18 июня 2020. У стивидорных компаний осталось меньше полугода, чтобы выполнить поручение президента Российской Федерации по переходу на технологии закрытой перевалки угля. Стивидоры приобрели и применяют системы пылеподавления, орошения, водяные пушки, снегогенераторы, подметальные и поливальные машины, установили габаритные стенки и защитные экраны. Ряд компаний также учредили фонд с говорящим названием "Находка" и обещали отчислять на нужды города по 20 рублей с каждой отгруженной тонны угля. Когда только создавалась эта некоммерческая организация, многие сомневались, что она будет эффективной. Сегодня результаты ее работы уже можно оценить, исходя из отчетности фонда, с которой ознакомились журналисты. Как следует из опубликованных данных, стивидоры отклонились от своих изначальных намерений, сообщает ИА PrimaMedia.
В Приморье ведется большая работа для обеспечения права жителей на благоприятную окружающую среду при перевалке угля в морских портах. В первую очередь, вопрос наиболее актуальный для населения города Находки, где сконцентрировано подавляющее большинство стивидорных компаний, а жилые дома и социальные учреждения размещены в непосредственной близости к производственным объектам.
В 2018 году федеральные органы исполнительной власти, правительство Приморского края заключили соглашение со стивидорными компаниями, предусматривающее дополнительные природоохранные мероприятия. Стивидоры приобрели и применяют системы пылеподавления, орошения, водяные пушки, снегогенераторы, подметальные и поливальные машины, установили габаритные стенки и защитные экраны. Ряд компаний даже организовали фонд с говорящим названием "Находка".
Эту некоммерческую организацию учредило ООО Компания "Аттис Энтерпрайс" в декабре 2018 года. На сегодняшний день в фонде состоят шесть находкинских стивидорных компаний: АО "Находкинский морской торговый порт", ООО Компания "Аттис Энтерпрайс", ЗАО "Порт Восточные ворота", ООО "Порт Ливадия", ООО "Геомар" и АО "Дальмормонтаж". Взносы осуществляются добровольно, но их размер для всех зарегламентирован. Основное направление работы фонда "Находка" — поддержка проектов по обеспечению благоприятных экологических условий в городе.
В пресс-релизе руководства края о создании фонда было заявлено, что стивидорные компании будут отчислять в него по 20 рублей с каждой отгруженной тонны угля, а куда пойдут эти деньги, решат горожане.
О результатах работы некоммерческой организации говорят отчеты, опубликованные в открытом доступе на ее сайте. Журналисты решили полюбопытствовать, что удалось сделать в Находке за 20 рублей с каждой тонны угля, перегруженного на шести угольных терминалах в течение 2019 года.
По информации, представленной на сайте фонда, суммарный грузооборот шести терминалов, являющихся участниками благотворительного процесса, за 2019 год составил 13 165 800 тонн, а отчисления в фонд – 136 576 603 рубля. И уже здесь ждало некоторое разочарование — в пересчете на тонну это почти вдвое меньше тех самых обещанных 20 рублей, отмечает издание Золотой рог.
Еще более сильное разочарование постигло при изучении данных о фонде "Находка", отраженных в системе "Спарк-Интерфакс". Она выдала еще более скромную цифру. По информации "Спарк-Интерфакс", поступления от текущих операций за 2019 год для фонда "Находка" составили 49 438 000 рублей. Интересно, почему система не отразила остальные 87 миллионов рублей, которые, как следует из данных официального сайта фонда, были перечислены стивидорами, пишет "Золотой рог".
Фонд "Находка" реализует семь проектов: "Культурная Находка", "Здоровая Находка", "Поддержка образовательных учреждений", "Равенство", "Чистая Находка", "Комфортная Находка" и "Спортивная находка". Самой финансово емкой стала в 2019 году программа благоустройства Находкинского городского округа "Комфортная Находка" — на нее было потрачено более 48 млн рублей. На эти деньги выполнялись различные работы по благоустройству микрорайона Мыс Астафьева – ремонт лестниц, ливневок, строительство детских и спортивных площадок, монтаж уличного освещения и т.п. На втором месте по объему вложений программа "Здоровая Находка". В 2019 году муниципальные медицинские учреждения города получили от фонда на приобретение оборудования, лекарств и другие нужды более 33 млн рублей. А вот программа защиты окружающей среды "Чистая Находка" намного скромней – вложения в нее почти в три раза меньше, чем в благоустройство. Они составили всего 17 млн рублей.
К слову, в 2019 году слово "экологический" исчезло даже из названия фонда. Если изначально он был зарегистрирован как "Экологический фонд "Находка", то впоследствии был переименован в "Социально-экологический фонд "Находка", а затем просто в "Благотворительный фонд "Находка".
При этом участники благотворительного фонда "Находка" не входят в число лидеров по внедрению современных технологий в производство.
Так, в начале декабря прошлого года решением суда по иску транспортного прокурора была приостановлена деятельность компании "Порта Восточные ворота – Приморский завод". Основанием послужили результаты прокурорской проверки, которая выявила, что компания длительное время не принимала мер по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды, при этом увеличивая объемы перевалки угля. Вскрылось, что склады угля на предприятии не оборудованы подпорными стенками, сточные воды сбрасывались в акваторию Японского моря без должной очистки. Неоднократно принудительной приостановке деятельности из-за нарушения экологических требований подвергался и "Порт Ливадия".
Сам учредитель фонда – компания "Аттис Энтерпрайс" — в последнее время все чаще упоминается в СМИ отнюдь не в связи со своей благотворительной деятельностью. Предприятие засветилось в ряде скандалов.
Отметим, в прошедшем 2019 году в федеральное законодательство внесены изменения, устанавливающее конкретные технологии перевалки угля как в специализированных терминалах, так и в универсальных. Для этих объектов предусмотрена необходимость обязательного прохождения государственной экологической экспертизы в целях оценки допустимости воздействия на окружающую природную среду. Эти требования по использованию технологий применяются к объектам, на которые проектная документация представлена экологической экспертизой 18 октября 2019 года. Требования к ним будут предъявлять с 1 января. По функционирующим объектам — с 1 января 2021 года. В случае невыполнения данных требований, юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения законодательства об экологической экспертизе и техническом регулировании. При несоответствии объектов морского порта предъявляемым требованиям организация может быть лишена лицензии на перегрузочную деятельность с опасными грузами.