28 августа 2020. Русское географическое общество отмечает 175 лет со дня рождения. С 1894 года в его составе как структурное подразделение работает Общество изучения Амурского края (ОИАК). С момента создания и до сегодняшних дней оно объединяет людей увлечённых и любознательных, готовых решать задачи государственной важности. О славной истории Общества и смелых планах на будущее ИА PrimaMedia рассказал председатель Приморского краевого отделения Русского географического общества — Общества изучения Амурского края Алексей Буяков.
Председатель Приморского краевого отделения Русского географического общества — Общества изучения Амурского края Алексей Буяков. Фото: ИА PrimaMedia
— Эпоха великих географических открытий и грандиозных экспедиций завершилась в конце XIX — в начале XX веков. Основатели и участники Общества изучения Амурского края застали то романтическое время, когда ещё существовали неизвестные земли, малоизученные виды и неиспорченные цивилизацией народы и народности. Какой вклад внесли они в изучение Дальнего Востока?
— С 1884 года задачей нашей организации было изучение отошедшей к России по Пекинскому договору огромной территории за рекой Амур: это территории современного Приморья, Хабаровского края, Камчатки и острова Сахалин.
Действительно, эти огромные пространства были практически неизвестны, и наши исследователи занялись их изучением. Первые работы членов Общества были посвящены углям острова Сахалин. Это была насущная потребность для обеспечения судов Сибирской флотилии, а также пароходов, которые заходили в порты (вначале — в посты), потому что без угля и снабжения невозможно функционирование ни военного, ни торгового флотов.
Помимо полезных ископаемых необходимо было посмотреть, какие сельскохозяйственные культуры произрастают на этой территории для того, чтобы дать полезную информацию переселенцам, приезжавшим сюда из европейской части России. Необходимо было изучить флору и фауну. Узнать, какие народы здесь проживают.
Нужно понимать, что ничего из перечисленного мы не знали. Конечно, были экспедиции и до создания ОИАК. Например, экспедиции 1867 и 1868 годов Н.М. Пржевальского в сторону озера Ханка. Он подробно описал эти территории, населённые пункты, водоплавающих, растения. Но остальные пространства не были изучены. Экспедиции Пржевальского носила вполне прикладной характер и с точки зрения возможных оборонительных мероприятий. Он отмечал, где и как лучше разместить гарнизоны, пункты снабжения продовольствием, где и какие дороги могут помочь в случае возникновения военных действий.
Общество изучения Амурского края работает с 1884 года. Фото: ИА PrimaMedia
— То есть решались конкретные прикладные задачи?
— Конечно. Активно изучали эти территории не только классические учёные, но и топографы, разведчики, которые действовали по линии Генерального штаба Военного министерства Российской империи. Они работали не только на территории нашего государства, но и на сопредельных землях.
И прежде всего эта задача ставилась на юге Приморья, где уже тогда был стык трёх границ: Маньчжурии (Китай), Кореи и России.
Многие наши офицеры проходили маршрутами по территориям сопредельных государств. Очень подробно описан в отчётах Хуньчуньский тракт. Это сегодня Хуньчунь — центр приграничного туризма. А тогда местность оценивали с военной точки зрения: где есть колодцы, дороги, где можно разместить отряды. Например, такие исследования в Приморье проводили офицеры царской армии, будущие генералы Михаил Иванович Венюков и Иван Павлович Надаров. Все они были членами РГО, а Надаров еще и членом ОИАК.
И у Общества изучения Амурского края были задачи, которые ставило правительство или местные власти. Владивосток тогда начал развиваться как военный порт, а потом и как город–форпост и база Сибирской флотилии. Здесь находилась резиденция военного губернатора Приморской области, который управлял всей территорией Дальнего Востока за исключением Якутии и Амурской области.
И задача перед обществом стояла именно такая: изучить, доложить, посмотреть неизведанные земли, описать их с точки зрения колонизации, заселения.
Ещё раз коснусь создания ОИАК. В декабре 1883 года механик Устинов написал заметку в газету о необходимости создания музея, где можно было показать, чем богата новая российская территория. Для этого нужно было собрать энтузиастов, собрать клуб по интересам. Эту задачу реализовали в апреле 1884-го: было проведено собрание, разработан и утверждён Устав. В группу из 45 человек, я называю их "отцы-основатели", вошли офицеры гарнизона, офицеры Сибирской флотилии, купцы, предприниматели, журналисты. Один из них, Николай Соллогуб, владелец газеты "Владивосток".
Архив Общества изучения Амурского края. Фото: ИА PrimaMedia
— То есть Общество создавалось "снизу", в его основе — любознательность обычных людей того времени? По сути, создание ОИАК инициировал обычный корабельный механик. Почему так? Во Владивостоке тогда не было других развлечений?
— Да, Александр Михайлович Устинов был простой корабельный механик, который помимо своей специальности интересовался множеством других направлений.
А развлечения тогда были, причём самые разные. Был, например, небезызвестный клуб "Ланцепупов", как раз в 70-80 годы XIX века, члены которого занимались всякими глупостями — пили, стреляли друг в друга с закрытыми глазами в тёмном помещении. А были другие люди, направившие свою энергию на изучение и освоение Амурского края.
