Официальный дилер французского бренда Renault "Триумф Авто", работавший на несколько регионов Дальнего Востока с головным офисом во Владивостоке, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом. ЗАО "Рено Россия" прекратила отгрузку автомобилей еще в конце августа, после того, как салон не смог заплатить за автомобили, и в настоящее время ищет нового кандидата в дилеры или хотя бы на гарантийное обслуживание машин марки Renault. Около 40 клиентов "Триумф Авто", которые уже внесли предоплату на общую сумму порядка 19 млн рублей, теперь идут в суд с требованием о возврате денег. Как компания будет расплачиваться с кредиторами и что довело ее "до жизни такой", РИА PrimaMedia рассказал генеральный директор "Триумф Авто Дальний Восток" Евгений Марьянский.
Закрытый автосалон Renault во Владивостоке. Фото: РИА PrimaMedia
ЗАВОД В НУЖНЫЙ ЧАС ОТКАЗАЛСЯ ОТ НАС
– Автосалоны в Хабаровске и Владивостоке закрыты, а в интернете клиенты требуют вернуть уже внесенную предоплату, объединяются для коллективного обращения в суд. Что произошло с компанией "Триумф Авто Дальний Восток", которая была учреждена 10 лет назад, в августе 2005-го?
– Автомобильный бизнес в России переживает не лучшие времена. В 2014 году в стране продажи упали по отношению к 2013-му на 30%-35%. Не могло это не сказаться и на сети "Триумф Авто Дальний Восток". Только вместо 35% у нас продажи в прошлом году упали ровно в три раза. Насколько мне известно, у других дилеров по Дальнему Востоку примерно такая же статистика. Если в 2012 году мы продавали на два города – Владивосток и Хабаровск – стабильно 100-110 автомобилей в месяц, и продавали бы больше, но завод работал на полную мощность, и мы выбирали всю квоту. Этим летом – примерно 10 машин в месяц.
Но даже и в таких условиях компания была на плаву. Мы держались, продавали, рекламировали. Но в августе этого года у нашего основного кредитора "Далта-банка" была отозвана лицензия. Причем это произошло за несколько дней до получения необходимого нам транша в размере порядка 35 млн рублей. Были заблокированы наши счета. Но главное - мы не получили кредит на оплату машин, заказанных в производство. По условиям дилерского договора с "Рено Россия", мы должны выбрать некоторое количество автомобилей. Если мы этого не делаем, или не в состоянии оплатить, естественно, нас ставят "в блок" и прекращают отгрузку автомобилей. Что и произошло.
К сегодняшнему дню по стране закрыты уже несколько дилеров. В ЗАО "Рено Россия" поменялся менеджмент, пришла новая команда, и позиция этой команды – каждый дилер рассчитывает только на себя, а на помощь от завода – нет.
– То есть вы официально больше не дилер Renault? А что будет с клиентами, которые нуждаются в официальном сервисном обслуживании?
– Юридически договор мы не расторгли, но фактически выполнять условия дилерского договора мы не в состоянии. Обследование авто по гарантии тоже не ведем. Насколько я знаю, сейчас "Рено России" находится в активном поиске компании, с кем можно заключить другой дилерский договор, либо на послепродажное, сервисное и гарантийное обслуживание автомобиля. Это вопрос времени. До нового года, я полагаю, компания будет найдена. К сожалению, думаю, это будем не мы. Хотя база у нас есть, и сопровождение мы бы могли обеспечить. Наш сервис продолжает работать, но приходится закупать автозапчасти у других компаний, не у "Рено России". Все тот же "Далта-банк" нам предоставлял банковскую гарантию на поставку автозапчастей для нашего сервиса. Эту гарантию мы тоже потеряли, поставки запчастей также прекратились.
Пустой автосалон. Фото: РИА PrimaMedia
Автомобили Renault достаточно простые в ремонте, и СТО в городе берутся за ремонт, а в крупных автомагазинах края есть в наличии запчасти. Что же касается гарантийного обслуживания – это всегда было только в компетенции самого завода, мы только озвучивали их решение по каждому конкретному случаю.
