Время активности энцефалитных клещей приближается в Приморье. Из 32 административных территорий Приморского края 30 заражены энцефалитными клещами. По информации Роспотребнадзора, в последние несколько лет нормой стали нападения паразитов в крупных городах, сообщает РИА PrimaMedia.
Вирусная инфекция энцефалит давно перестала "быть профессиональной болезнью" геологов, охотников и лесорубов, заразиться можно даже не покидая черты города. По официальной информации Роспотребнадзора, из 32 административных территорий Приморского края 30 заражены энцефалитными клещами.
В "зоне риска" на сегодняшний день - жители всех крупных городов Приморья и 20-ти районов.
Причем уровень заболеваемости энцефалитом варьируется, в зависимости от района, от восьми до 20-ти человек на 100 тысяч населения.
Последние три года статистика также неутешительна:
шесть-восемь тысяч зарегистрированных нападений клеща за сезон, несколько десятков госпитализаций с диагнозом "клещевой энцефалит" и от четырех до семи случаев с летальным исходом ежегодно.
Случаи, заканчивающиеся инвалидностью или серьезным ущербом здоровью, медицинская статистика, к сожалению, не учитывает.
Симптомы клещевого энцефалита появляются спустя одну-три недели после укуса клеща-переносчика.
Вирус поражает кору головного мозга, спинной мозг, что вызывает судороги, паралич отдельных групп мышц. Высокая температура, головные боли, рвота, потеря сознания.
Или, наоборот, возникает возбуждение с утратой ориентации во времени и пространстве. Стойкие неврологические и психиатрические осложнения развиваются у 10-20% инфицированных. Летальность инфекции составляет 1-2% для европейского подтипа и 20-25% - для дальневосточного. Как правило, смерть наступает в течение пяти-семи дней после возникновения неврологических симптомов.
Пациентов с подозрением на энцефалит в России обычно лечат иммуноглобулином — достаточно дорогим лекарством: одна доза стоит примерно 300 рублей, на среднего человека весом в 70 килограммов требуется 7 доз - по одной на каждые 10 килограммов веса. При этом, по мнению многих врачей, иммуноглобулин – далеко не универсальная панацея, и тем более - не вакцина, хотя так и считают широкие круги населения. По статистике, каждый четвертый пациент после курса иммуноглобулина все равно заболевает.
История клещевого энцефалита до сих пор полна "белых пятен".
Заболевание было неизвестно в Сибири и на Дальнем востоке вплоть до середины 30-х годов прошлого века, когда среди солдат дальневосточной группировки красной армии вдруг вспыхнула эпидемия загадочной болезни с частыми летальными исходами.
В 1937 году специальная экспедиция советских микробиологов обнаружила вирус клещевого энцефалита и установила причастность к его переносу иксодовых клещей. Это знание далось ученым дорого: в результате экспериментов, проводившихся "на себе", один микробиолог погиб, другой остался инвалидом.
Внезапность эпидемии энцефалита на Дальнем Востоке сразу породила гипотезу о применении милитаристской Японией бактериологического оружия против СССР. Многие историки до сих пор поддерживают эту версию, подкрепляя ее следующими данными: начиная с 1935 года недалеко от Харбина действовала секретная лаборатория "отряда 731" Квантунской армии, где проводились эксперименты с биологическим оружием, в том числе и на людях.
Деятельность лаборатории была свернута после вступления СССР в войну с Японией, секретный военный городок был уничтожен. Однако все следы скрыть не удалось: собранные по этому делу свидетельские показания вошли в материалы хабаровского процесса над японскими военными преступниками в 1949 году. Впрочем, основные материалы процесса до сих пор засекречены.
После окончания второй мировой войны СССР серьезные вспышки клещевого энцефалита были уже к 1960-70 годам сведены на нет, так как таежные массивы, а также все территории, прилегающие к пионерским лагерям и домам отдыха, нещадно опрыскивались ядохимикатами с самолетов. Кроме того, в сельском хозяйстве использовалось громадное количество химических удобрений.
По наблюдениям вирусологов, в 1960-е годы энцефалитный клещ "перевалил" через Енисей, в 1980-е "переполз" через Урал и в настоящее время встречается на всей территории России, вплоть до Подмосковья и западных границ.
Проблема усугубляется еще и тем, что сейчас российская природа "отдыхает" — ядохимикаты и химические удобрения слишком дороги для массового и планомерного использования. Поэтому уже с начала распада СССР энцефалитный клещ начал осваивать территорию РФ "всерьез и надолго". Пики активности, которые приводили к эпидемиям энцефалита, наблюдались в 2003, 2006, 2009 и 2010 годах, причем наиболее серьезное положение сложилось в сибирских и дальневосточных регионах. В Приморье ситуацию ухудшают относительно теплые зимы последних лет, что прямо способствует увеличению популяции клещей, а следовательно - и количества разносчиков болезни.
Напомним, сейчас на сайте РИА PrimaMedia проходит конференция "Клещевой энцефалит: прививка или страховка?".