Пускай таких нашлось всего 45 человек, но до 1917 года на разных этапах число членов общества было от 130 до 150 человек. Основной костяк составляли офицеры армии и флота, предприниматели, обыватели.
Существенный вклад внесли предприниматели М.Г. Шевелёв и М.И. Янковский. Дарителями и членами общества был и Адольф Васильевич Даттан (торговый дом "Кунст и Альберст"). Помощь — и финансовую, и натуральную, кирпичами и кровельным железом, вносили и другие купцы и предприниматели. Есть целая книга члена ОИАК Амира Хисамутдинова, которая посвящена меценатам Приморья. Без их помощи и энтузиазма не было бы здания музея. Сейчас оно относится к Музею истории Дальнего Востока им. Арсеньева, а до национализации 1926 года принадлежало Обществу изучения Амурского края, как и весь этот квартал (комплекс зданий на улице Петра Великого).
Надо отметить, что и до создания ОИАК были морские и сухопутные экспедиции. Как правило, позже их участники становились членами общества. До появления музея ОИАК в зале Владивостокского морского собрания делались членами Общества доклады, проходили собрания, беседы, лекции, на которые не возбранялось приходить и обычным горожанам. Анонсы заседаний и докладов печатались в газетах. Люди приходили, кто-то интересовался и включался в работу Общества.
Помимо докладов члены общества начали заниматься созданием собственной библиотеки по различным отраслям знаний, прежде всего географии, этнографии и археологии. В основе — книги на русском, английском, французском, немецком языках, также подаренные Обществу. Вскоре встал вопрос и об учреждении собственного издания, где бы публиковались доклады и сообщения членов общества, другие материалы.
В декабре 1888 года вышел первый том записок. А в июле этого года мы выпустили 46 том. Много это или мало? Надо понимать, что в период гражданской войны и в годы советской власти наше издание выходило нерегулярно. В 60-е годы прошлого века вышел последний том, а возобновился процесс только в 1992 году.
Прежде всего, авторами томов были члены общества, хотя иногда публиковались и сторонние специалисты. На первом этапе именно экспедиции служили источниками материала для публикаций.
Со временем тонкие брошюры превратились в полноценный журнал краеведческой направленности. Так, последний выпуск посвящён истории развития туризма в Приморье.
Очень много для развития Общества сделал его первый председатель Фёдор Фёдорович Буссе. Он возглавлял переселенческое управление в Южно-Уссурийском крае, и как никто другой знал потребности и государства, и переселенцев, которые прибывают на необжитую территорию. Исходя их этого, он и ставил задачи экспедициям, которые собирали материалы и артефакты.
Архив Общества изучения Амурского края. Фото: ИА PrimaMedia
— Вернёмся к сегодняшнему дню. Какие задачи сейчас стоят перед обществом? Есть ли место открытиям в наше время?
— Конечно есть! Например, затонувшие суда, которые лежат на дне в акватории залива Петра Великого и за его пределами. Этим направлением занимается секция подводных исследований Общества совместно с клубом подводного поиска "Восток". Руководит секцией член общества Алексей Кондратюк, а со стороны "Востока" помогает Борис Левашко,тоже член Общества.
Именно они провели недавно экспедицию (её немного свернули из-за тайфуна), посвященную 175-летию Русского географического общества, и нашли в районе Находки затонувшее в результате взрыва судно. Оно было построено в конце XIX — XX века, оно клёпаное, не сварное. Установить название пока не удалось, сейчас этим занимаются члены секции в архивах.
В следующей экспедиции они планируют обследовать погибший после русско-японской войны 1904-1905 годов на мине пароход "Князь Горчаков", который лежит в водах у Русского острова.
Участники секции занимаются исследованием опознанных и неопознанных объектов. Например известный всем 208-й миноносец, который подорвался на мине в годы руско-японской войны и базировался во Владивостоке.
Очень интересная секция педагогической археологии и краеведения. Её возглавляет руководитель Уссурийского местного отделения ОИАК Александр Мезенцев. Он проводит всё лето с ребятами на раскопках в различных районах юга Приморья. Школьники занимаются археологическими раскопками, изучают родной край не только по книжкам, но и по артефактам, которые находят во время работы. И Мезенцев принимает активное участие в работе с молодежью в период проведения "географических" смен Русского географического общества на базе ВДЦ "Океан". И другие наши краеведы читают там лекции, проводят встречи со школьниками.
Есть у нас секция "Растениеводство". Казалось бы — что проще? Но её работа была очень востребована, особенно в период экономического кризиса 90-х годов. Людям нужно было выживать, и вот наши краеведы выпустили целый том записок, посвящённых огородничеству и садоводству в Приморье. Тогда издание было мгновенно раскуплено и сегодня является библиографической редкостью.
Секция "Военно-исторический клуб "Владивостокская крепость". Её возглавляет маститый и известный учёный, работающий в системе ДВО РАН Владимир Калинин. Он не историк по образованию, поэтому для него, как и для наших предшественников, это хобби, это интерес к фортификации, конкретным образчикам военного инженерного искусства, точнее тех фортов, редутов, капониров и других сооружений, которые были созданы несколькими поколениями военных инженеров во Владивостоке.
