5 новогодних песен из СССР сразу поднимут настроение и настроят на праздники
20:30
Пенсии вырастут на 8 700 рублей – солидная сумма поступит на карту в 2025 году
19:11
Пинок Львов, суматоха Дев и нищета Рыб: подробный гороскоп на 23 декабря
18:30
Отшельник, Звезда, Смерть: таро-расклад желаний с 23 по 29 декабря - суд кармы
18:00
Сюрприз Овнов, улов Раков и маневр Весов: подробный с 23 по 29 декабря
17:30
Пятый сезон на "Русской лыжне" во Владивостоке открыли любительскими соревнованиями
15:31
Где купить красную рыбу и икру на новогодний стол во Владивостоке
14:50
Из-за схода вагонов в Забайкалье задерживаются пассажирские поезда
13:37
Аэрофлот открыл продажу на прямые рейсы из Владивостока в Пекин
12:53
"Адмирал" второй раз в сезоне отобрал очки у СКА
10:29
Первый состав прошел через новый тоннель в Смоляниново
10:27
Названы самые частые причины, почему машина не заводится в мороз
07:11
Дальний Восток 22 декабря. Родился Герой Советского Союза Тимофей Сафронов
07:00
Вы входите в ряды редчайших интеллектуалов, если наберете 8/8 – ТЕСТ
06:00
Штраф 15 000 рублей ждет жильцов квартир за украшения к Новому году – что запретили
03:11

Банкротство крупных игроков может "уронить" туркомпании Приморья по принципу домино

Снижение турпотока в целом по стране негативно отразится и на регионе
5 августа 2014, 19:20 Бизнес

Банкротство крупных представителей туристического бизнеса может "уронить" туркомпании Приморья по принципу домино. Если доверие клиента к профессиональным турагентам упадет, может произойти значительное снижение турпотока. В свою очередь, это может привести к новым банкротствам и крахам, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Банкротство, Фото с места события собственное

Банкротство, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Начало нового туристического сезона в России ознаменовалось скандалами. Фирмы, являющиеся одними из крупнейших игроков в турбизнесе, стали чуть ли не еженедельно заявлять о своей несостоятельности и банкротстве. Сначала такое заявление поступило от туркомпании "Нева" - старейшего игрока на рынке, следом, как из "рога изобилия", посыпались заявления от компаний "Роза ветров. Мир", "Идеал-тур", "Лабиринт". Кстати, и "Нева", и "Лабиринт" входили в реестр крупнейших 22 туроператоров России, имеющих финансовое обеспечение в размере 100 млн рублей и более. Хотя в реальности эта сумма, скорее всего, была более существенной.

Но даже эти десятки миллионов не стали гарантом безопасного отдыха людей.

Остается поражаться масштабам несостоятельности, финансовой нечистоплотности, лоббирования интересов единиц в пику тысячам гражданам.  Вряд ли такая ситуация случилась пару-тройку месяцев назад. Она росла как снежный ком, но ни у кого даже не возникло желания остановить все это в самом начале. Более того, компании объявляли о своей несостоятельности ближе к выходным, когда люди были либо "на чемоданах", либо  уже в пути. Теперь представители компаний разводят руками и советуют несостоявшимся туристам обращаться к страховщикам.

В итоге споры между бизнесменами теперь будут решаться за счет ни в чем не повинных людей, которые честно заплатили свои деньги, и притом не малые, за прорекламированный в офисах компаний отдых и обещанный "рай земной".

Люди уже часами стоят под офисами страховых компаний и туроператоров, пересчитывают по головам пострадавших, мысленно суммируют свои моральные и материальные ущербы и с горечью констатируют факт, что с деньгами можно расстаться. Суммы возмещения настолько велики, что денег, причитающихся со страховых компаний, просто не хватит на покрытие долгов.

Загранпаспорт , Фото с места события собственное

Загранпаспорт , Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

"Когда только начались разговоры о формировании "Турпомощи", я сразу предположила, что все эти минусы дадут о себе знать. То, что случилось - это настоящий демпинг, обвал. У "Невы" лимит ответственности был почти 500 млн рублей, а сумма ущерба оказалась значительно выше. Зачем же продавать путевки такому числу людей, обещать им что-то, зная, что твои расходы давно и во много раз завышены?,- задается вопросом директор приморской туркомпании "Диалог народов" Евгения Белянина.

