Ксения Новикова. Микрофинансовые организации (МФО) в Приморье, набирающие популярность из-за упрощенных условий выдачи кредитов, стали жертвами возросшего спроса. Количество невозвратных средств увеличилось, поэтому МФО приходится снижать активность на рынке и работать только с проверенными клиентами. Подробнее о проблемах, стратегиях и перспективах на рынке микрозаймов рассказали представители финансовых компаний в беседе с корр. РИА PrimaMedia.
За последние годы финансовый рынок претерпел множество изменений и нововведений. И, если раньше основным финансовым институтом, осуществляющим услуги по предоставлению займов, был банк, то в настоящее время все большую популярность приобретают так называемые микрофинансовые организации. Они предлагают более лояльные условия по предоставлению займов, стараются идти навстречу клиенту, и в результате, в условиях кризиса микрофинансовые организации не только сравнялись по популярности с банковскими учреждениями, но и в отдельных сферах даже стали преуспевать. Однако, как и на всех секторах экономики, на микрофинансировании также отразилось влияние кризиса.
У компаний, предоставляющих микрозаймы, есть существенные преимущества, позволяющие им выживать в кризис и быть более популярными, по сравнению с банковскими организациями.
Как утверждает заместитель директора компании ООО "Бизнес-содействие" Виктор Заливаха:
- У микрофинансовых компаний множество преимуществ. В первую очередь, это короткий срок рассмотрения заявления – в течение одного часа. Во-вторых, более лояльный, персональный подход, по сравнению с банками. Микрозаймы для потребителей удобнее в связи с простотой и скоростью. Однако у компаний, осуществляющих микрофинансирование, гораздо выше риски. Эта особенность компенсируется за счет более высоких, чем у банков, процентных ставок. В условиях кризиса, в отличие от банковских учреждений, у микрофинансовых организаций спрос не изменяется, тем не менее, подстраиваясь под текущие тенденции многим компаниям приходится изменять непосредственно кредитную политику и корректировать возможности выдачи займа.
С увеличением популярности микрофинансирования в сложившихся социально-экономических условиях рынок МФО столкнулся с одной существенной проблемой, отражающейся на эффективности деятельности компаний – увеличением невозвратов заемных средств. Многие клиенты, в силу сложившихся обстоятельств, просто не могут вовремя вернуть заем. По этой причине, микрофинансовым организациям приходится вырабатывать свою политику в отношении данного вопроса.
Так, директор ООО "Финансовый Партнер" Елена Яцына считает:
- Сейчас на фоне кризисной ситуации в стране стоимость услуг микрофинансовых компаний увеличилась. Но ввиду повышения процентной ставки и в банках, в настоящее время стоимость займа в банковских и в микрофинансовых организациях практически выровнялись.
Изменилось целевое назначение кредита: в последнее время очень сложно определять цели потребителей, берущих заем. Очень много клиентов, которые берут кредит с целью рефинасирования или покрытия задолженности. В результате, сильно увеличились невозвраты.
Проблема в том, что до кризиса мы могли себе позволить возможность договориться с должником, но сейчас шансы возвратить заем без судебного вмешательства очень невелики. По этой причине, сейчас нам приходится выжидать. Мы стараемся не проявлять в настоящее время активность на рынке и работать только с проверенными клиентами, надежность которых проверена долгосрочным сотрудничеством.
Изучение особенностей рынка, правильный анализ возможностей и угроз в области микрофинансирования позволяет организациям, предоставляющим кредитные услуги, вовремя разработать стратегию, призванную помочь компании выжить в нелегкие для нее времена. На микрофинансовом рынке Приморья не все смогли усвоить эту стратегию, в итоге, очень многим игрокам пришлось с рынка уйти.
По мнению исполнительного директора ООО МФО "Рублефф 25" Виктории Галух, рынок микрофинансирования пока не отличается высоким уровнем конкуренции и у многих компаний есть возможность наладить свою деятельность:
- Как и в любом бизнесе, у МФО есть риски, которые влияют на прибыль. Для снижения рисков важно правильно разработать систему скоринга (система оценки клиентов, в основе которых заложены статистические методы – прим. ред.)и андеррайтинга (оценка вероятности погашения или непогашения запрашиваемого кредита – прим. ред.). Конечно, из-за особенностей требований к заемщикам она отличается от банковской.
Кстати, в Хабаровске и Владивостоке заемщики очень отличаются по своему отношению к долговым обязательствам. Заемщики с соседнего Хабаровского края более ответственные и процент выплат гораздо больше.
В целом, для микрофинансовой компании важно выработать свою стратегию выживания на рынке, которая бы отвечала сложившимся условиям и обеспечивала бы эффективное функционирование. Например, наша компания открывалась в период кризиса, и в связи с тем нам пришлось разрабатывать несколько иные кредитные продукты, чем у других МФО. Если говорить о рынке микрофинансирования в Приморье, то он хоть и показывает конкуренцию, но все же пока не сильно насыщен. В 2014 году на рынке была 91 организация, но 25 из них закрылись, не рассчитав свои средства и возможности.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Разработчики архитектурных проектов в Приморье выбирают демпинг, чтобы выжить
Патовая ситуация приморского бизнеса: поставщики требуют деньги вперед, банки не кредитуют
Мебельные фабрики Приморья оказались не в силах "слезть с иглы" импорта