Свободный порт Владивосток (СпВ) создается в Приморье, прежде всего, для нового бизнеса, что не мешает развиваться и уже существующему. Сегодня свободный порт для Приморья - мощный драйвер, даже - хэдлайнер развития, считает вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев, курирующий разработку нового механизма развития от краевой администрации. О том, какой вклад внесла территория в изменение первоначальной концепции СпВ, новых преференциях для инвесторов в доработанных законопроектах и экономическом эффекте "порто-франко" для края Сергей Нехаев рассказал в интервью деловому еженедельнику "Конкурент".
— Сергей Викторович, какова роль администрации Приморья в работе над законопроектом о СпВ? Как продвигается работа над законопроектом?
— Весьма интенсивно. Президент поручил внести документ на обсуждение в ходе весенней сессии Госдумы, так что времени остается немного. Собственно разработкой законопроекта занимается Минвостока. Администрация Приморского края принимает участие как структура, которая заинтересована в синергетическом эффекте от появления СпВ. Надо сказать, в результате вклада территории сама концепция свободного порта значительно изменилась.
— За счет чего происходили эти эволюции?
— Первая версия законопроекта касалась преимущественно развития портовой инфраструктуры. Предполагалось создать во Владивостоке порто-франко, зону беспошлинной торговли. Причем преимуществами площадки могли воспользоваться только юридические лица. Затем мы решили, что нельзя не использовать мощности порта Восточный, расширили территорию. Но ведь логистическая инфраструктура не ограничивается портами!
На следующем этапе мы пришли к мнению, что должны использовать международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2". Эти направления позволяют развивать связи Восточного Китая с другими странами через СпВ. В результате в портовую зону вошли уже 13 муниципалитетов. То есть мы расширили логистические возможности, исходя из реалий XXI в.
Второй блок касается развития производства. Мы приглашаем к себе резидентов, которые приносят современные технологии, вкладывают деньги в постройку заводов.
Сюда беспошлинно доставляются комплектующие из-за рубежа. Готовую продукцию будем отгружать как на запад РФ, так и в АТР. Таким образом, мы открываем для себя огромные рынки.
Третья составляющая — сфера услуг. Предприниматели, которые работают в образовательном, медицинском, ресторанном, отельном бизнесах за рубежом, сталкиваются с тем, что в России нельзя работать по схемам АТР — есть требования наших техрегламентов. Эти ограничения, по замыслу, будут сняты. К примеру, многие дальневосточники лечатся в Южной Корее. Но ведь лучше, если в СпВ построят клиники по корейским технологиям и регламентам, где россияне смогут лечиться не хуже, чем за рубежом.
— Концепция СПВ предполагает, ни много ни мало, что бизнес, который сейчас работает в Сингапуре и Гонконге, придет в Приморье. Чем заманивать будем?
— Предстоит убедить предпринимателей, что в нашем порту работать выгоднее. Во-первых, Минвосток выбрал крупнейшие порты АТР, а также лучшие европейские. Выявили ключевые характеристики: время простоя судна в порту, растаможивания груза, стоимость электроэнергии и так далее.
Наилучшие показатели по миру станут ориентирами для порта Владивосток, это и будет нашими конкурентными преимуществами. Резидентам предложат упрощение таможенных процедур, работу с таможенными службами в режиме "единого окна".
Другой объективный плюс — координация с транспортными коридорами Приморье-1 и 2. Кроме того, есть увязка проекта свободного порта с развитием Севморпути. Так что грузы из СПВ отправятся, возможно, не только в АТР, но и в Европу.
Резидентов ждет максимальное упрощение бюрократических процедур в работе контрольных и надзорных органов, сокращение срока необходимых согласований и т. д. Что называется, режим наибольшего благоприятствования. Для резидентов предусмотрены и существенные налоговые льготы. Базовая ставка налога на прибыль первые 5 лет будет нулевой. В СПВ, как и в ТОРах, величина выплат в страховые фонды составляет не 34% от фонда заработной платы, а всего 7,6%.
— Как будут отбираться резиденты, по каким критериям? Кто будет контролировать их деятельность?
— Основной распорядительный орган СпВ, с очень большими полномочиями — Наблюдательный совет. Возглавляет Совет заместитель председателя правительства — полпред президента в ДВФО. Также сюда входят глава Минвостока, губернатор Приморья, председатель Заксобрания края, заместители руководителей ряда федеральных органов (ФСТ, пограничная служба, Роспотребнадзор и т.д.), главы муниципальных образований, которые состоят в СпВ.
Решения — публичные и обязательны для исполнения. Если чиновник не выполняет предписаний совета, к нему применяются меры вплоть до снятия с должности.
При Наблюдательном совете будет также работать и общественный орган — чтобы все было открыто и понятно.
Резидентом может стать любой зарубежный или отечественный инвестор, который представит инвестпроект с необходимыми характеристиками — сейчас такие характеристики разрабатываются. Если отбор пройден, заключается соглашение. Резидент обязуется вкладывать средства, государство — предоставить ему льготы, обеспечить упрощенный порядок работы в зоне свободного порта. В случае, если инвестор не выполняет условий соглашения, он может лишиться статуса резидента.
— Проявляют ли потенциальные резиденты интерес? Какие направления производства могут развиваться в СпВ?
— Мы не увязывали свободный порт жестко с ведением определенной деятельности. Сознательно оставляем себе пространство для маневра. Развивать можно любой легальный бизнес. Кроме того, что вредит окружающей среде! Перспективны глубокая переработка того, что уже производится в крае (лес, рыба), а также привлечение передовых технологий, инноваций из стран АТР.