Он с единомышленниками издал четыре тома "Владивостокской крепости", в которых на основе архивных данных и документов из государственных фондов и частных коллекций скрупулёзно описано, как происходило создание знаменитых фортов и укреплений. Рассказано о людях, которые принимали участие в их строительстве. В прошлом году вышел том по истории Владивостокской крепости, посвящённый острову Аскольд, где также есть малоизвестные фортификационные объекты.
Очень интересная и активная секция "Дальневосточный культурный центр "Русское зарубежье". Она объединяет всех, кому интересна история русской эмиграции, в первую очередь в странах рассеивания — Китае, Японии, США, Австралии. В позапрошлом году члены секции провели международную научно-практическую конференцию в Харбине. Этот город после революции 1917 года принял основную волну эмиграции из Сибири и Дальнего Востока. В сентябре этого пройдет вторая такая же конференция во Владивостоке, но, по понятным причинам, в заочном формате по видеоконференцсвязи.
К 75-летию победы на Тихом Океане членами этой секции подготовлен сборник материалов, посвященных борьбе советского и китайского народов против японских милитаристов на территории Китая. Презентация намечена на 4 сентября.
Важную просветительскую миссию несёт секция экскурсоведения и краеведения. Её члены устраивают экскурсии, востребованные не только у гостей, но и у коренных горожан. Руководитель секции Елена Ильяшенко вместе с коллегами разрабатывают экскурсии, посвящённые истории Владивостока. В этой секции состоят многое профессиональные экскурсоводы города.
Архив Общества изучения Амурского края. Фото: ИА PrimaMedia
— С момента создания и до сих пор участие в работе Общества — это хобби?
Основной девиз общества — "Бескорыстный труд". Никто, кроме сотрудников исполнительной дирекции нашего краевого отделения, за деньги у нас не работает.
Как и раньше, основа пополнения фондов архива и библиотеки общества — дарители. Это более ёмкое слово, чем меценат. Дают не только деньги, но и те семейные богатства, которыми располагают.
В частности Орр Петрович Чистяков, потомок рода Янковских, проживающий в США, 2 года назад подарил обществу архив фотографий и обширную семейную переписку. Всё это хранится сегодня у нас, с документами активно работают члены Общества. Благодаря семейному архиву получены ценные свидетельства о представителях разных поколений Янковских.
Богатейшая коллекция книг, хранящихся в нашей библиотеке, также создана благодаря дарителям. Например, Фёдор Фёдорович Буссе, уехав в Санкт-Петербург, всю свою библиотеку оставил ОИАК. И эта практика дарения продолжается: члены общества, издающие книги, обязательно дарят их нашей библиотеке.
— Помимо Владивостока, Общество работает и в других городах Приморья?
— У нас действуют три местных отделения: Уссурийское, Находкинское и Приханкайское межрайонное (Спасский, Черниговский, Ханкайский и Хорольский районы). Там тоже кипит жизнь.
Взять хотя бы Приханкайское отделение, которым долгое время руководил Евгений Садовников. Он приехал с Сахалина, где долго работал в областном отделении Русского географического общества. По его инициативе проводились конференции, организовывались экспедиции по Ханке, издавался краеведческий альманах. Особенно несколько лет назад, когда озеро представляло собой больше не экологический объект, а экологическую катастрофу. Тогда с территории Китая в озеро пошли воды, началось затопление и заиливание прибрежной полосы. Именно члены Приханкайского отделения Общества начали бить в колокола, подключили к вопросу учёных ДВО РАН. В итоге, благодаря неравнодушным людям, проблема была отчасти решена.
Итого сегодня в Приморском краевом отделении Русского географического общества — Обществе изучения Амурского края работают 16 секций и три местных отделения, объединяющих более 500 человек разного возраста и профессий. Это учёные, преподавателии учителя, офицеры, журналисты и все они люди, неравнодушные к истории родного края.
— Как складываются отношения Общества с властью разного уровня? Ставят ли вам, как раньше, задачи государственной важности?
— Такое взаимодействие есть. Например, детские археологические лагеря работают благодаря поддержке муниципальных администраций. Хорошие отношения сложились с руководством Думы города Владивостока, Агентством по туризму Приморского края, Министерством образования и науки Приморского края.
Опыт и знания членов общества востребованы в просветительской работе, патриотическом воспитании.
Сейчас, например, нас привлекают к подготовке ряда мероприятий, посвящённых 150-летию со дня рождения Владимира Клавдиевича Арсеньева. Судя по всему, эта дата будет широко отмечаться. На совещании, которое провела заместитель председателя правительства Приморского края Елена Бронникова, озвучили целый комплекс мероприятий, в том числе — выпуск полного собрания сочинений великого исследователя и писателя.
Общество изучения Амурского края, членом которого был и В.К. Арсеньев, примет участие в подготовке этого издания, в частности — дневников, других материалов и фотографий, ранее нигде не публиковавшихся.
Так что традиция не прерывается, и мы по-прежнему готовы работать на благо Русского географического общества.