
Спектакль "Горка". Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Интересно задействован в спектакле сценический люк: именно из него в дыму, как чёрт из преисподней, появляется на сцене дворник дядя Ваня. Затем в люк скидывают шины-аватары детей, символизируя не только уход деток из группы, но и отношение к ним; в люке исчезает и помощница воспитателя Ольга (Олеся Белоконь), которая считает, что детей нужно воспринимать просто как работу и не привязываться к ним.
Оригинально решена сцена занятий группы "Пчелки" с музыкальным работником Мариной (Олеся Белоконь), которая пытается с детьми репетировать песню Григория Гладкова про эскимосов. Шуточная песенка "По северу ехал один эскимос", которая хорошо знакома публике, превращается в контексте подготовки утренника в форменную пытку для детей и взрослых. Камнем преткновения становится припев, в котором имитируется эскимосская речь. На самом деле, это — колоритное сочетание бессмысленных звуков, которые, по замыслу руководства, должны быть точно отрепетированы и исполнены маленькими детьми, упорно не желающими запоминать тарабарщину (в пьесе текст оригинального припева Гладкова немного изменен).
Эпизод музыкального занятия оформляется перетянутыми через всю сцену алыми лентами, символизирующими нотный стан, в котором запутались герои. Благодаря сценическому решению подчеркивается конфликтность ситуации, недостижимость поставленных задач — ленты буквально душат Настю и ее воспитанников.
Спектакль "Горка". Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Не менее драматична сцена с гротескной медсестрой Жанной Борисовной (Юлия Орышечко). Общение с ней напоминает допрос в гестапо: к привезенной медицинской каталке, как в пыточной, ремнями фиксируются сначала Настя, от которой требуют немедленно убрать из группы Диму, так как у него внезапно обнаружились глисты, а потом Озод, которого пытают на предмет того, укусил ли он Илью или нет.
Драматической кульминацией становится сцена в кабинете заведующей детским садом Зульфии Фаридовны, когда главная героины подвергается унижению и запугиванию, ей угрожают лишением зарплаты, если на утреннике произойдёт хоть малейший сбой. Ситуация нагнетается и проблемой с маленьким Озодом, которого родители не забрали домой из детского сада, и воспитательница была вынуждена забрать его к себе домой. Благодаря перевоплощению Игоря Сушкова, публика видит перед собой искреннего, наивного ребенка из семьи эмигрантов, к судьбе которого оказались равнодушны все кроме Насти. Озод стал причиной ее ссоры с Олегом, который искренне не понимает, почему бы не "сдать" ребенка в полицию и путь они там разбираются.
Настя, общаясь с мальчиком, проникается к нему самыми теплыми, искренними чувствами, она мечтает о своих детях и переносит нерастраченную материнскую любовь на оставшегося у нее на попечении чуждого ребенка. Девушка в мечтах решила забрать Озода себе и уехать с ним к далекому теплому морю. Лирической кульминацией спектакля становится "Сон" Насти, в котором она видит себя любимой и любящей матерью Озода. Сон воплощается на сцене в виде музыкально-хореографической композиции с восточным колоритом "Я закрываю глаза…" (композитор — Роман Столяр, хореография — Татьяна Домовидова). Срывом кульминации и крушением надежд Насти стало появление дяди Озода (Олег Демчук), который силой забирает мальчика. Настя остается одна — ради чужого ребенка она рассорилась со всеми, а завтра нужно строить горку.
Эпилогом-развязкой становится появление на сцене помощницы воспитателя Ольги (Олеся Белоконь), дворника дяди Ваня (Олег Демчук), Олега (Сергей Рюмкин) и мамы Димы (Юлия Орышечко). Золотистые фольгированные спасательные одеяла, в которые завернуты фигуры действующих лиц, с одной стороны, могут рассматриваться как средство для согревания, но с другой стороны выглядят мимикрией под родительский коллектив детской группы "Пчелки" (из родителей пришла только мама Димы, остальные проигнорировали, оставшись равнодушными к общим проблемам). Пришедшие строить горку недоумевают, почему Настя опаздывает, и когда главная героиня, опустошённая вчерашними событиями, приходит в детский сад и видит, что на помощь ей пришли те, с кем она вздорила, расстроганная девушка называет их "карбышевыми", тогда как команда героев-строителей поет припев из песни эскимосов "О дых бойи дарыкей дых дых дых бай!".
Спектакли, поставленные на сцене Приморского краевого драматического театра молодежи, привлекают своими необычными сценическими решениями, ярко воплощенными характерными персонажами и социальной проблематикой, заставляющей нас не только получить удовольствие и отдохнуть в театре, но и задуматься над своей жизнью. "Горка" отражает коллизии современного общества, его разобщенность, обезличенность, уход в цифровую среду как способ уйти от проблем, и, несмотря на это, дает надежду на то, что вокруг нас все еще есть люди, которые не утратили человечность и готовы в трудную минуту прийти на выручку друг другу.
Справка о рецензенте:
Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ
Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года.
Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"", "Тенденции современного искусства".
Автор более 130 публикаций, в том числе, монографий, учебных пособий и научных статей.
Смотрите полную версию на сайте >>>