Приказ Минфина грозит убытками жителям ДФО, ввозящим правый руль через Приморье

Следование принципу нет прописки – нет таможенного оформления чревато ростом стоимости легкового авто на 100-200 тысяч рублей
Предупреждение на таможенном посту
Фото: ИА PrimaMedia

2 июня 2020. Проблема с оформлением праворульных японских автомобилей на Владивостокской таможне может снова обостриться уже в начале июня этого года. Весьма вероятно, что тысячи дальневосточников из других регионов ДФО не смогут оформить авто, ввозимоедля личного использования через порты Приморского края. Дело в том, что с 8 июня органы таможни в крае должны будут руководствоваться приказом Минфина РФ № 4н от 14 января 2020 года "О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров". По некоторым оценкам, следование положениям этого приказа лишает террорганы таможни полномочий оформлять легковые автомобили физлицам, незарегистрированным в Приморье. Иными словами, жителям Магадана или Якутии придется получать таможенную декларацию и заниматься оформлением машин строго по месту жительства.  

"Накачивание" цен на "правый руль"

Очевидно, что для дальневосточников "новация" от министерства финансов может обернуться подорожанием стоимости услуг при оформлении ввозимых авто. Как рассказали в компании "Владтрек", получается, что лица, которые приобрели автомобиль, после прихода его на таможенный склад должны оформить таможенный транзит и в этом режиме привезти транспортное средство на таможенный пост в свой регион и уже на нем завершить все таможенные процедуры. Автоброкеры считают, что это – безусловный крах отлаженной системы оформления автомобилей.

"Фактически в ряде таможен в ДФО это будет сложно сделать, так как только в Приморье выстроена инфраструктура для быстрого оформления автомобилей. Прежде всего, жители других регионов не смогут оформить на купленный автомобиль свидетельство безопасности транспортного средства (СБКТС), так для этого необходимы аккредитованные досмотровые площадки", — рассказывают специалисты компании "Владтрек".

Напомним, что год назад государство усложнило требования к деятельности компаний, выдающих СБКТС (свидетельство о безопасности колесных транспортных средств – ред.). Если раньше осмотр проводился на "бумаге", но при этом компании продавали свои услуги за 3-5 тысяч рублей, то после введения требований об обязательном досмотре лаборатории вложили значительные средства в оборудование для осмотра, что и привело к поднятию цен на 100%. Однако во Владивостоке после народных возмещений компании были вынуждены снизить цены.

"Не думаем, что в регионах, куда поедут машины, можно будет быстро подготовить лаборатории.  Ведь они обязаны получить в Росстандарте аккредитацию, а это значит — вложиться в оборудование. Во Владивостоке эти вложения бизнеса отбиваются за счет стабильного потока ввозимых автомобилей. А что будут делать регионы? Допустим, откроется лаборатория в Красноярске или Якутске. Если к ним будет приходить по тысяче машин в год, она будет окупать свои инвестиции 15 лет. Чтобы выйти в зону рентабельности, компаниями нужно будет поднимать цену до 50 тысяч за одно свидетельство, либо проводить осмотры только "на бумаге", что является грубейшим нарушением всех регламентов", — прокомментировали ситуацию заявили в одной из компаний, выдающих СБКТС.

Опасения игроков рынка понятны. Стабилизация курса рубля по отношению к доллару вновь возобновила процесс приобретения гражданами автомобилей для личных нужд. За все годы с момента открытия авторынков Японии "правый руль" выручает россиян как настоящая антикризисная мера, предоставляющая возможность привезти качественный и недорогой автомобиль. Более того, возможность приобретения автомобилей в Японии — это один из признанных факторов, удерживающих людей от переезда с Дальнего Востока. "Правый руль" также генерирует тысячи рабочих мест в регионах в сфере авторемонта и автосервиса.  И вот теперь – очередной барьер, очередное "накачивание" стоимости ввозных авто.

