Фракции всех парламентских партий: "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ и ЛДПР представлены в текущем пятом созыве Законодательного собрания Приморского края. Их повседневная работа во многом остается за рамками освещения деятельности законодательного органа края. Сегодня собеседником РИА PrimaMedia стал руководитель фракции партии власти в приморском парламенте Сергей Сопчук.
- Сергей Андреевич, какие основные функции выполняет структура под названием "фракция"?
- Если коротко, то вырабатывает общую позицию депутатов фракции по обсуждаемым вопросам и контролирует дисциплину. Также фракция встроена в работу регионального отделения партии "Единая Россия", взаимодействует с фракциями нашей партии в Федеральном Собрании Российской Федерации и законодательных органах других субъектов.
- А разве "выработка общей позиции депутатов по обсуждаемым вопросам" - не прерогатива заседания всего Законодательного собрания?
- Заседание юридически закрепляет выработанную позицию, проявлением чего является голосование на заседании. Члены фракции при этом должны придерживаться решений, которые были приняты на заседании.
- По всем ли вопросам фракция приходит к мнению голосовать консолидированно, то есть, все одинаково или бывают иные ситуации? И как поступаете с теми, кто нарушает партийную дисциплину при голосовании?
- Почти всегда фракция принимает решение голосовать консолидированно. Но нужно понимать, что на фракции мы обсуждаем не всю повестку предстоящего заседания. Вопросы приведения краевых законов в соответствие с федеральным законодательством, к примеру, обычно не обсуждаем, поскольку решения и так понятны, вне зависимости от партийной принадлежности. Редко, но встречаются вопросы, по которым фракция не приходит к общему мнению или почти сразу решает голосовать по отдельности, самостоятельно.
Что же касается нарушения партийных решений, то да, такое иногда бывает. Почти всегда речь идет, судя по объяснениям коллег, о случайности – "нажал не ту кнопку".
- А если кто-то станет голосовать против решений фракции сознательно, какое может последовать наказание?
- Для начала в рамках фракции – порицание со стороны коллег. В более серьезных случаях – разбирательство по партийной линии.
- Можно ли сказать, что все наиболее бурные моменты обсуждений фракция стремится оставить, так сказать, в узком "семейном кругу", представив на заседание всего Законодательного собрания уже их итоги путем голосования?
- Можно и так сказать. Это оправданно, иначе наши коллеги из других фракций и, главное – избиратели могут подумать, что внутри фракции партии "Единая Россия" нет согласия.
- Ну, а так избиратели могут подумать, что депутаты "Единой России" голосуют не так, как хотят, а так, как им скажут…
- Такая сложность, действительно, есть. Особенно когда приходится выбирать при голосовании между решениями "плохо" или "очень плохо". В таком случае представители оппозиционных фракций могут, что называется, от души "попинать" предлагаемый вариант.
В качестве примера я приведу голосование по финансированию достройки гостиниц во Владивостоке, которые чаще всего называют "Хаяттами". Все ведь понимают, что эти объекты, хочешь не хочешь, надо достраивать, поскольку их консервация – процедура не только дорогостоящая, но и нецелесообразная. Сейчас можно долго спорить, надо ли было их строить, а если строить, то где и как, и так далее, но текущая ситуация такая, какая она есть. Поэтому любое решение не станет оптимальным. Нынешний созыв краевого парламента получил такую ситуацию, как говорится, "в наследство".
Естественно, голосования по этим вопросам всегда носят бурный характер, и депутаты от оппозиции такой возможности не упускают.
Но мы, у себя во фракции, сделали определенные выводы уже после первой подобной бурной дискуссии в стенах зала заседаний всего Законодательного собрания. И стали более развернуто озвучивать свои критические замечания к предлагаемым решениям, степени ответственности исполнителей и т.д., чтобы избиратели обладали большей информацией, почему нам пришлось голосовать именно так.
- Насколько бурно проходят обсуждения подобных вопросов внутри фракции?
- Порой, весьма бурно. Дело в том, что мы в таких случаях приглашаем на заседания фракции профильных вице-губернаторов, руководителей департаментов, иных государственных структур и представительств федеральных органов власти, подрядных организаций и т.д.
- И чиновники приходят? Это же не заседание Законодательного собрания…
- Приходят. Дальновидный чиновник не упустит возможности ответить на вопросы и донести свою позицию до депутатов, даже если понимает, что будет тяжелое обсуждение. Игнорировать законодателей – не самый умный шаг.
- А на заседания фракций других партий чиновники приходят?
- Я не задавался таким вопросом, но не думаю, что у других фракций также есть особые сложности в этих вопросах.
- Существует ли какое-либо взаимодействие между разными фракциями Законодательного собрания?
- Как такового, его нет. Мы, конечно, общаемся между собой в повседневной работе, на заседаниях комитетов, самого Законодательного собрания, но именно общения в формате между фракциями – такого нет. Видимо, нет потребности.
- Но вы, как руководитель фракции партии "Единая Россия", готовы к такому формату?
- Конечно, но при одном принципиальном условии, о котором хорошо знают другие фракции. Оно не может быть в формате: "ты мне – я тебе". Мы готовы обсуждать суть проблем и принимать решения, которые оправданны. Видимо, с этой позиции вполне хватает обсуждений в рамках комитетов и заседаний Законодательного собрания.
- Фракция "Единой России" готова поддерживать законодательные инициативы представителей других партий?
- Не только готова, но и поддерживает. К примеру, депутат Константин Межонов и его коллеги по "Справедливой России" весьма часто выступают с законодательными инициативами. Часть из них мы поддержали, и они стали законами, часть – нет. Причем, мы последовательно объясняем свою позицию, почему мы не можем поддержать ту или иную инициативу: вначале – на комитетах, затем – на заседании Законодательного собрания.
И такой подход применяется к инициативам всех фракций – у нас нет предубеждений.
- И какие бывают самые частые причины отказа?
- Либо противоречие федеральным законам, либо отсутствие достаточных финансовых средств. Причем, во втором случае речь идет, порой, об откровенно популистских решениях. И это понятно, ведь оппозиция выносит на обсуждение предложения, которые выглядят очень привлекательными, а партия власти его отвергает. В итоге потом есть необходимый набор аргументов на период предвыборных кампаний и отчетов перед избирателями.
- Хотите сказать, что партией власти быть сложнее?
- Ответственность точно выше. Конечно, есть и свои преимущества, поскольку мы имеем возможность определять то, какими будут решения. Но при этом, как партия власти, мы несем ответственность не только за букву и дух принимаемых законов, но и за то, как эти законы будут реализованы исполнительными органами власти. Недоработки и ошибки в них отражаются и на отношении избирателей к нам. Мы отдаем себе отчет в том, что являемся фракцией партии власти.