Приморский турбизнес, благодаря своей отдаленности, независимости и востребованным направлениям ЮВА, оказался более-менее устойчивым к таким потрясениям. Среди пострадавших оказалось менее 10 туркомпаний и около 20 туристов.

 В этих случаях приморские турфирмы выступали у западных компаний агентами при продаже туров в Европу.

"Оформляли через "Неву" два тура в Чехию для своих клиентов. Одному повезло, улетел с накануне сделанного громкого объявления. Во втором случае нам пришлось покупать туристу билет на регулярные авиалинии и решать вопрос с бронированием отеля. Затраты нашей компании пока составили около 80 тысяч рублей, но для малого бизнеса в регионе это тоже деньги", - делится рассуждениями директор агентства путешествий "Приморский клуб" Ольга Гуревич.

Приморские туроператоры весьма скептически относятся к "Турпомощи", Фото с места события собственное

Приморские туроператоры весьма скептически относятся к "Турпомощи", Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Приморские туроператоры весьма скептически относятся к "Турпомощи" - ассоциации, представляющей собой объединение туроператоров в сфере выездного туризма и действующей в целях оказания экстренной помощи туристам. Такой, как сейчас. Кстати, на сегодня в этом списке участников турпомощи около 1,8 тысяч компаний, взнос 110 тысяч с каждого туроператора – по 100 тысяч рублей на "спасение утопающих" и по 10 тысяч на содержание администрации. В итоге получаем сумму под 180 млн рублей. Без участия в "Турпомощи" компания не может заниматься туроператорской деятельностью.

"В законе написано, что взносы в турпомощь – это процент от оборота, но не более 100 тысяч рублей. У нас же все под одну гребенку. И маленькие туркомпании в регионах, и такие "монстры", как та же "Нева". 

Почему теперь мы должны решать проблемы зарвавшихся фирм за счет своего труда, заработанных нами денег, за счет наших туристов?

Где тот самый дифференцированный подход, о котором так много говорилось?", - подчеркивает г-жа Гуревич.

Коллегу поддерживает и главный менеджер туркомпании "Райтекс" Евгения Каминская: "Агентские продажи у нас сведены к минимуму. Мы стараемся работать напрямую с принимающей стороной – сами заказываем отели, выкупаем билеты на регулярные авиарейсы. У наших клиентов в приоритете азиатское направление. Сейчас лето, многие заказывают местные базы отдыха. Кстати, недавно оформляли нашему клиенту поездку в Испанию, и самым оптимальным вариантом оказался полет через Сеул".

По мнению представителей приморского турбизнеса, 

даже если местным компаниям удалось избежать массированных финансовых потрясений, банкротство крупных турфирм аукнется и рядовым игрокам. И такое уже не назовешь обрушением карточного домика. Это - настоящий принцип домино.

Крупные турфирмы обанкротились, соответственно доверие клиента к профессиональным турагентам упадет, что приведет к значительному снижению турпотока, а значит к новым банкротствам и крахам, а далее последует цепная реакция.

Сегодня рентабельность турбизнеса очень и очень скромная - около 5%, Фото с места события собственное

Сегодня рентабельность турбизнеса очень и очень скромная - около 5%, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Сегодня рентабельность турбизнеса очень и очень скромная - около 5%. Крупные игроки выживают за счет больших объемов. Но зато, что уже подтверждено, имеют такие же крупные риски. Кредиты за блоки, борьба за клиента, демпинг привели к тому, что имеем. Кроме того, компании находятся в тесном контакте друг с другом, а значит, цепочка расширяется и ситуация растет как на дрожжах.

На ухудшение работает снижение спроса на путевки (россиян, желающих ездить в зарубежные вояжи, стало почти на 14% меньше), рост курса рубля по отношению к доллару, а также нестабильность экономической и политической ситуации. Уже выяснилось, что и "Нева", и "Лабиринт" были застрахованы в компании "Восхождение". Но на прошлой неделе Банк России приостановил лицензию данного учреждения и ввел временное администрирование. Это означает, что новых договоров и соглашений не будет. А имеющихся денег на погашение туристических прорех не хватит.

"Уже обсуждают информацию о том, что в "Восхождении" буквально накануне сменилось руководство, что сама компания не входит в главное отраслевое объединение - Всероссийский союз страховщиков (ВСС) и мало известна рынку. Зачем же тогда такой крупной туркомпании с таким большим оборотом средств, многотысячными турпотоками, как "Нева" страховать ответственность у такого неизвестного и мелкого страховщика?