"Золотой" транзит

То, что цена на оформление авто при "включении" приказа Минфина возрастет — сомнений нет. Кроме проблем с СБКТС, купившие в Японии автомобиль граждане столкнуться и с проблемой доставки транспорта на таможенные посты своего региона. По тому же Таможенному кодексу РФ необходимо будет нанять для перевозки специализированного таможенного перевозчика. В ДВФО таких компаний немного, и стоимость услуги транспортировки может значительно вырасти. Если раньше можно было доехать на автомобиле своим ходом до Сибири или Якутии и, соответственно, сэкономить около 50 -70 тысяч рублей на транспортировке, то теперь только чтобы начать процесс оформления машины на таможне, нужно будет добавить к цене автомобиля около 100 тысяч рублей за его доставку специализированным таможенным перевозчиком. И это при условии, что таможенные перевозчики вообще согласятся возить этот вид грузов.

Но возросшая стоимость доставки — не единственная проблема. Как будут выходить из положения граждане в регионах, в которых нет автомобильного сообщения с портами Приморского края? Например, жители Камчатки или Чукотки? Ведь им нужно приобретенную в Японии машину морским путем доставить на таможню региона, и не факт, что такую перевозку можно осуществить в режиме "транзит".

Получается, что около 40% от ввозимых из Японии автомобилей должно быть оформлено в региональных таможнях. Готовы ли к этому таможни, пока не ясно, но нет сомнений, что десятки тысяч жителей Дальнего Востока могут оказаться дискриминированы в своих правах на получение доступной государственной таможенной услуги.

"Трудности перевода" и Конституция

В "сухом остатке" такая разбалансировка обернется тем, что для жителей одного региона ДФО оформление приобретенной в Японии машины будет стоить на 100-200 тысяч дороже, чем для жителей другого региона. И причиной этому – как ни крути, пресловутый приказ Минфина. Безусловно, если бы это был иной нормативный акт, то он бы получил негативную оценку на портале проектов нормативных актов — хотя бы потому,  что документ как-то слишком явно может приказ противоречить основам государственного регулирования в таможенной сфере. Не говоря уже о том, что под угрозой — четко работающая сегодня система таможенного оформления автотранспорта, которая путем проб и ошибок формировалась десятки лет.

Кочне, возможно, что и этот неоднозначный приказ можно правоприменять на благо народа, избежав очередного коллапса с оформлением машин. Участники рынка, внимательно ознакомившиеся с документом, уверены, что в приказе нет прямого запрета на таможенное оформление машины на граждан, у которых отсутствует регистрация в Приморье, и что таможни других регионов получают право оформить машину только при необходимости. Однако, по утверждениям участников рынка,  неназванные таможенники уже неофициально уведомили брокеров, что приказ нужно трактовать как однозначный запрет – в духе "нет прописки – нет оформления".  

Что и говорить, сама такая логика – как минимум, нелогична. Ведь оказание медицинской помощи населению, например, прямо предусматривает, что человек может получить ее там, где она необходима, без привязки к региону регистрации. Главное, чтобы это был российский гражданин, а территориальные фонды ОМС в дальнейшем между собой решат вопрос с оплатой.

"В нашем случае государство получает от гражданина деньги в виде пошлины, которая поступает в федеральный бюджет. Но в одном регионе к пошлине добавится сумма, которая может достигать одной трети от пошлины. И эта финансовая нагрузка – прямая ответственность разработчиков приказа", — считают брокеры.

Однако, считают специалисты, всего этого можно избежать, если Минфин разъяснит, как необходимо трактовать приказ. Если же все же это будет действительно запрет оформлять таможне в Приморье авто граждан из других регионов, то жители ДФО и Сибири совершенно на пустом месте, без каких-либо объективных причин вновь почувствуют, что им зачем-то опять "перекрывают кислород" росчерком "московского пера". Причем не когда-нибудь, а именно накануне важнейшему для станы голосованию по поправкам в Конституцию.  

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость