".
Получается, что около 40% от ввозимых из Японии автомобилей должно быть оформлено в региональных таможнях. Готовы ли к этому таможни, пока не ясно, но нет сомнений, что десятки тысяч жителей Дальнего Востока могут оказаться дискриминированы в своих правах на получение доступной государственной таможенной услуги.
В "сухом остатке" такая разбалансировка обернется тем, что для жителей одного региона ДФО оформление приобретенной в Японии машины будет стоить на 100-200 тысяч дороже, чем для жителей другого региона. И причиной этому – как ни крути, пресловутый приказ Минфина. Безусловно, если бы это был иной нормативный акт, то он бы получил негативную оценку на портале проектов нормативных актов — хотя бы потому, что документ как-то слишком явно может приказ противоречить основам государственного регулирования в таможенной сфере. Не говоря уже о том, что под угрозой — четко работающая сегодня система таможенного оформления автотранспорта, которая путем проб и ошибок формировалась десятки лет.
Кочне, возможно, что и этот неоднозначный приказ можно правоприменять на благо народа, избежав очередного коллапса с оформлением машин. Участники рынка, внимательно ознакомившиеся с документом, уверены, что в приказе нет прямого запрета на таможенное оформление машины на граждан, у которых отсутствует регистрация в Приморье, и что таможни других регионов получают право оформить машину только при необходимости. Однако, по утверждениям участников рынка, неназванные таможенники уже неофициально уведомили брокеров, что приказ нужно трактовать как однозначный запрет – в духе "нет прописки – нет оформления".
Что и говорить, сама такая логика – как минимум, нелогична. Ведь оказание медицинской помощи населению, например, прямо предусматривает, что человек может получить ее там, где она необходима, без привязки к региону регистрации. Главное, чтобы это был российский гражданин, а территориальные фонды ОМС в дальнейшем между собой решат вопрос с оплатой.
"В нашем случае государство получает от гражданина деньги в виде пошлины, которая поступает в федеральный бюджет. Но в одном регионе к пошлине добавится сумма, которая может достигать одной трети от пошлины. И эта финансовая нагрузка – прямая ответственность разработчиков приказа", — считают брокеры.
Однако, считают специалисты, всего этого можно избежать, если Минфин разъяснит, как необходимо трактовать приказ. Если же все же это будет действительно запрет оформлять таможне в Приморье авто граждан из других регионов, то жители ДФО и Сибири совершенно на пустом месте, без каких-либо объективных причин вновь почувствуют, что им зачем-то опять "перекрывают кислород" росчерком "московского пера". Причем не когда-нибудь, а именно накануне важнейшему для станы голосованию по поправкам в Конституцию.