Почему эта ситуация никому не подконтрольна? Или все надеялись на авось?" - недоумевает Ольга Гуревич. Отметим, что в настоящее время председатель Следственного комитета РФ поручил организовать процессуальную проверку по фактам незаконных финансовых операций, проведенных туристическими компаниями ЗАО "Фирма Нева" и ООО "Лабиринт".

Дальневосточники с замиранием сердца следят за ситуацией на рынке чартерных авиаперевозок, Фото с места события собственное

Дальневосточники с замиранием сердца следят за ситуацией на рынке чартерных авиаперевозок, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Сегодня дальневосточники с замиранием сердца следят за ситуацией на рынке чартерных авиаперевозок. Ведь "Оренбургские авиалинии", которые доставляют жителей региона на пляжи Гуама и Сайпана, отказали тысячам человек в перевозке из-за нарушений условий оплаты. Было озвучено, что у этого перевозчика за границей оказалось более 20 тысяч туристов. Получается, что людей вывезли, но деньги за полет получены не были. И с марта месяца авиаперевозчик работал с одной из рухнувших компаний в долг, при этом сокращая программы сотрудничества с устойчивыми "игроками" в турбизнесе. Не отсюда ли сокращение полетов на Гуам и Сайпан с еженедельных рейсов до двух раз в месяц, которое произошло в конце июня?

Руководитель компании "Авиачартер ДВ" Роман Чернявский считает, что поводов для беспокойства у дальневосточников нет. Компания полностью выполняет финансовые обязательства перед авиаперевозчиком. А тот двухмесячный перерыв – в сентябре и октябре, когда чартерная программа в направлении Сайпана и Гуама выполняться не будет, связан с переходом на зимнее расписание, подготовкой новой полетной программы и выходом на линию нового самолета 2012 года выпуска Боинг 737-800. В данном случае правила таковы, что перед тем, как новый борт станет на маршрут, необходимо вернуть старый самолет. Новому самолету необходима будет почти двухмесячная обкатка на линии, что связано с безопасностью пассажироперевозок. А все это сделать одновременно не предоставляется возможным.

"Разговоры о том, что мы отменили рейсы на осень из-за низкой загруженности, не соответствуют действительности. Просто мы заблаговременно известили турагентов о грядущих переменах и рекомендовали не продавать туры. Те единичные случаи приобретения туров были сделаны гораздо раньше, и сейчас их обладателям предложено либо перенести отдых на август, либо выбрать ноябрьский период. Никакой истерии по этому поводу ни у кого не возникло", - пояснил г-н Чернявский.

К Сайпану и Гуаму в конце года добавляются Филиппины и Ташкент, Фото с места события собственное

К Сайпану и Гуаму в конце года добавляются Филиппины и Ташкент, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Он так же добавил, что если бы у компании что-то было неблагополучно, то вряд ли "Авиачартер ДВ" стремился расширять полетную программу. Так как к Сайпану и Гуаму в конце года добавляются Филиппины и Ташкент. Более того, в планах компании продолжить программу чартерных туров на Окинаву в следующем году.

"Авиачартер-ДВ" оказался в числе клиентов компании "Восхождение", деятельность которой нынче под большим вопросом. "Будем разруливать эту ситуацию. Мы получили письмо от Ростуризма, с просьбой перестраховаться до конца месяца, чем мы сейчас и занимаемся. Выходить на новые программы и рейсы без страховки мы не собираемся. Более того, будем судиться с компанией "Восхождение". Мы страховались всего на год, а прошло только три месяца. И если мы свои финансовые обязательства выполнили, произвели оплату как положено, то у страховщика ситуация изменилась, то есть нам придется отсуживать деньги за оставшиеся девять месяцев, за которые мы не получим соответствующую услугу", - пояснил г-н Чернявский.

То, что случилась сегодня на туристическом рынке России, несомненно, негативно скажется и на отрасли. "Не надо "кидаться" не дешевые горящие туры, которые предлагает Запад, не стоит вестись на демпинговую ситуацию, в надежде, что все обойдется.

Приморские туроператоры вполне самостоятельны, компании напрямую выстраивают отношения с партнерами по бизнесу за рубежом. Сегодня проходит много выставок, встреч, где можно установить контакты без посредников. И компания всегда может предложить варианты скидок – за "семейственность", постоянным клиентам, за акции от партнеров и так далее. Не стоит верить, когда двухнедельный тур с проживанием, завтраками и перелетом предлагают по цене в два раза меньшей, чем в других фирмах", - советует директор "Диалога Народов" Евгения Белянина.

