Мошенничество на 63 миллиона: в Приморье раскрыта схема с фиктивным гольф-курортом
09:04
С недостроенного здания в Дальнереченске упал ребенок
08:48
Небольшие и умеренные дожди накроют Приморский край в пятницу
08:08
Россиянам выдают права с ошибками, ездить нельзя - что происходит в МРЭО
07:11
Дальний Восток 13 сентября. Открылась Амурско-Приморская сельхоз-промышленная выставка
07:00
Уроки по географии вы явно прогуливали, если не наберете 8/8 - ТЕСТ
06:00
Беру всего 3 продукта и готовлю эту закуску - "вскружит" голову всем гостям
04:40
Эксперт раскрыл ТОП-10 осенних продуктов для стального иммунитета
04:20
Россиянам разъяснили, как максимально и быстро сократить расходы на оплату ЖКУ
03:11
Полиция Владивостока разобралась в истории с "похищением" мальчика
12 сентября, 19:54
В Черниговке ребенок получил тяжелую травму после нападения собаки
12 сентября, 19:33
Зверский бой Юпитера и Солнца: 4 знака вздрогнут от накала страстей в эти 2 дня
12 сентября, 19:30
Во Владивостоке запущен трамвай с изображениями знаковых мест города
12 сентября, 19:12
Раскрыто, кому из россиян вернут 1 миллион рублей за покупку квартиры. Список
12 сентября, 19:11
Во Владивосток на "Меридианы Тихого" приедут российские звезды киноиндустрии
12 сентября, 18:47
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев 12 сентября, 18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес 12 сентября, 17:57
Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком 12 сентября, 12:43
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ 12 сентября, 11:13
В Приморье будут выпускать эндопротезы из титановых сплавов 12 сентября, 08:44
ВАРПЭ и Правительство Магаданской договорились развивать рыбную отрасль региона вместе 11 сентября, 17:08
Сбер поможет ГК "Восток Лидер" внедрить ИИ в производственные процессы 11 сентября, 15:54
"ТСД Развитие" и Дальневосточный Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве 11 сентября, 14:21
"Желаю удачи команде города": Тарас Фищук рассказал о причинах своей отставки 11 сентября, 14:14
Владивосток остался без начальника управления градостроительства и архитектуры 11 сентября, 13:17
"Наша цель – способствовать воплощению инвестпроектов, повышая их эффективность" 10 сентября, 21:30
Антон Волошко выступил с инициативой по совершенствованию миграционного законодательства 10 сентября, 16:20
Крупный алмаз ювелирного качества добыли в Якутии 10 сентября, 09:20
"Русагро" не отпустили с Кипра в спецрайон на острове Русском 10 сентября, 08:49
Интервью с Георгием Толорая о роли и месте России в Северо-Восточной Азии 9 сентября, 12:30

У "Газпрома" мало шансов найти за рубежом деньги на завод СПГ под Владивостоком – эксперт

По мнению Михаила Терского, менеджмент газового концерна давно бы отказался от проекта, если бы мог самостоятельно принять такое решение

"Газпром" готов предложить иностранным инвесторам до 50% в проекте строительства завода по производству сжиженного природного газа во Владивостоке ("Владивосток СПГ"). Однако из-за высоких экономических рисков строительство завода СПГ может оказаться под угрозой срыва, если инвесторы не откликнутся. Такую точку зрения высказал в беседе с корр. РИА PrimaMedia директор Центра стратегических разработок, доктор экономических наук, профессор Михаил Терский.

- Свободных денег на реализацию проекта у "Газпрома" нет, значит, необходимо найти источники финансирования. В бюджете денег нет, мы вошли в стадию рецессии, то есть государство не поможет, а привлечь деньги кредитного рынка "Газпром" не сможет, потому что он полностью закредитован.  К тому же, у "Газпрома" имеются проблемы с инвестированием в другие, более важные для компании проекты. Но, с другой стороны, есть обязательства перед президентом.

