Константин Серов. Компания "ВладРемонт" довольно успешно занимается внутренней отделкой помещений в краевом центре: за 3 года с момента регистрации ООО удалось достигнуть годового оборота в 10 млн рублей. В год компания выполняет около пяти крупных заказов, единовременно на объектах задействовано от пяти до 30 рабочих. С момента основания соучредители ни разу не брали кредитов, хотя сейчас начали об этом подумывать. То, что сейчас на дворе – экономический кризис, для сооснователя компании 27 летнего Сергея Кодолова – повод для шутки: "Серьезно, никак не ощутил кризис, кроме как когда iPhone жене покупал на Новый год".
Работать Сергей (сейчас в компании на нем – общение с заказчиками, коммерческие предложения, взаимодействие с персоналом) стал сразу после института в 2010 году, а уже через 2 года начал свой бизнес. Первые заказы выполнял, параллельно работая инженером технического надзора на объекте саммита АТЭС – одной из гостиниц "Хаятт". Чтобы совмещать работу и бизнес, приходилось работать по 12-14 часов в день.
За то непростое время у Сергея накопилось много интересных историй и практических советов, которыми он охотно делится на своем видеоканале в YouTube. Кстати, видеоблог, уверен Кодолов, все больше влияет на вероятность подписания контактов: люди звонят и говорят, чтобы у них на объекте работы выполнил именно "ВладРемонт".
— Как-то раз встретились мы с очень крутым строителем, — рассказывает Кодолов в "нулевом выпуске" своего видеоблога. — Он строит высотные монолитные дома, так сказать, под ключ. То есть нам до него… ну будем честными, на сегодняшний день очень далеко. Попытались мы устроиться к нему на субподряд, участвовали в конкурсе, вроде даже какой-то отбор прошли, но никаких подрядов не получили. Где-то через год мне посчастливилось еще раз с ним встретиться, и я не мог не спросить, почему же нас не взяли никуда?! Мы ж такие молодцы, что аж зубы сводит. Он говорит: "Хочешь тайну тебе открою, какие основные критерии при выборе подрядчика? Первое – это история. Для меня, как для застройщика, важно, чтобы ты стопудово выполнил работы. А если что-то протечет или сломается – ты все это исправил. А второе – это НДС. И вот у тебя, Сережа, нет ни истории, ни НДС". А знаете, что самое обидное? Что у меня есть и то, и другое. Просто откуда человеку об этом знать?
Видеоблог . Фото: Скрин-шот страницы в сети Интернет
Для своего блога Сергей выбрал 40 объектов "ВладРемонта", руководствуясь простыми критериями.
— Объект был интересен с технической — то есть мы разобрались в технологии или придумали какой-то узел — или моральной точки зрения, например, я понял, какие слова нужно говорить определенным людям, понял психологию заказчика и так далее, — говорит Кодолов.
На момент подготовки материала для РИА PrimaMedia Сергей может смотреть на Владивосток уже несколько "свысока": его компания отделывает несколько этажей здания по ул. Суханова, 3.
У окна. Фото: Мария Бородина
Экстра-нужный специалист
Сергей родился 27 января 1988 года во Владивостоке. Институт закончил в 2010 году по специальности "промышленное и гражданское строительство". После получения диплома молодой специалист не стал терять ни минуты, и собеседования пошли одно за другим.
— У меня была твердая уверенность, что я буду незаменимым специалистом, – вспоминает Сергей.
Поначалу недавнему выпускнику предлагали зарплату от 12-ти до 20 тысяч в месяц. "На такие не пошикуешь" — но Сергей не сдавался, и ему удалось устроиться на работу с зарплатой в 33 тысячи рублей. Это была руководящая должность – мастер на возведении монолитного дома (мастер должен контролировать и руководить рабочими). Помимо зарплаты, были предусмотрены бонусы за переработки, поэтому Сергей был весьма доволен сложившейся ситуацией.
Для него новая работа была настоящим вызовом, потому что, как сам Сергей отмечает, в школьные и институтские времена он дни напролет сидел за компьютером и едва ли мог руководить самим собой, а приказывать что-либо другому человеку для него было "просто чуждо".
