Туристы, отправившиеся сегодня в приграничный Китай, не могут пройти пограничный и таможенный контроль. 45 человек, приехав на границу в автобусе приморской туркомпании ранним утром, находятся в постоянном состоянии ожидания более 7 часов. Приморцы не могут пресечь границу по причине того, что едут они в Китай не идущим по расписанию автобусом, а нерейсовым. Напряжение среди туристов растет, люди возмущены таким отношением к себе и туркомпании, и работающих в пограничной зоне структур, сообщает корр. РИА Primamedia.
Автобус с туристами, оформлявшимися в компании "Диалог народов" , почти 10 часов простоял на переходе "Сосновая падь". Люди длительное время не могли пройти процедуру пограничного и таможенного контроля. Причиной такой ситуации стала поездка на автобусе, который идет вне расписания. И будет ли "окно", чтобы транспорт прошел, проникнутся ли чаяниями ни в чем неповинных туристов контролирующие органы – транспортная инспекция, таможенные и пограничные службы – не известно.
- О том, что мы едем в Китай нерейсовым автобусом, узнали, когда отстояли на переходе около 6 часов. Наша поездка была запланирована с сегодняшнего дня и по воскресенье включительно. За тур отдали 3700. При оформлении поездки договор нам никто не выдал, на руках лишь квиточек об оплате. Покупая путевку, нам сказали, что границу пройдем с 10.00 до 11.00. Приехав на границу в 6.30 и не пройдя таможню к 12.00, начали переживать и спрашивать своего руководителя группы. Ответ поверг в состояние шока. "А что вы хотели, сегодня пятница, и вы едете дополнительным автобусом". Людей охватывает и раздражение, и отчаяние. Даже если и удастся пройти границу, сегодня весь день потерян. А ведь деньги заплатили как за три дня, - возмущается жительница Владивостока Ольга Загоруйко.
Коллегу по несчастью поддержали Надежда Николаевна Куликова, Оксана Владимировна Ющенко, Виктор Вячеславович Разуваев. Они отметили, что у тех туристов, у кого есть на руках договоры, время прописано разное. Т.е. кто-то должен выезжать в 5.00, кто-то в 7.00, но выехали все в 2.30 ночи. И никаких упоминаний об автобусе вне расписания в договоре нет.
- Есть у туристов договор или нет, можно будет установить по книге регистрации, по наличию второго экземпляра, - пояснила руководитель НП "Окно в Евразию" Ирина Кушнарева. – Из беседы с руководителем компании Евгенией Беляниной я поняла, что она сейчас занимается решением этой проблемы.
Помощник гендиректора туркомпании "Диалог Народов" Кристина Рубайло категорически не согласна с тем, что люди поехали в Китай без полного оформления соответствующих документов.
- У нас есть разрешение Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) с указанием определенной даты и соответствующего пункта пропуска на проход внерейсвого автобуса. Договора оформлены для всех туристов, другое дело, что бывают случаи, когда один человек по доверенности покупает несколько туров, когда люди едут семьями, компаниями. Тогда выписываем один договор, но с указанием всего числа оформленных. Мы уже проверили, но у нас полный комплект документов, т.е. они оформлены на всех пассажиров, отправившихся сегодня в поездку. В договоре прописан и тот факт, что люди едут на автобусе вне графика, более того присутствует пометка о возможном длительном ожидании на границе. После ноябрьского конфликта на границе, было бы просто глупо турфирмам наступить на эти грабли – не информировать туристов, не выдавать документы. Более того, предлагаем нашим клиентам два варианта поездки: более дорогой вариант через Полтавку на рейсовых автобусах, и на 1-1,2 тысячи рублей дешевле через Сосновую падь, но уже на автобусах вне графика. Полтавку многие не жалуют именно из-за того, что после пересечения границы еще нужно почти 2 часа ехать до Суйфэньхэ, а туристам хочется попасть в Китай быстрее и далее воздать должное шопингу и ресторанам.