Стоит отметить, что число туроператоров сокращается. И уже открыто задается вопрос: "А стоит ли тратить деньги на заграничный отдых?". Россияне в 2012 году потратили на отдых за границей $ 42,8 млрд, в прошедшем 2013 мы этот показатели увеличили более, чем на четверть. Теперь наша страна по этому показателю уступает только Китаю. Может, пришла пора "завернуть" эти потоки назад? Туркомпании всеми правдами и неправдами ведут борьбу за туриста. На фоне этой борьбы, финансовой нестабильности в 2010 – 2011 году разорились 30 операторов, в 2012 это коснулось девяти компаний, в 2013 году – пять компаний, в 2014 году только за последние пять недель уже шесть компаний объявили о своей несостоятельности.

Клиенты турфирм самостоятельно занимаются организацией своего отдыха, Фото с места события собственное

Клиенты турфирм самостоятельно занимаются организацией своего отдыха, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Такая ситуация все чаще побуждает клиентов турфирм самостоятельно заниматься организацией своего отдыха.

"Развитие российского туризма идет по пути мирового. Например, в тех же Штатах турфирмы работают больше на въезд, демонстрируют местный турпотенциал, на выезд же работают считанные компании. Всю информацию путешественник получает либо в интернете, либо в call-центрах. Мы идем к тому же.

Кроме того, падают и обороты компаний, люди  отказываются от отдыха за рубежом или организовывают его реже. Многие из молодых или людей среднего возраста сейчас выбирают самостоятельные путешествия. В компании приходит уже меньше клиентов, и свежей "подпитки" нет. Так что ситуация с банкротством туроператоров вполне была предсказуема", - заключает Сергей Спирин, руководитель приморской турфирмы "Лаки Турс".

Региональные туроператоры считают, что время шаблонных туров уже ушло, и дабы быть на плаву стоит проявлять креатив, организуя эксклюзивные туры, иметь твердые и надежные отношения с партнерами, в результате которых можно получить скидки за ранее бронирование, за группы, за увеличение турпотока и т.д.

"У нас в Приморье ситуация не такая патовая, как в западных регионах страны. Но даже те затраты, которые понесли наши фирмы, все равно ощутимы для них.

 Мы обзвонили всех туроператоров, провели мониторинг ситуации. Кто-то решает вопросы самостоятельно, кто-то будет возвращать деньги за испорченный отдых в судебных инстанциях, кто-то перебронирует туры и далее планирует выяснять отношения со страховщиками. Но для нас сейчас проблема в другом – наши туркомпании, несмотря на статус туроператоров, являются еще и агентами у обанкротившихся фирм. Как будет решаться вопрос о возмещении убытков турагентам, тем, кто не в "Турпомощи", пока не ясен. Будем выяснять в Ростуризме", - поделился своими размышлениями заместитель руководителя департамента международного сотрудничества и развития туризма Владимир Щур.                       

Пару лет назад, когда рухнули "Капитал" и "Ланта тур Вояж", приморские компании уже прошли через это. Переоформив туры своим клиентам за свой счет, они не смогли вернуть потраченные деньги.

 У клиентов не было на руках документов, что поездка не состоялась, или что они оплатили какие-то услуги из своего кармана. Страховщики тоже "умыли руки", подчеркнув, что это спор двух юридических лиц, и пусть один и платит другому, хотя один на тот момент оказался банкротом.

У клиентов не было подтверждения, что они оплатили какие-то услуги из своего кармана, Фото с места события собственное

У клиентов не было подтверждения, что они оплатили какие-то услуги из своего кармана, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

По мнению Евгении Беляниной, пока государство не оградит туристическую отрасль от мошеннических действий, такая ситуация будет и дальше иметь место. Директор приморской туркомпании считает, что не стоит ограничиваться двумя туроператорами: "Должны быть досконально проверены все компании, и кто обанкротился, и кто был агентом, и кто страховал, и кому перечислялись деньги за перелеты и так далее. И пока не выявят мошенников, пока их не покажут официально всему миру, пока не проведут "публичную порку", дабы другим неповадно было, наша отрасль так и будет находиться в загоне, а туристы не будут чувствовать себя защищенными". Она также посоветовала представителям приморских СМИ не оставаться в стороне, а освещать эту проблему с разных ракурсов.

17196
43
7