Единственный источник финансирования, которому не нужно возвращать деньги, в этой ситуации – это инвестиционный рынок. Взять деньги с инвестиционного рынка можно, только реализуя пакеты акций. Это лучший способ в решении финансовых проблем в любых инвестиционных программах. Можно сказать, что "Газпром" поступает экономически мудро, поскольку деньги, привлекаемые с инвестиционного рынка, не оказывают пагубного влияния на тарифы. А тарифы на СПГ – это не монопольные цены "Газпрома", а рыночные. С ними не "поиграешь", - считает Михаил Терский.

По словам профессора, на сегодняшний день у "Газпрома" нет опыта коммерческой работы на рынке СПГ. Компания работает на долгосрочных контрактах, по оговоренным условиям и ценам. На рынке СПГ ситуация иная – здесь нужно каждый день выстраивать отношения с покупателями. Поэтому, отмечает Терский, компании нужен партнер, который хорошо знает рынок СПГ и может предоставить соответствующие клиентские базы. Такими партнерами, прежде всего, являются иностранные инвесторы.

- "Газпрому" нужны не только инвестиции, но и доступ к технологиям и менеджменту. Есть две альтернативы: либо этот проект не реализовать, потому что под него нет финансовых ресурсов, либо привлечь иностранных партнеров и реализовать.  Но возникает вопрос – кто придет?

Для нас было бы лучше и выгоднее, если нашими партнерами стали Япония и Корея, - отметил собеседник агентства.

Вместе с тем,

учитывая, что инвестор – существо циничное, его интересует прибыль, а рентабельность данного проекта – под большим вопросом, есть вероятность того, что инвестиции в проект не придут.

- С точки зрения рентабельности, окупаемости инвестиций этот проект крайне рискованный, потому что

сейчас достаточно крупные программы СПГ реализуются не только в России, но и в других странах: США, Канаде, через 2-3 года крупную программу СПГ запустит Китай, который вслед за американцами начнет добывать сланцевый газ. Рынок очень конкурентный. И наш газ дороже газа других стран.

Он сложен в переработке, поэтому затраты будут выше, чем у конкурентов. Следовательно, маржа, рентабельность нашего газа с учетом того, что он будет продаваться по рыночным ценам, будет меньше, чем у конкурентов. И окупаемость проекта будет более длительная и сложная. Поэтому

если у инвестора будет возможность вложиться в более выгодные проекты, скажем, на территории Китая, США, Малайзии, Индонезии, где самый дешевый газ СПГ, он выберет их.

Инвестору есть куда вложиться, - считает Михаил Терский.

Профессор также подчеркнул, что в России традиционно высокие издержки, низкая производительность, сложные климатические условия и сложная структура газа, требующая доработки. Поэтому чтобы привести газ во Владивосток, требуется построить очистные заводы в Якутии либо в Амурской области.

- Этот проект очень дорогой. Можно предположить, что завод во Владивостоке – это лишь 20% от всего проекта. Необходимо обустроить месторождения в Якутии, построить хранилища для гелия, завод по очистке газа. Это один из самых сложных коммерческих проектов, который предстоит реализовать "Газпрому". 

Если бы решение зависело только от менеджмента компании, я думаю, "Газпром" возможно бы отказался от реализации проекта. Если компания не найдет инвестора, я бы на их месте попытался сделать бы все возможное, чтобы перенести реализацию этого проекта до лучших времен, когда появятся свободные денежные потоки,

- подчеркнул Михаил Терский.

Напомним, что "Газпром" готов предложить иностранным инвесторам до 50% в проекте строительства завода по производству сжиженного природного газа во Владивостоке ("Владивосток СПГ"). Хотя еще в феврале официальный представитель компании говорил, что холдинг не планирует привлекать партнеров для строительства завода СПГ во Владивостоке, вместе с тем рассматривает возможность поставок с него в том числе в Китай. Однако в апреле на сайте "Газпрома" появилась информация о том, что холдинг нашел партнеров по проекту в Японии. Вместе с тем пока остается неясным, какую нагрузку возьмет на себя бюджет Приморского края в реализации проекта.

Отметим, что проект строительства завода СПГ в самом чистом уголке Приморского края – Хасанском районе – вызвал общественный резонанс. Против планов газового холдинга выступили не только экологи, но и эксперты в сфере мореплавания и экономики. Чтобы не губить родину дальневосточного леопарда, которого спасает Владимир Путин, "Газпрому" предлагают альтернативное место для строительства завода – полуостров Дунай.