Рынка изобразительного искусства как такового во Владивостоке нет, так как состоятельные люди, интересующиеся авангардом, в крае практически отсутствуют, считает основатель галереи современного искусства "Артэтаж" Александр Городний. Собственную же коллекцию музея современного искусства Городний начал формировать еще в 90-е - на вырученные деньги от продаж "березок" и "морской волны" он приобретал те картины, которые считал действительно интересными. О приморском авангарде, муниципальном музее в центре Владивостока и о причудливых путях формирования его коллекции экс-директор "Артэтажа" рассказал в интервью деловому еженедельнику "Конкурент".
- Александр Иванович, сейчас вы готовите к передаче в дар городу ваши коллекции. Администрация Владивостока собирается оборудовать в "особняке Денби" муниципальный музей современного искусства, где будут выставляться собранные вами произведения. Насколько это здание больше подходит под музей, чем прежние помещения "Артэтажа" у фуникулера?
- В идеале под музей подойдет здание, которое построил бы с нуля архитектор с мировым именем. Такое, чтобы прямо в зал заезжала машина, закрывалась дверь, расставляли экспонаты. На Аксаковской каждый месяц приходилось на четвертый этаж вручную таскать картины и скульптуры… Что касается Дома Денби, оно замечательное, для музея будет вполне пригодно после внутренних реконструкций и оснащения.
- Что будет располагаться на каждом из этажей?
- Предполагается, что на первом этаже разместятся художественный салон и книжная лавка. Здесь можно будет приобрести картины, сувениры, литературу по искусству, книги местных поэтов и писателей. Возможно здесь же или в конференц-зале будут воспроизводиться мультимедийные вещи, проводить лекторские программы или выставки. Хотелось бы найти место для центра детского творчества, небольшого арт-кафе, фотолаборатории. Второй этаж, на мой взгляд, подойдет под временные тематические выставки, а третий - под постоянную музейную экспозицию. Я бы хотел видеть музей не contemporary art, а modern art - с работами авангарда от начала прошлого века (их предстоит еще приобрести), нонконформистов советского периода, современных художников России, Сибири, Дальнего Востока и, конечно, Приморья.
- Когда планируется открытие музея?
- По прогнозам городской администрации - через год-полтора. Но это очень оптимистично.
Учитывая жесткие требования к конкурсам на проектирование, хорошо, если откроемся хотя бы через два года. Снаружи к саммиту дом подкрасили, внутри состояние ужасное. И архитектурная комиссия еще должна посмотреть, как максимально сохранить первоначальный облик памятника истории и архитектуры.
Господин Джордж Денби был известным во Владивостоке человеком - меценатом, членом Общества изучения Амурского края. Надо бы разместить мемориальную доску в его память, указать, что было в доме за долгую его историю. Сейчас моя задача - передать коллекцию, утвердить устав музея, штатное расписание.
- Сколько у вас будет специалистов?
- Штаты на 30-60 единиц, как принято в России, раздувать не будем. За границей хватает на средний городской музей человек 6-10. Вспомогательные службы - от транспортировки до упаковки, охрана, уборка - будут работать на подряде.
- В апреле "Артэтажу" исполняется 25 лет, вам удалось собрать за эти годы около тысячи картин, скульптур, других экспонатов. Сколько стоит коллекция?
- Миллион долларов, может быть, 10 (смеется). Сейчас как раз идет передача коллекции.
На первом этапе, в ноябре-декабре, меня попросили проводить оценку самостоятельно. Начал прикидывать, сравнивать с мировыми ценами, вносить коррективы, составил опись. На следующий день курс доллара изменился - вся работа пошла насмарку.
В настоящее время работает специальная комиссия по оценке из искусствоведов и культурологов Владивостока. Они, в принципе, знакомы с фондами "Артэтажа", что помогает им работать быстрее и качественнее.
- Сформировался ли за прошедшие годы рынок изобразительного искусства во Владивостоке? Каким образом, не имея серьезных средств, вам удалось собрать такую внушительную коллекцию? Из каких источников будет финансироваться музей?
- Во-первых, рынка как такового во Владивостоке нет, здесь два с половиной состоятельных человека, которые интересуются авангардом. Во-вторых, в 1990-е у меня был художественный салон. Продавались тогда и "березки", и "морская волна", и т.п. На вырученные деньги приобретал картины, которые считал интересными. Плюс иногда что-то оставалось с выставок, и, конечно, было авторское дарение. Люди знали, что я собираю для музея, не перепродаю. Постепенно заработал определенный авторитет. Иногда картины поступают ко мне неожиданными путями. В прошлом году известный нью-йоркский график Сергей Галлербах подарил музею около 60 своих работ. Этот человек в годы войны был изгнан из Царского села на работы в Германию. В лагере подружился с поэтом Матвеевым из Владивостока. После войны вместе эмигрировали в США, затем Матвеев умер. В Нью-Йорке Галлербах познакомился с Ольгой Ненаживиной, дочерью нашего известного скульптора Валерия Ненаживина. Галлербах никогда не был во Владивостоке, но решил в память о друге подарить городскому музею свои работы.