Но работа шла, и постепенно Сергей научился руководить людьми. От геодезиста Вовы он перенял навыки работы с тахеометром, теодолитом и нивелиром, изучил СНиПы (Строительные нормы и правила), и, в общем-то, чувствовал себя экстра-нужным спецом.
Помещение здания ул. Суханова, 3. Фото: Мария Бородина
Работать на дядю
Первый раз Сергей задумался об уходе с работы после того, как его отчеты, автоматически сформированные в программе Autodesk Civil 3D на основе данных тахеометра, не приняли в ПТО (производственно-техническом отделе) со словами: "Давай, мальчик, рисуй все от руки и не выпендривайся".
Сергей ушел полностью разочарованный в геодезии: "Зачем я полгода все это изучал, если оно никому не нужно?!". Энтузиазм гас с каждым днем. Геодезия превратилась в ежедневную рутину, огонь внутри не горел, и каждое новое действие приходилось делать через силу.
Вскоре на должность геодезиста взяли нового парня (вакансия геодезиста была открыта, так как Сергей числился мастером, а геодезией занимался бесплатно на добровольных началах), и от теодолита Кодолова отстранили вовсе.
Теперь ему нужно было заниматься тем, чего он терпеть не мог – текущим контролем рабочего процесса. Сергей купил плеер и в рабочее время слушал уроки "Форекса" и книги про Гарри Поттера.
Спустя 3 месяца Сергей начал думать об открытии своей компании по отделочным работам, а когда начальник участка сказал, что на этом объекте до них еще – "минимум полгода", и вовсе решил уволиться.
Наверно, бог где-то есть, так как Сергей случайно услышал разговор, что один его знакомый получил повышение. На объекте саммита АТЭС открылась вакансия инженера технического надзора. В этот же день Сергей связался с куратором того объекта и стал инженером технического надзора на строительстве одной из гостиниц саммита АТЭС. Это был, напомним, октябрь 2011 года.
"Команда молодости нашей". Фото: Предоставлено Сергеем Кодоловым
700 рублей чистой прибыли
Первые полтора месяца у новоназначенного инженера технадзора ушли на рассортировку более тысячи актов на скрытые работы, которые просто валялись где попало. Потом задачи стали серьезнее – нужно было принимать работы у других подрядчиков. Пришлось разобраться в вентиляции, водоснабжении, канализации, наружных сетях и т.д.
— Работа была жутко напряженной, но знания в голову заливались, как из рога изобилия! – говорит Кодолов.
Понимание того, что каждый день надо принимать почти одинаковые работы, "убивало" Сергея. Терпеть он больше не собирался, и написал своему товарищу о том, что собирается открывать ООО. Тот спросил:
– А партнер кто?
– Разве нужен партнер?
– Ну, это же общество.
– Ну, давай ты и будешь соучредителем.
Товарищи начали бизнес, дали объявление в интернете, и сразу — звонок: вызов на замер. Но заказ компаньоны так и не получили.
— Не потому, что на встрече несли какую-то чушь, а потому, что говорили неуверенно и сбивчиво, — считает сейчас Сергей.
Через 3-4 замера товарищи все-таки взяли первый заказ и заработали — по 700 рублей чистой прибыли на партнера. Этих денег, конечно, было явно недостаточно, чтобы уволиться у "чужого дяди", поэтому Сергей продолжал работать инженером, но с зарплаты каждый месяц инвестировал по 20-30 тысяч в рекламу и развитие бизнеса.
Начало. Фото: Предоставлено Сергеем Кодоловым
Диснеи от отделки
Шел II квартал 2012 года. Заказы были регулярные, но мелкие — на частичную отделку квартир. Предстояло открыть свое ООО, и первое, что нужно было сделать — это придумать название. Сергей придумал назваться GLIKON. Он представлял, как эти буквы постепенно вырисовываются, подобно буквам под замком в логотипе Уолта Диснея.
Но так как никто не мог ни выговорить, ни запомнить этого названия, пришлось назвать компанию банально и просто – "ВладРемонт".
И вот — шестой заказ, и он же — первый ремонт "под ключ".
