Рыбохозяйственная отрасль Приморского края демонстрирует яркий пример импортозамещения в регионе. Снижение объемов экспорта на 26,6% и импорта на 21% не сказалось на потреблении рыбы, которое выросло в последнее время. Об этом в ходе интервью РИА PrimaMedia рассказал директор департамента рыбного хозяйства и биологических ресурсов Александр Передня.
— Сейчас перед российской рыболовной промышленностью стоит несколько целей, среди которых решить задачи с импортозамещением и с сохранением доходов в условиях сокращения экспорта. Приморские рыбаки справляются с этими задачами?
— Задача, конечно, непростая. Но если ориентироваться на цифры, которые у нас за первое полугодие состоялись по Приморскому краю, по рыбной отрасли, то, получается, эта задача реализуется неплохо. Согласно официальным данным таможенной статистики по Дальнему Востоку экспорт рыбы и морепродуктов за первое полугодие составил 245,8 тысяч тонн и снизился на 26,6%. Главным образом, по таким позициям, как рыба мороженная, филе рыбное и прочее мясо рыб. А вместе с тем, импорт водных биоресурсов за 6 месяцев составил 12 тысяч тонн и на 21% также понизился. Когда видишь эти цифры: и экспорт снизился, и поступления в страну снизились – что же происходит? Может быть, стали употреблять рыбопродукции меньше. Но, по данным статистики, у нас по прошлому году потребление рыбопродукции составило 31,5 кг. Если в 2012 году было 30,9, в 2013 – 31, а в 2014 – 31,5. Это говорит о том, что рост потребления есть. Соответственно, когда экспорт и импорт понизился, эта рыба была потреблена внутренним рынком. Мы в данном случае видим яркий пример импортозамещения.
— Если потребление рыбопродукции увеличилось, то какие виды рыбы приморцы стали потреблять больше?
— Такой продукт, как макрурус. Недавно компания "Восток-1", которая занимается промыслом этой глубоководной рыбы, пошла еще глубже. Макрурус ловится обычно на глубине 1 тысячи метров, а они смогли добыть рыбу на глубине 2 тысячи метров, к тому же которая по своим качественным характеристикам намного выше традиционного макруруса. Отмечу, предприятие поставляет эту рыбу на внутренний рынок, и также заинтересовались этим объектом иностранные предприятия. Главное – этого ресурса в достатке. Есть объекты, вокруг которых идет конкурентная борьба среди рыбаков за получение этих ресурсов. А на таких глубинах объект имеет большие перспективы. Когда ты научился брать у природы рационально его богатство, то она платит щедро многие годы. Ранее не могли найти пищевое применение для минтая, а когда он пошел в мороженном
— Что в ближайшее время изменится в законодательстве, которое регулирует отрасль? Как отразится на работе приморских рыбаков?
— Когда говорим об изменении законодательства, мы говорим о нескольких уровнях. Есть федеральный – это наш основной 166 ФЗ. Есть нормативная база, связанная с применением этого закона на уровне приказов и постановлений правительства. Далее есть площадка нашего краевого закона 220-го, который позволяет оказывать меры господдержки, которые мы реализуем в рамках политики в области рыболовства на территории Приморья. И в развитии этого закона постановление администрации края. И здесь тоже есть возможность для законодательных инициатив для творчества.
На уровне краевом предполагается внесение в меры господдержки, направленные на поддержку прудовых хозяйств, карьеров. Небольшое количество заинтересованных предпринимателей есть в направлении этого вида деятельности. Поэтому помимо того, что мы сейчас поддерживаем и субсидируем марикультуру, мы сможем после внесения изменений в закон оказывать поддержку прудовым хозяйствам, то есть субсидировать часть материала, который они расселяют в этих искусственных водоемах.
Если говорить по федеральному законодательству, то мы сейчас стоим на пороге значительных изменений, которые обязательно будут реализованы после предстоящего государственного совета, который будет посвящен этой отрасли, в сентябре.
— Что вы можете сказать о предстоящем Международном конгрессе рыбаков в Приморье? Какое влияние на отрасль окажется проведение мероприятия в этом году?
— Губернатор уже подписал постановление о проведении 10 Международного конгресса рыбаков, который как раз-таки будет посвящен госрегулированию использования водных биоресурсов, где будет исследован международный и отечественный опыт, предложены перспективы его развития. По результатам конгресса будет принята резолюция, которая и отразит баланс взаимоотношений государства и рыбаков в вопросах распределения водных биоресурсов. И это, конечно, коснется и ставки барьера освоения водных биоресурсов, который на сегодня 50%. Сейчас предлагается поднять этот барьер до 70%. Кстати, и рыбаки на этом настаивают, так как тот, кто эффективно работает, хочет, чтобы конкуренция была жестче. А тот, кто не вытягивает тот уровень использования ресурсов, должен уйти с расторжением договора и переоформлением ресурса.
Это коснется и направления, связанного с рантье. Не секрет, что после закрепления ресурсов некоторые предприятия вообще ликвидировали свой флот. И когда рыбаки осваивают ресурс, они фактически лонгируют, подтверждают его право на дальнейшее. Конечно, это не может не раздражать. Это не стимулирует саму отрасль. Поэтому здесь рыбаки и государство консолидированы. И здесь будут заложены такие решения, как обязательное освоение определенного процента. Тогда постепенно мы избавимся от так называемых рантье рыбной отрасли. Это те позиции, с которыми рыбаки и государство солидарны.
Также есть солидарность в том, что необходимо решить давнюю проблему, которая есть в использовании ресурсов по видам квот: это прибрежное и промышленное рыболовство. На сегодня эти виды разделяются государственной границей. И в результате рыбак, который работает в исключительной экономической зоне, не может работать в приграничной зоне, которая находится в приграничных водах. А рыба же не знает границы. Это такой административный барьер, который давно нужно снять и сделать единое промысловое пространство для промышленного рыболовства. Конечно, прибрежные квоты должны остаться. Они носят определенный характер особенности регионов. В каждой зоне региона свои природные ресурсы, которые субъект желает использовать самостоятельно. И должны быть меры поддержки, чтобы загрузить береговые комбинаты. Мы считаем, этими мерами поддержки должны быть не административные механизмы, а экономические стимулы, такие, как ставка сбора за водный биоресурс.
— Как вы относитесь к запрету на дрифтенный промысел?
— Мы выражали свое мнение по ограничению дрифтерного промысла. Я — за пассивные виды промысла, например, ярус, который работает селективно. Селективные виды рыболовства используют ресурсы более рационально. А дрифтер носит характер такого вида промысла, который наносит вред окружающей среде.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Рыбаки работают ради того, чтобы родное Приморье становилось лучше — Александр Передня
Краевые власти подключатся к модернизации рыболовного флота Приморья – губернатор
Более 950 млн рублей принесли в бюджет Приморья рыбохозяйственные предприятия — Передня