"Думаю, что до конца этого года японцы закачают очень большие деньги в создание новой прибрежной инфраструктуры в пострадавших от землетрясения и цунами районах, причем на более высоком уровне, с новым уровнем безопасности. Япония выведет из обращения устаревшие ядерные технологии, она закроет станцию в Фукусима, построенную в 70-е годы, и построит более современную. Это даст общий толчок развитию экономики страны, повысит спрос на строительные материалы, на технологии, на инженерные решения, и приведет к экономическому росту Японии, если не в этом году, то в последующие годы. Какая-то доля этого роста может прийтись и на Приморский край с точки зрения повышения спроса на стройматериалы, на лес, поскольку для домостроения в Японии используется именно дерево, а не кирпич или бетон", - сказал Михаил Терский.
По мнению эксперта, в Японии может возрасти спрос на российские нефтепродукты и электроэнергию.
"Понятно, что сейчас Япония вынуждена будет больше потреблять электроэнергии, произведенной на тепловых станциях, возрастет потребность в нефтепродуктах, и это тоже может нас коснуться, тем более что Россия обещала увеличить поставки энергоносителей в Японию. Премьер-министр РФ Владимир Путин уже сделал предложение японским компаниям войти в наш топливно-энергетический комплекс, тут у нас появляется неплохой шанс для сотрудничества. Возможно, это будут проекты,
связанные с производством сжиженного газа в Приморье, переброской электроэнергии по дну океана, с Сахалина или из Приморского края", - сказал эксперт.
Как считает руководитель Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований ВГУЭС, в Японии возрастет спрос на продовольствие, что даст толчок сельскому хозяйству Приморья.
"Наверное, возрастет со стороны Японии спрос на продовольствие, особенно кормовое. Это даст толчок уже и нашему сельскому хозяйству. Возможно, возрастет спрос на экологически чистые продукты с нашей территории, в том силе и растительного происхождения. С точки зрения сельского хозяйства мы территория очень привлекательная, потому что у нас почти нет промышленных предприятий, несущих техногенную угрозу. Могут появиться совместные проекты по выращиванию экологически чистых продуктов. Я думаю, что мы выиграем от такого сотрудничества, ведь у нас почти 500 тысяч гектаров земли сельскохозяйственного назначения стоят пустыми. Но надо, чтобы все это делалось разумно, и не обременялось всякого рода политическим шантажом", - сказал ученый.
С его точки зрения, трагедия показала, что мы у России нет ни культурного, ни цивилизационного, ни политического конфликта с Японией.
"Простой, нормальный обыватель не мыслит категориями островов, он мыслит категориями нормальных человеческих отношений. Эти человеческие отношения оказались настолько ценными, а та материальная, моральная и духовная поддержка, которую оказали россияне пострадавшим в Японии, настолько значима, что у нас просто нет шансов отказаться от дальнейшего экономического и человеческого сотрудничества, которое важнее всякой политической ерунды", - сказал Михаил Терский.