Куда движется "недвижимость" Приморья, как выжить в этом сегменте и в чем секрет процветания бизнеса в кризис РИА PrimaMedia рассказал руководитель агентства недвижимости "Городской риелторский центр" Сергей Косиков. Его компания зашла на рынок в кризисный 2012 год и может по праву гордится успехами, достигнутыми за это время на рынке Владивостока.
Если надо — приедем и на кладбище
— Сергей Иванович, продажа квартир во Владивостоке и в Приморье – основной профиль деятельности вашей компании. Аналитики утверждают: сегмент недвижимости в крае подвержен ощутимой стагнации в последние три года. Не страшно было открываться в непростой 2012 год?
— Конечно, страшно. Но жизнь нам выбора не дала. В силу ряда причин, из Интернета пришлось уйти в сектор реальных продаж, о чем мы ни чуть не сожалеем. Даже с учетом десятилетнего опыта в аналитике рынка недвижимости, несколько онлайн-проектов пришлось закрыть. Но сектор, в которой уходили, мы знали хорошо, картину рынка видели ясно, тогда, в 2012 мы четко понимали, что рынок недвижимости начинает развиваться, позволяет много строить и продавать. В Приморье обеспеченность жильем одна из самых низких. Однако, мы понимаем — как бы то ни было, потребность в жилье была, есть и будет всегда, и потенциальный покупательский спрос на жилье исчезнуть не может.
— Не смотря на экономические сложности, "Городской риелторский центр" развивается успешно и динамично. Откроете формулу успеха вашей компании?
— Секрет прост: мы действуем исключительно в интересах клиента. Иногда даже в убыток себе, но в расчете на укрепление "кредита доверия". Клиент всегда прав, — это та бизнес-модель, которая давно и с успехом приминается в Америке. Пора бы забыть о больных взаимоотношениях между продавцом и покупателем по типу "не нравится — пошел вон". К сожалению, в России до сих пор нет исторически сложившегося умения обслуживать клиентов, но этому важно учиться. Главная наша задача — обучить кадровый состав умению правильно и качественно оказать услугу, объяснить что такое "сервис" в ключевом его понимании. В этом отношении, ни одно учебное заведение не поможет.
Условно говоря, если клиенту надо, чтобы мы были в полнолуние на кладбище, то мы будем в полнолуние на кладбище — без вариантов.
— И никаких сбоев в такой модели поведения не случается? Даже если упрямый клиент, например, и после 20-го показа приобретать квартиру отказывается?
— В каждом деле существуют свои профессиональные детали. В нашем бизнесе есть статистика: если после 4-5 показа квартир человек от заключения сделки отказывается, значит что-то не правильное делает сама компания. Это мы должны понимать, что нужно клиенту. Он под нас подстраиваться не обязан.
Настоящий регулятор цен на квартиры — паника
— Расскажите об особенностях "недвижимого бизнеса" в Приморском крае?
— В рынке недвижимости есть несколько сегментов, которые нужно понимать, как абсолютно разные бизнес-направления. Мы, например, не занимаемся арендой жилья.
Одно из направлений рынка недвижимости — работа с собственниками. Это порой совсем непросто, так как частные лица устанавливают цены на вторичное жилье, исходя из собственных соображений, ключевые из которых — жадность. Однако, цена на вторичку, если и варьируется, то не существенно. Настоящим регулятором цен в этом сегменте можно назвать панику. Доллар подскочил, повысился спрос на недвижимость, из ниоткуда вдруг возникли запредельная стоимость квартир. Именно так случилось в декабре 2014 года, когда за считанные дни квартиры во Владивостоке взлетели в цене практически на 20% а весной резко упали.
Другой сегмент недвижимости — рынок новостроек, а это практически оптовые продажи. У застройщика — своя политика продаж, здесь эмоциональной составляющей нет, только цифры, план, работа, базирующаяся на выгоде предприятия.
Есть сегмент коммерческой недвижимости, это вообще — "другая планета", бизнес в чистом виде. И продажи другие, и оценка, и тенденции, которые влияют на динамику развития этого рынка — все отличается от первички и вторички.
Сегмент загородной недвижимости — тоже другой, так как там начинают действовать земельные законы с оформлением, с кадастрами, с зонами и тп.
То есть, каждый сегмент имеет свои особенности. Наша компания сегодня работает по пяти направлениям. Они не пересекаются, специалисты узконаправленные.
Если бы мы работали в одном секторе, например, на вторичке, наверное были бы самыми "жирными" в этом сегменте, но нам, как специалистам, хочется развиваться, а это требует больших ресурсов, как временных, так человеческих и финансовых.