На данный момент я могу рекомендовать клиентам в случае возникновения необходимости проведения гарантийных работ обращаться на горячую линию ЗАО "Рено Россия", данный номер указан на сайте Renault.ru.
КЛИЕНТЫ ПОТЕРЯЛИ ДЕНЬГИ, МЫ ПОТЕРЯЛИ БИЗНЕС
– И сколько клиентов уже внесли предоплату и не получат теперь автомобиль и деньги?
– Порядка 40 человек. Из них около 10-ти во Владивостоке, а остальные - в Хабаровске. На Сахалин мы тоже продавали машины, но там в такой ситуации никто не оказался.
Пустые стенды и коробки. Фото: РИА PrimaMedia
Люди вносили предоплату от 10% до 50%, то есть от 100 тысяч до 1 млн рублей. Таким образом, общая сумма долга перед клиентами составляет порядка 19 млн рублей. Мы понимаем, что для людей это большая трагедия, но вернуть деньги клиентам не можем, потому что у компании их нет. Все клиенты, у которых сейчас на руках договоры на поставку автомобиля, в курсе ситуации. Мы со всеми держим связь, я со всеми лично общаюсь, никто не скрывается, мой телефон все знают, я постоянно нахожусь в салоне. Отправляем людей в суд, чтобы законным образом вернуть средства клиентам, через процедуру банкротства. 20 октября мы подали соответствующее заявление сами на себя в суд.
– Клиенты, попавшие в эту ситуацию, уже высказывали намерения обратиться в суд по поводу некоего возможного "мошенничества". Они считают, что компания принимала деньги, уже зная, что обречена на банкротство. А также заключала дополнительное соглашение на продление сроков поставки, хотя дела уже были плохи...
– Когда отгрузка прекратилась, мы прекратили брать предоплаты с людей. Какое-то время мы тешили себя надеждой, что получится перекредитоваться. Компания обратилась в ряд банков, но было отказано. В банковской системе также кризис, а многие банки относят автомобильный бизнес в зону риска. К тому же, у нас большой кредитный портфель – банки не захотели брать нас с таким портфелем.
Провели переговоры и с потенциальными инвесторами. Готовы были продать часть компании, чтобы пришел новый игрок со своими деньгами на операционные расходы и вдохнул в компанию новую жизнь, и можно было продолжить деятельность. Но, к сожалению, ситуация у бизнеса сейчас плачевная, все стараются как максимум сохранить свои позиции на рынке. А то и вовсе ужимаются и закрывают розничные сети.
Часть договоров с клиентами была заключена и после отзыва лицензий банка. Но, повторюсь, компания не собиралась останавливать деятельность и выискивала все возможности для продолжения работы.
– Насколько мне известно, задолженность компании перед всеми кредиторами составляет около 150 млн рублей. Есть ли у компании имущество или иные активы, продажа которых поможет рассчитаться с долгами?
– По закону, нам будет назначен арбитражный управляющий. В рамках полномочий управляющего будет проведена оценка принадлежащих компании объектов недвижимости и имущества. После этого имущество будет реализовано, и денежные средства пойдут на погашение задолженности компании.
Renault уходит. Фото: РИА PrimaMedia
Компании принадлежит несколько объектов недвижимости. Во-первых, это большое здание на улице Адмирала Юмашева во Владивостоке, в котором располагается автосалон и сервисный центр. Есть еще помещение в Кавалерово, а также здание на улице Калинина во Владивостоке. Эти здания находятся в залоге у банка, но часть кредитов по ним уже выплачена.
– А как накопились эти долги? Ведь салон еще недавно был вполне рентабельным. Какие-то амбициозные проекты?
