8 июля 2020. На площадке "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" (12+) состоялся третий круглый стол, посвященный стратегии развития культуры и искусства во Владивостоке (12+). В частности эксперты затронули вопрос: какую поддержку художественная среда ожидает от власти и бизнеса. Модератором прямого эфира выступила руководитель художественного музея ДВФУ, директор фонда ЭНСО, организатор Владивостокской международной биеннале визуальных искусств Юлия Климко.
Поскольку поднятая за круглым столом тема касалась сразу трех сфер общественной жизни: культуры, власти и бизнеса, — то и приглашенные эксперты были специалистами в различных областях:
Первая часть обсуждений коснулась вопроса о взаимодействии культурных и общественных институций с властью. Эксперты выясняли: возможна ли в настоящее время культурная деятельность без поддержки государства? Свою точку зрения гости высказали по очереди.
— Мы не думаем о поддержке государства, потому что ее очень сложно получить, сложно вести диалог. Ведь для того чтобы вести любую коммуникацию нужно иметь в штате сотрудника, который будет за это ответственен, а "человек в искусстве" — хорошо образованный, умеющий работать — самая дорогая инвестиция, государство ее оплачивать не будет. Ситуация такова, что и во Владивостоке, и в других городах очень сложно достучаться до власти, — поделилась мнением Алиса Багдонайте.
В свою очередь, Борис Ступницкий подчеркнул и другие "помехи" для плодотворного взаимодействия между властью и искусством.
— Конечно, в общественной палате есть профильная комиссия по развитию культуры. Ее члены сейчас принимают самое непосредственное участие в разработке закона о культуре. Все мы знаем, что данный он безнадежно устарел с 1992 года. У него есть куча редакций, но это никого и никак не спасает, потому что закон не может в данном виде применяться. Не охватывает нынешние реалии. Но вот как раз в новой концепции закона предлагается особая миссия культуры: "Культура не должна сводиться ни к рыночным механизмам, ни к сфере потребления, ни к государственным услугам". То есть, в новой концепции "культура" означает благо, а не услугу. Потому что услуга подразумевает, что клиент прав, и мы приходим к деградации искусства. К тому же, в новой концепции, которая должна быть принята, провозглашаются и основные принципы, к примеру, невмешательство государства в эту деятельность. То есть, государство должно делегировать часть полномочий обществу, а само обязано создавать экономические, политические и законодательные условия для того, чтобы развивалась сама творческая культурная среда. Концепция есть, закон есть, но дальше этого не идет, потому что у всех — государства, отдельных его субъектов — кардинально радикально различные взгляды на многие вещи. Как бы ни было парадоксально, даже на само понятие "культура", — рассказывает Борис Ступницкий.
— Мне было интересно услышать мнение коллег из разных сфер. К счастью, во Владивостоке не все так плохо с культурой и искусством. В том числе благодаря развитию будущего театрального комплекса и уже существующих малых, средних и крупные объектов культуры. Позвольте, я тоже пару минут порефлексирую на тему "требуется ли искусству участие государства или нет". Я, как человек, работающий, в том числе, и в сфере государственного управления, в какой-то момент нашего прямого эфира побоялся даже, что мы сейчас договоримся до того, что участие государства вообще не требуется. Я бы попросил все-таки его не вычеркивать. Учитывая то, что оно обязано развивать культуру, духовность и улучшать качество жизни через эти инструменты. Государство должно быть, скажем, заказчиком в этой сфере, — подчеркнул Виталий Веркеенко.
— Не может оно быть, — вмешалась Алиса Багдонайте. — Государство помогать должно, а не заказывать, потому что культура и искусство — это не способ пропаганды.
— Я не говорю по пропаганду. Речь идет о том, что вот замечательная идея была Юлии — биеннале визуальных искусств. Я бы очень хотел, чтобы это мероприятие состоялось во Владивостоке, и не вижу "неучастия" государства и муниципалитета в подобном мероприятии. Хотя бы потому, что оно может привести к развитию туризма. Туризм — к развитию экономики, экономика — к улучшению качества жизни. Из другой сферы могу привести пример. Допустим, "Формула 1" — спортивное мероприятие. Спорт — это самые большие деньги, но при этом государство, как правило, платит 50% стоимости проведения чемпионата в том или ином городе. Почему? Потому что туристы платят за такси, в ресторанах, покупают в магазинах. Магазины платят налоги. Налоги пополняют бюджет. Я говорю о том, что государство может быть заказчиком для развития территории города. Ни в коем случае не как инструмент пропаганды.