— Есть ли информация — сколько нужно строить жилья, чтобы всем в столице Приморья хватало?
По нашим приблизительным подсчетам, в год, только по Владивостоку, должно вводиться в эксплуатацию 600-700 тысяч квадратов жилья, в этом случае, лет через 5-6 неудовлетворенную потребность в жилье города удастся снизить. На данный момент, не смотря на лже-цифры, предоставляемые различными инстанциями, в жилой фонд города ежегодно вводится около 100 тысяч кв метров, а это очень мало.
Спасение утопающего — дело рук самого утопающего
— Вы являетесь участником НП "Современный бизнес — Приморью", что дает вам такое партнерство?
— На самом деле, у нас в городе очень мало площадок, где можно встретиться и пообщаться с людьми, имеющих реальную возможность что-то менять в Приморье в лучшую сторону. Мы говорим не о политики, благотворительности, частной помощи — этим каждый может заниматься в отдельности. Мы говорим о глобальных проблемах нашего края, о том, какое "завтра" его ждет, и о том, что мы, бизнес-сообщество, можем для Приморья сделать.
— А как-же программы поддержки Дальнего востока? Помощь государства и прочее?
На государство рассчитывать сейчас бессмысленно. Пока практически все, что делается — видимость: мифические прожиточные минимумы, унизительные пенсии, смешные зарплаты, "бесплатный" проезд, гос-программы, соцльготы, "бесплатная" учеба и медицина и прочее. По хорошему, отменить бы все это и сделать как было раньше — создать человеческие условия для человека. Это системообразующая проблема.
Конечно, потихоньку все меняется, и меняется к лучшему. Но любые изменения, как известно, часто вызывает агрессию, настороженность, непонимание людей.
Об обманутых дольщиках, конкурентах и принципе "енота"
Сергей Косиков. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
— Дайте несколько советов, как простым гражданам распознавать и бороться с мошенничеством в недвижимости?
— Скажу честно, многих обманутых дольщиков мне не жалко, так как те, с которыми сталкивались мы — сами себя заставили обмануться. Говоришь открытым текстом — не ходи туда, там могут быть потери, а в ответ — "но там же дешево". Не слушает потребитель специалиста. А зря. Мы практически любую проблему в недвижимости видим сразу и советуем как избежать краха. Но большинство вкладывает последние сбережения из принципа "где дешевле". Как правило, получают закономерный итог. Мошенников в чистом виде у нас в Приморье встречается "один — из тысячи". Как правило, проблемы возникают благодаря непрофессиональным помощникам, из-за некомпетентности которых можно потерять деньги.
— Что бы Вы хотели пожелать начинающему предпринимателю, устремившемуся в непростой бизнес недвижимости?
— Без знания рынка, всех его процессов, успешный бизнес невозможен. Прежде чем браться за дело и вкладывать в него деньги, нужно прощупать все своими руками, понимать механизмы работы. Тут два пути: можно как мы работать 10 лет и на собственном опыте, путем проб и ошибок, выстраивать основу, способную "вывести" бизнес. А можно пару-тройку лет попахать на черной работе в успешной компании потенциальных конкурентов, приобретая с нуля знания и опыт на практике.
Учиться нужно с самых низов. Буквально со швабры. К нам в компанию приходят молодые специалисты с дипломами. На вопрос — что умеете делать? отвечают — нас учили тому то. Мы говорим — это понятно, а делать что умеете? Пол мыть умеете? — Да. — Ну вот, с него и надо начинать.
— Есть ли у вас реальные конкуренты на рынке недвижимости?
— Во Владивостоке работает много компаний и специалистов, которые и рынок прекрасно знают, и услугу клиенту оказывают качественно. Но еще больше у нас партнеров, с которыми мы охотно сотрудничаем. Вообще, главное в работе и с клиентами, и с конкурентами, и с партнерами — "принцип енота", как в мультике — "от улыбки станет всем светлее". Нужно уметь со всеми доброжелательно договариваться. А улыбка, порой, открывает такие двери, которым никакие перфораторы не подвластны.
Напомним, проект РИА PrimaMedia "Секреты бизнеса" рассказывает о рыночной среде, в которой живет и действует региональное предпринимательское сообщество, а также предлагает вниманию читателя реальные истории становления и развития приморского бизнеса.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Элитного жилья во Владивостоке нет, но раскупается оно быстро
Заработать на чужом бизнесе: тонкости приморского консалтинга