– Нет, таких убыточных проектов не было. Раньше мы открывали салоны-сателлиты, маленькие, на три-четыре автомобиля, плюс станция замены масла. К примеру, в Находке, Уссурийске, Биробиджане, Комсомольске-на-Амуре. Но после саммита АТЭС, когда продажи стали падать, мы их закрыли.
Просто есть определенные операционные расходы, и при остановке продаж достаточно короткого срока, чтобы операционка начала "сжирать" финансы. Предоплаты клиентов стали тратиться на погашение различных обязательств. Вы же понимаете, что предоплату мы не складываем в отдельную кассу, чтобы теперь вернуть клиентам. Деньги расходовались на выплату зарплат, поддержание хозяйственной деятельности компании. И оплату кредитов никто не отменял.
У компании был привлечен большой кредитный портфель "Далта-банка" – с целью увеличения площадей. Сам завод требовал от нас увеличения мощностей. А в итоге, зная нашу ситуацию и падение рынка, отказался нам помочь: заказанные в производство автомобили клиентов потребовали оплатить на 100%, и без этого отказалось отгружать автомобили, хотя завод был уведомлен о взятой у клиентов предоплате.
С большим кредитным портфелем банки брать компанию не стали. Фото: РИА PrimaMedia
– Возле пустого автосалона стоит еще несколько автомобилей, в том числе и автобусы Renault Master стоимостью больше 2 млн каждый. Это тоже имущество компании?
– Нет, эти автомобили находятся на комиссионной продаже. Есть еще несколько Renault Duster – это из последнего привоза, еще не забрали клиенты.
Все наши автомобили, которые находились в автосалоне, уже изъяты компанией "Рено Россия". Порядка 30 авто – тест-драйвовские, подменные автомобили, те, что стояли в шоу-руме. Они не были оплачены, нам не принадлежали.
Renault Master на комиссионной продаже. Фото: РИА PrimaMedia
– Получается, что европейским брендам очень сложно закрепиться на Дальнем Востоке?
– Нет. Говорить о том, что европейские бренды у нас обречены, думаю, неправильно. Десять лет назад мы тоже сомневались. Люди кроме японского автопрома других машин не знали. А сейчас, когда уже все потрогали, пощупали, поездили, могут сравнивать – не важно, Renault, или корейские бренды – многие стали делать выбор в пользу нового авто. Соотношение цены и качества, опять же, никто не отменял. И Renault многие годы был ярким показателем успеха, особенно в 2012 году – самый успешный наш год.
Просто повторюсь, в 2014 году рынок рухнул. В 2015 году снижение продолжается, прогнозы дают на те же 30%-35%. Копания General Motors – бренды Opel и Chevrolet – закрыли завод в Санкт-Петербурге и ушли с российского рынка. Volkswagen в Калуге уже делал остановки в этом году и стоит сейчас, потому что план выполнен, и вернутся к рассмотрению вопроса о возобновлении производства только в декабре. Испанская компания SEAT также прекратила поставки в Россию. Покинули рынок и южно-корейский SsangYong.
Это сказалось и на Renault. Что сейчас происходит: "Автоваз" в Тольятти уже несколько раз останавливал конвейер по производству Nissan и Renault – из-за проблем с поставками комплектующих. Он и сейчас остановлен, и официальной информации о том, когда он запустится снова, нет. Завод Renault в Москве перешел с трех на две смены. Рынок сильно страдает, падает, ужимается.
– Так понимаю, что с банкротством компании большое количество людей останется без работы?
– Да, порядка 80 человек. Это, конечно, очень грустно. Вместо того, чтобы отмечать юбилей, мы отправляем людей на улицу. Это работники салонов и сервисных центров во Владивостоке и в Хабаровске. В начале октября я лично выезжал в Хабаровск, закрывал там салон. Случилось это быстро, в Хабаровске помещение было в аренде, оборудование в лизинге.
Сейчас закрываем салон во Владивостоке. Наша история на этом закончилась.
Закат Renault во Владивостоке. Фото: РИА PrimaMedia