— Какие преференции получит местный бизнес, жители Приморья?
— Главный смысл СпВ — привлечь новые инвестиции, а не создать дополнительные льготы для существующего бизнеса. Местным предпринимателям помогают через другие механизмы.
Представьте, что в свободный порт (либо ТОР) хочет войти предприятие, которое и без того занимает лидирующие позиции на рынке Приморья, производит значительную долю выпуска определенной продукции, да еще и контролирует торговые сети. Скорее всего, у такого найдутся необходимые инвестиции. Но, учитывая полученные льготы, резидент станет супермонополистом и раздавит всех конкурентов из среднего и мелкого бизнеса по отрасли. Наша цель — новые инвесторы и новая продукция. Поэтому будут приветствоваться в первую очередь резиденты, которые производят экспортоориентированные, либо направленные на импортозамещение товары.
Мы ожидаем, что в результате реализации проекта свободного порта к 2024 года валовой региональный продукт в ДФО вырастет на 34%.
Такие расчеты дает аналитическая оценка экспертов ДВФУ. Появятся инновационные предприятия, высокопроизводительные рабочие места. Положительный эффект для всей экономики будет ощущаться вследствие развития конкуренции. Люди в рамках действующего Таможенного кодекса смогут провозить определенное количество продукции из утвержденного списка беспошлинно для личных нужд. Сразу скажу, что не автомобили, их производство мы хотим развивать в Приморье.
— Какие полезные для территории предложения внесла в законопроект администрация края?
— Допустим, сейчас гости из АТР (за исключением граждан Китая, тут особый порядок) не могут без визы находиться на территории России. В первой редакции проекта закона была предусмотрена норма, разрешающая безвизовый въезд иностранцу на территорию Свободного порта на 72 часа. Для бизнесмена этого крайне мало. Только разместился в гостинице, пора уезжать. А если надо в районы съездить? Кроме того, самолет летает в Японию раз в неделю. Ограничения касаются не только бизнесменов, но и обычных интуристов. Хотя в Золотой Рог заходят круизные лайнеры, 1,5-2 тысячи иностранцев должны, по закону, ночевать на борту, не могут поселиться в гостинице. Представьте, какие потери несет отельный бизнес Владивостока? А ведь в среднем по году гостиничный фонд задействован всего на 46-48%.
По нашему законопроекту, иностранец, зашедший в СПВ, имеет право в течение 7 суток размещаться в любом месте на территории порта.
Кстати, и приобретенный здесь товар гость вывозит беспошлинно.
Инфраструктура во Владивостоке для турбизнеса создана хорошая, развиваются предприятия в районах, привлекательный для иностранцев экотуризм. С введением закона о СПВ, надеемся, пойдет мощный поток иностранных туристов, он сформирует индустрию. О том, насколько актуальна наша инициатива, говорят сами иностранцы (а делегации приезжают еженедельно): "Вот вы предлагаете упрощение таможенного режима. Для нас же самое главное — просто свободно сюда приехать".
— В Приморье не хватает рабочих рук на действующие предприятия. Кто будет в СпВ работать?
— Вопрос хороший, но он больше к бизнесу, чем к власти. У нас есть хорошие примеры, как предприятия готовят рабочую силу. Допустим, у ДЦСС есть видение, сколько специалистов и по каким профессиям им потребуется со временем, целенаправленно ведется обучение, переобучение, повышение квалификации работников. Думаю, если в СпВ будут созданы привлекательные условия для жизни и работы, специалисты сюда потянутся. Есть проблема в том, что зарубежные компании не всегда охотно принимают выпускников наших вузов.
— В чем отличие СпВ от того, что собираются создать на полуострове Крым? Нет ли в том, что массово создаются подобные образования — ТОРы, свободные порты — некой кампанейщины?
— В законопроекте о свободном порте Крыма предусмотрены только таможенные льготы, развитие портовой инфраструктуры. Получается ближе к классическому порто-франко. Мы же постарались прописать по максимуму то, что даст толчок к долговременному росту экономики территории.
Я бы сказал, что сегодня свободный порт для Приморья — мощный драйвер, даже — хэдлайнер развития.
Что касается кампанейщины. Борьба за инвесторов ведется во всем мире, это не новое и всегда актуальное явление. Более того, мы даже сталкиваемся с определенным негласным противодействием. Не всем нравится, что Приморье получает такое конкурентное преимущество.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом было озвучено президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года.
Соответствующий законопроект был подготовлен Минвостокразвития уже в конце февраля, в настоящее время он находится на стадии общественного обсуждения. Министерство уже получило множество конструктивных предложений к тексту законопроекта, собранных администрацией Приморского края на муниципальном и краевом уровне, а также в результате многочисленных экспертных слушаний. С учетом мнений экспертного сообщества Минвостокразвития неоднократно обновляло текст законопроекта.
Законопроект в последней редакции предполагает распространение статуса свободного порта Владивосток сразу на 12 районов и городских округов Приморья. Резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Шансы стать резидентами СпВ могут появиться и у уже работающего в Приморье бизнеса при выполнении ряда требований, установленных законом. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на 70 лет, при этом срок существования свободного порта может быть продлен законом.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Законопроект о "порто-франко" во Владивостоке одобрили в ГПУ президента – Галушка
Давайте примем, а потом разберемся: "Порто-франко" для Владивостока гонят к финишу
Экспертов по туризму Приморья призвали защищать свободный порт Владивосток