Владивосток, 27 октября, PrimaMedia. Процент детей, страдающих нарушениями речи, не уменьшается в Приморском крае. Об особенностях работы по коррекции речи рассказала "Новой газете во Владивостоке" учитель-логопед высшей квалификационной категории Лариса Жеремян.
Не беда, если человек не выговаривает букву "р" в определенных словах. Но куда проблематичнее людям, например, заикающимся. Или тем, чья речь характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением. Подобные речевые проблемы беспокоят не только воспитанников детских садов, но и дипломированных выпускников вузов. Согласно исследованиям, коррекции легче всего поддаются дети именно дошкольного возраста. В некоторых детских садах существуют логопедические группы и логопедические пункты, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике. Одним из таких дошкольных учреждений Владивостока является МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 15", которое представляет Лариса Жеремян.
- Лариса Петровна, верно ли, что для коррекционных процедур над речью лучше всего подходит дошкольный возраст?
- Совершенно верно, для проведения коррекционных процедур оптимален дошкольный возраст от трех до семи лет. Но очень часто дети попадают в поле зрения логопедов уже в школьной среде. Это происходит оттого, что не все родители понимают, что чем раньше речевое отклонение диагностировано, тем его легче исправить. Многие считают, что дефект речи у их ребенка пройдет сам собой, но это очень опасное заблуждение. Речевые проблемы могут выражаться не только нарушением звукопроизношения, но и определяться иными системными отклонениями. Если ребенок не говорит до трех лет или говорит очень плохо, вы обязательно должны показать его логопеду. И не важно, в какой организации он работает: в поликлинике, дошкольном учреждении, ведет частную практику. При малейших сомнениях в правильном развитии речи у вашего чада смело ведите его на консультацию к специалисту, это важно и крайне необходимо.
- В чем кроются причины возникновения речевых дефектов?
- Истоки речевых нарушений разнообразны. Среди прочих выделяются наследственная предрасположенность, нарушение фонематического восприятия, при котором ребенок на слух не различает звуки, и нахождение ребенка в неправильной социальной речевой среде, когда ребенок слышит неправильный эталон речи. Таким образом, речевой дефект чаще всего присутствует уже при рождении либо приобретается в раннем детстве.
- В каком возрасте нужно показать ребенка логопеду?
- Чем раньше, тем лучше, но первый осмотр, как правило, происходит по достижении трех лет.
- Осуществляется ли логопедический контроль над детьми?
- В тех детских садах, где есть учитель-логопед, регулярно производится осмотр детей среднего и старшего возраста. В нашем учреждении мы систематически организуем такую работу в детских группах. По итогам осмотра ребенку могут дать рекомендацию на психолого-медико-педагогическую комиссию, на которой идет отбор и зачисление в логопедическую группу. В том случае, когда выявлены несистемные нарушения речи, их можно корректировать на уровне логопунктов, где работа ведется с детьми индивидуально или малыми подгруппами. В логопедической группе помощь оказывается тем, кто страдает системными нарушениями речи. Даже совсем не говорящие дети и те, которые имеют серьезные дефекты, за два года полностью избавляются от отклонений. Такие выпускники идут в школу подготовленными, с развитым понятийным аппаратом, четкой, выразительной речью, имея навыки чтения и письма.
- Скажите, пожалуйста, работает ли метод лечения заикания, при котором человека пытаются внезапно испугать?
- Это миф! Заикание - крайне сложный дефект, который помимо всего прочего имеет свойство давать рецидив. Это значит, что при определенных обстоятельствах после положительной коррекции оно может возникать у пациента вновь. Заикание внезапным испугом не лечится.
- У взрослого человека может возникнуть дефект речи?
- К сожалению, да. Это может произойти в том случае, если взрослый человек переживет травму, при которой будут поражены речевые отделы головного мозга или центральная нервная система. Различные инсульты, черепно-мозговые травмы или иные повреждения, вносящие негативные изменения в протекание нервных процессов, - все они могут дать осложнения в виде нарушения речевых функций.
- Возможно ли предпринимать профилактические меры?
- Конечно! Даже нужно. Мероприятия профилактического характера - начиная с младенческого возраста - заключаются в развитии мелкой моторики рук, которая тесно связанна с речевым аппаратом человека. Яркие примеры игр, которые благотворно влияют на означенные процессы, - ладушки и сорока-ворона. Если ваш ребенок начнет лепить из пластилина или глины, то он фактически будет производить мероприятия по коррекции речи.
- Лариса Петровна, как вы выбрали профессию логопеда?
- Я видела положительные результаты, которых достигали люди, обращаясь к логопедам. Это вдохновило меня на то, чтобы выбрать именно этот трудовой путь. В этой профессии я уже двадцать лет, и мне она нравится! Когда приходит вовсе не говорящий пациент, после того как с ним проведены коррекционные методы воздействия, отчетливо видны плоды совместного труда - человек обретает речь! Это дорогого стоит.
Если у вашего ребенка проблемы с речью, не отчаивайтесь! Если ваше произношение вас не радует, не падайте духом! Вспомните выдающегося древнеримского оратора Марка Туллия Цицерона. Он брал в рот камешки и читал на память отрывки из произведений поэтов, чтобы сделать произношение четче. Это очень трудоемкий процесс, но затраченные силы и упорство достигли своей цели - речь стала выразительнее. Так потрудитесь и вы над собой, помогите своим детям, естественно, прибегнув к помощи специалиста. Постарайтесь, чтобы корабли ваших трудов над коррекцией произношения все-таки вылавировали в гавань чистой речи.