Сегодня компании, которые возят туристов в приграничный Китай на нерейсовых автобусах, выстраиваются в очередь на границе, как некогда в магазине за колбасой.
- Конечно, никто из нас не знает, когда будут эти технические окна, чтобы соответствующие органы пропустили нерейсовый автобус. Поэтому и стараемся приехать как можно раньше, чтобы оказаться в числе первых, - пояснила г-жа Рубайло.
По информации пресс-службы Дальневосточного таможенного управления, с утра пропускались только рейсовые автобусы, никаких технологических окон не возникало, чтобы изыскать возможность для пропуска нерейсового транспорта. Всего же при полной загруженности пункта пропуска здесь вне графика могут пропустить всего 2 автобуса по 12 человек.
Как пояснили в департаменте международного сотрудничества и туризма Приморского края , что на сегодня по информации туркомпаний, которую они предоставляют при выезде групп в рамках соглашения о безвизовых поездках, на выезд из Приморья в Китай записано 901 человек, на въезд 366. Т.е. при пропускной способности пункта 2880 человек в течение суток границу пересекут 1267, что составляет меньше 50%.
В ходе совещания было принято решение - опубликовать для туристов дополнительную памятку, в которой будет указано время возможного ожидания на границе и тип автобуса (регулярный или дополнительный). Кроме того эта информация по желанию туристов может быть внесена и в договор.
Напомним, поводом для такого разговора послужили уже неединичные ситуации на территории пункта пропуска, когда туристы, купив тур, не могут беспроблемно пересечь границу. Только 3 ноября пункты пропуска не смогли пересечь 10 дополнительных автобусов, в которых находилось почти 450 человек.
Затрагивался на совещании и вопрос монополизма при перевозке туристов. Это же подтвердила и представитель "Диалога народов":
- Мы бы и рады купить своим туристам билеты на регулярные рейсы, но их нет, т.к. у автотранспортных компаний свои аффилированные турфирмы. Так, например, на пятницу мы имеем всего 15 мест на Хуньчунь из общего турпотока через этот пункт пропуска. Или приходится ехать на китайских автобусах. Но не каждому туристу нравятся пересадки – приехать в тот же Пограничный на автобусе туроператора, а далее пересаживаться на китайский рейсовый. И у нас не остается выхода, как использовать свои нерейсовые транспортные единицы. Наша компания работает на рынке более 20 лет, у нас подготовленные автобусы, профессиональные водители. Достаточно туристов, которые обращаются к нам для приобретения разных туров. Если мы откажемся от нерейсовых автобусов, то останемся с 15 местами, о которых я говорила.
Кстати, туркомпании, которые вывозят своих туристов в Китай подобным образом, сетуют на то, что нерейсовые автобусы никто не запрещал, это в рамках законодательства. Но почему искусственно создается ажиотаж на билеты, умышленно занимаются места на переходе, чтобы не пропустить автобус той или ной фирмы – вопрос не только для размышления, но и для оперативного решения. Ибо все компании должны работать в равноценных условиях. Тем более, что это не частная лавочка, а государственная граница. Сегодня в авиации активно используются чартерные рейсы. Более того, цена на них дешевле. Чем на регулярные рейсы, а где-то они удобнее, ибо исключают пересадки. Так эти нерегулярные автобусы и являются своеобразными чартерами, только при поездках в Китай.
Отметим, что нередки случаи, когда туристы повозмущавшись, выпустив пар, потом успокаиваются, сойдясь во мнении – хорошо, что все хорошо кончается. И по возвращению из Китая желание жаловаться и наказывать нерадивую компанию исчезает.
- Если к нам от туристов поступят заявления о нарушениях со стороны туркомпании, то будем проводить соответствующие проверки, - резюмировала руководитель отдела развития туризма Елена Шарощенко.
Добавим, что туркомпании уже со страхом ждут новогодних праздников, когда ехать в Китай хотят тысячи приморцев, а билеты на рейсовые автобусы в дефиците, нерейсовым же ставятся негласные препоны.