— Мы делали красивые декоративные конструкции, свято веря, что сетка-серпянка спасет нас от трещин. Все переговоры с соседями, отключение воды и прочее всегда брали на себя. Старались сделать так, чтобы заказчику было максимально комфортно с нами работать, – вспоминает Сергей Кодолов.
В общем, компаньоны старались "на 100%" — в меру своих сил и знаний — но буквально через месяц квартиру заказчика затопили соседи, и весь его потолок развалился. Как, впрочем, и весь ремонт.
Пережить подобное, наверное, помогло то, что поначалу Сергей не думал о прибыли. Соучредители считали, что на старте бизнеса ни о какой прибыли речи быть не должно.
Но проекты шли, а прибыли все не было. Однажды даже был такой случай (это был 22-ой объект "ВладРемонта"): товарищи взяли за ремонт квартиры 200 тысяч рулей. На объекте работали трое рабочих со средней зарплатой в 30 тысяч в месяц и один мастер с расчетом зарплаты в 10% от объема — то есть 20 тысяч рублей за весь ремонт квартиры. Ремонт продлился 2 месяца. Несложно догадаться, что рабочие за 2 месяца получили 180 тысяч, а мастер – 20 тысяч. Итого: полная цена договора.
Компаньоны задумались.
— А когда же будет прибыль? Проект ведь не первый, и даже не десятый…
– А не закрыть ли все это?
Сооснователи компании "ВладРемонт" решают пересмотреть свои цены. "Промониторив" рынок, партнеры выяснили, что цены у них значительно ниже, чем у остальных. Более того, поговорив с людьми, которые делали ремонт в других компаниях, выяснилось, что очень часто начальная стоимость к концу ремонта увеличивается — от 20% до 100%.
Зайти на следующий объект с ценой на 20% выше, чем обычно, не составило труда. Более того, партнеры даже пересмотрели свое мнение насчет этого: если раньше они думали, что это "обдираловка" заказчика, то теперь они поняли, что благодаря небольшому денежному люфту у них появился шанс сделать ремонт еще круче, так как появилась возможность покупать больше рабочего времени и пробовать новые технологии, "доселе недоступные".
На объекте. Фото: Мария Бородина
Ты работаешь в офисе!
Слава об успехах компании "ВладРемонт" распространялась быстрее, чем Сергей успевал снимать ролики на YouTube о своей работе. О компании говорили не только клиенты, но и рабочие.
— Ребята, которые занимаются натяжными потолками на наших объектах, как-то случайно обмолвились своему директору, что есть такие-то бравые парни, делают вроде неплохо и всегда в строю, даже в Новый год. А ему как раз в новом году нужно было один этаж запустить в эксплуатацию, — вспоминает Кодолов.
На тот момент "бравые ребята" из "ВладРемонта" офисов еще не делали. Ощущение было такое, будто они попали в другой мир. Мир коммерческой отделки.
За две недели они заработали как за 2 месяца.
— За годы нашей деятельности мы (мы – это я и мой товарищ Алексей Михайлович) сделали более сотни квартир. Сегодня к концу октября 2015 года в актив к квартирам добавились три торговых центра, пожарная часть, военная часть, завод натяжных потолков... Хотя начинали мы с абсолютного нуля и отцовского перфоратора в кладовке, — подводит итоги Сергей Кодолов.
Помещение здания ул. Суханова, 3. Фото: Мария Бородина
Мечты и планы
В планах "ВладРемонта" — увеличивать штат, так как небольшое количество персонала не позволяет, по выражению Сергея, "брать действительно крутые объекты". И плавно менять сферу деятельности — на коттеджное строительство, чтобы не зависеть от коммерческих заказчиков и работать еще быстрее.
В связи с этим у Сергея есть, что называется, pipe dream — создать команду из русских непьющих рабочих, для чего он и начал уже нанимать неопытных, но ответственных молодых выпускников, и внедрять их в рабочий процесс. Сергей видит в этом будущее.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
God save the киш во Владивостоке: ланч с Елизаветой II и ни слова о деньгах
"Грязный" бизнес в Приморье: как Алексей Бурдюк получил 4 млн "инновационных" рублей
Как в Приморье делать IT-бизнес на одной идее и с человеческим лицом