Еще один тезис по поводу бизнеса. У меня есть хороший товарищ, который руководит клубом богатейших людей Азии. В нем более 300 человек. Я неоднократно пытался привлечь их во Владивосток, объясняя, какие классные экономические режимы. И эти мастодонты вроде бы рационального ведения бизнеса говорят, что они развивают дело там, где есть эмоциональная связь. И искусство, и культура могут дать им такую эмоциональную связь. Поэтому я за развитие культуры и искусства, за приход новых инвесторов в регион и за развитие территории, — высказался Виталий Веркеенко.
— Искусство — да, это интересно, это здорово. Можно будет проводить экскурсии на арт-площадках, какие-то закрытые походы в мастерские художников. Мы ведь тоже, например, делаем все это впервые. То есть, наши клиенты — далекие от искусства люди. Мы по сути их сейчас помещаем в этот мир, чтобы они в том числе начали в него инвестировать, — поддержала мысль Юлия Большакова.
— Мне хотелось бы сделать акцент на некоторые вопросы, которые мы с вами могли бы решить, для того чтобы все-таки культура во Владивостоке развивалась. Чтобы у нас эта стратегия была, чтобы мы не находились в состоянии покоя. Потому что все-таки жизнь — это движение, мы должны ставить цели, и их достигать. Поэтому, Дмитрий, знаю, что вы — человек прагматичный, и трезво смотрите на жизнь. В то же время вы посвящены в культурную среду, часто посещаете выставки, знаете многих художников. Вот на ваш взгляд: можно ли сказать, что она на повестке в публичном пространстве? Или все-таки искусство и культура во Владивостоке — узко специализированная и свойственная закрытому сообществу тема? — отметила Юлия Климко.
— Да, я считаю, что это очень узкая прослойка. Среди моих друзей, включая меня, единицы даже раньше интересовались живописью, покупали её. Сейчас и это перестали делать. Причины? Сложно сказать, много факторов. Если говорить предметно, про себя, "малый бизнес", то сейчас однозначно не до искусства по понятным причинам — коронавирус. Но эти кризисы на нас волнами находят, один за другим. А что такое "искусство"? Если без красивых слов, то это — лишние деньги. Если ты, конечно, не сам человек искусства, а бизнесмен, обыватель. Ты удовлетворяешь свои какие-то первичные свои потребности, а потом украшаешь либо дом картиной, либо, если у тебя другие деньги, как вот в случае с проектом фабрики "Заря", то ты делаешь галерею современного искусства. Алисе кажется, что государство не нужно, оно вредно, но, если собственник помещения передумает содержать эту галерею, то все — закончилось искусство. Если государство не развернется в эту сторону, то я не понимаю: а кто тянуть будет? Мы имеем вот "Арку" и центр "Заря". Малому бизнесу это не по карману. Его максимум — украшать дома картинами. Крупный бизнес? Так у нас исторически сложилось, что моряки приезжали на заработки и уезжали. Не чувствовали земли. И сейчас собственники живут за границей с семьей, а чтобы тратить деньги на искусство, ты должен чувствовать эту землю. Ты должен быть полностью погружен в эту жизнь, — рассказал Дмитрий Шеметов.
— Я не против государства, — говорит Алиса Багдонайте. — Просто не хочу, чтобы государство говорило: "Этот спектакль будет, а этот не будет".
Не нашлось и у Дмитрия Алексеева знакомых бизнесменов, которые бы имели четкую позицию в отношении культурных проектов, которые бы их поддерживали и понимали. По словам гендиректора, даже он сам не может похвастаться тем, что сильно погружен в культурную среду.
— Смотрите, у меня есть следующая позиция. Почему я интересуюсь, к примеру, политикой. Меня очень сильно смущает, что Россия, на мой взгляд, очень медленно идет по пути прогресса, хотя мы могли бы быть лидерами на этом пути. Определение прогресса разделяется на четыре вида: социальный, политический, научный, экономический. Все они имеют довольно строгое определение и критерии показательности: насколько далеко мы продвинулись. И вот многие исследователи сходятся во мнении, что культурного прогресса не существует. Культура — это вещь, которой нельзя задать вектор. И поскольку меня очень волнует прогресс, то я стараюсь участвовать в тех проектах, которые непосредственно с ним связаны.
— Как только будет культура, так и дороги будут нормальные, потому что это — инвестиция в человека, не в коррупционный асфальт, который развалится через год, а в человека, который будет обогащен. Мы должны прийти в ситуацию, где люди вовлечены в искусство. Это обогатит их жизнь, у них появятся темы для разговора. Это станет гармонией — тот же эмоциональный контакт, про который говорил Виталий. Важно, чтобы все мы объединились, — подытожила Алиса Багдонайте.
— Действительно. Культура — это все-таки некий стержень вокруг которого формируется конкретный человек, общество, нация и т.д. Поэтому, конечно, про культуру и искусство мы должны говорить в контексте сохранения и поддержки, — согласилась Юлия Климко.
Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.