Уверен, что дарения музею еще будут, но это не может быть основным источником пополнения музейной экспозиции. Необходимы будут закупки, а также средства для музейных проектов. В основном, музеи содержатся за счет бюджета, пожертвований различных фондов, попечителей и меценатов. И в этом вопросе предстоит еще серьезно поработать.
Естественно, что-то будем сами зарабатывать: это продажа билетов, картины, сувениры, литература, аукционы, аренда конференц-зала. Чтобы выйти на определенную окупаемость.
Безусловно, музею нужен солидный Попечительский совет, который утвердит программу развития, текущие проекты, будет распоряжаться деньгами. Почему не приобретать работы приморских и российских художников? Например, Давида Бурлюка - футуриста № 1 в России. Его работы находятся в США, Японии, частных коллекциях, но только не у нас. Можно также купить Пикассо, Кандинского, Матисса, Дали. Не суперизвестные холсты, конечно, а доступные литографии и офорты. Я знаю, во Владивостоке такие работы есть в частных коллекциях.
- Почему в свое время вы занялись авангардом, а не классикой?
- Классика? Зачем отнимать хлеб у Краевой картинной галереи. Там Репин, Айвазовский, Крамской, академисты, реалисты. Я этих художников люблю и уважаю, с удовольствием хожу на выставки. И те картины, что были переданы государством в 30-е годы, уже вряд ли удастся перещеголять новому музею в наши дни. А авангард, современное искусство, и то, которое было ущемлено при советской власти, не мог выставляться. Поэтому я стал собирать именно авангард, писал разные письма властям и банкирам о поддержке. За спиной у меня около 300 различных выставок российских и главным образом приморских художников: во Владивостоке, в Москве, Санкт-Петербурге, зарубежных странах. К нам стали люди тянуться, назад дороги уже не было.
- Почему "Артэтаж" посещают в год всего несколько тысяч человек?
- Вопрос к воспитателям подрастающего поколения. О чем говорить, если студенты-культурологи и искусствоведы пятого курса стесняются ответить на вопрос: "Какую выставку вы посещали за последний год?". Молчат или мычат на "назовите пятерых художников Приморья". Если человек заинтересован с детства, то и дети и внуки его стремятся быть не хуже. С другой стороны, много талантливых и культурных людей за последние 25 лет из Владивостока уехали. А гастарбайтерам по музеям ходить некогда, они "пашут" на стройках, учат русский.
- Как вы считаете, помогут ли вам в развитии краевая и городская программы развития туризма?
- Устал про эти программы слышать. Мы все "опережаемся" да "ускоряемся", а в результате отстали на 25 лет. Хотим инвестиций, себя показать, других привлечь посмотреть, а в краевом центре нет до сих пор современного выставочного центра. Что касается культуры, как всегда, выезжаем на голом энтузиазме отдельных людей. Грамотный искусствовед, культуролог - штучная единица. Кого в этих профессиях за 15 тысяч рублей можно удержать? А здесь надо не только образование, но и призвание внутри себя иметь, любить то, чем занимаешься, найти этому место соответствующее.
- Какие выставки, прошедшие в "Артэтаже" за последние годы, вы бы отметили? Что нас ждет, когда музей все же откроется?
- В год у нас проходило до 20 выставок, а всего за 25 лет - уже сотни. Сложно что-то выделить. Из последних, более видных это: персональная выставка Виктора Серова, совместная с Приморским отделением Союза выставка "75 лет ПОСХ", керамики и графики Пикассо, офорты Матиса и библейские сюжеты Марка Шагала. Запомнилась также выставка "Преодоление" с участием скульптора Олега Батухтина и фотографа Виктора Хмелика. Каждая выставка дорога по-своему. Планы?
Есть контакты с людьми, это объединение бизнесменов Германии и Сибири, которые готовы подождать и представить уже в новом музее произведения Кандинского и Миро из своих частных коллекций.
В планах также конкретные выставки художников Японии, итальянцев из Милана, жду своих давних друзей - Кристин Стил и художников из Бельгии и Голландии. Не канут в Лету выставки, посвященные Дню города (сам бог велел), молодежные выставки, и, конечно, важным будет проведение последующих выставок Владивостокского биеннале искусств. Есть еще много планов, но пока я придержу их в уме. Для начала надо построиться!
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Экс-директор "Артэтажа" откроет новый музей современного искусства во Владивостоке