За январь 2012 года в порты Дальнего Востока поступили 47 "фонящих" машин и запчастей из Японии, на долю Владивостока пришлось 34 радиационных объекта, сообщили корр. PrimaMedia представители Дальневосточной таможни.
- За прошлый год таможнями региона было выявлено 488 радиационно-опасных машин и автозапчастей, а за январь 2012 года - уже 47. "Фонящие" объекты обнаружили работники Хасанской, Находкинской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской и Амурской таможен, - отметил начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами ДВТУ Роман Фанин. - Автомобили и запчасти приходили из разных портов Японии: Ниигаты, Осаки, Тоямы, Йокогамы, Хакаты, Отару, Мияги. Кроме того, в прошлом году ФТС России делало запрос в свое представительство в Японии и получило ответ, что таможнями Японии не проводится проверка товаров на радиоактивность, идущих на импорт. Проверяют лишь те, которые поступают на внутренний рынок.
Таможенники Владивостока постоянно проводят контроль грузов из Японии.
- За этот месяц мы выявили 34 радиационно-опасных объекта: машины и запчасти б/у. Новые японские автомобили не содержат радиационные частицы, - рассказал начальник отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Владивостокской таможни Александр Помыканов. - Мы используем стационарную и мобильную системы радиационного контроля, дозиметры. Все машины выгружают с судна, отправляют в зону контроля. Если произошло срабатывание на автомобиль, его выбирают из общего потока. Измеряют радиационные параметры. Информацию отправляют в санитарно-карантинный пункт.
Стоит отметить, что до июля прошлого года "фонящие" автомобили подвергали дезактивации, сейчас же с подобными объектами "разговор короткий".
- С июля 2011 года "Роспотребнадзор" перестал направлять радиационно-опасные машины на дезактивацию. Если груз содержит бета-загрязнение, его сразу же возвращают в Японию, - добавила заместитель руководителя "Роспотребнадзора" Марина Полякова.