Некогда развитая в Приморье малая авиация, в настоящее время переживает период второго рождения. Предпринимаемые по инициативе губернатора Приморья Владимира Миклушевского меры по возрождению региональных авиаперевозок в ближайшем будущем обеспечат транспортную доступность самых удаленных уголков края. Такое мнение высказал директор КГАУП "Пластун-Авиа" Виталий Юшин в интервью корр. РИА PrimaMedia.
- Виталий Витальевич, недавно стало известно, что "Пластун-Авиа" не будет эксплуатировать два легкомоторных самолета и два санитарных вертолета, приобретенных администрацией Приморья для региональных авиаперевозок, а эксплуатант определится в рамках открытого конкурса. По каким критериям будете выбирать авиаперевозчика?
- Во-первых, будущий эксплуатант, прежде всего, должен иметь сертификат на эксплуатацию данных типов воздушных судов, который выдает Росавиация. Во-вторых, от перевозчика будет требоваться наличие обученного, подготовленного летно-технического персонала, чтобы данная компания могла безопасно и безаварийно эксплуатировать приобретенные суда. Кроме того, эта компания должна иметь другие сертификаты на определенные виды работ.
- Чего вы ждете от будущего эксплуатанта?
- Соответствия всем вышеперечисленным требованиям, профессиональной и безопасной работы, выполнения своих обязательств. Других требований у нас нет.
- Во время процедуры покупки новых самолетов вы провели большую работу по оценке состояния аэропортовой инфраструктуры края. В каком состоянии находится эта инфраструктура?
- Инфраструктура, мягко сказать, находится в удовлетворительном состоянии и, естественно, требуется выполнить определенный объем работ для подготовки ее к приемке закупленных нами новых воздушных судов: взлетно-посадочные полосы должны быть определенной, длины, должна быть маркировка специальными знаками, ограждения. Эту работу мы уже завершаем по всем запланированным площадкам.
- Какие населенные пункты в Приморье после соответствующей подготовки уже смогут принимать регулярные авиарейсы?
- На данный момент таких взлетно-посадочных площадок десять, из них один аэропорт, который расположен в Пластуне. Взлетно-посадочные площадки есть в Кавалерово, Тернее, Амгу, Агзу, Максимовке, Усть-Соболевке, Единке, Самарге и Светлой. По завершении всех вышеперечисленных работ они смогут принимать регулярные авиарейсы, осуществляемые новыми воздушными судами.
- Не так давно вы сказали о том, что в этом году авиарейсы затронут только Кавалерово, Пластун и Терней, но в следующем сеть авиаперевозок существенно расширится. Помимо северных поселков края планируется открытие авиаперелетов в Хасанский, Ханкайский, Ольгинский, Лазовский районы, Дальнереченск и Арсеньев. Существует ли в этих населенных пунктах инфраструктура для обслуживания авиарейсов?
- В 70-80-е годы малая авиация в Приморье была в своем расцвете и кое-какая инфраструктура, построенная во многих населенных пунктах края в то время, дожила и до наших дней, и может нами использоваться в будущем. Можно сказать, что региональные авиаперевозки сегодня переживают период второго рождения. Чтобы в населенные пункты летали самолеты необходимо не так много – подготовленные взлетно-посадочные полосы, которые могут принимать рейсы. На их базе можно развивать и другую инфраструктуру: служебно-пассажирские здания и прочие сооружения, необходимые для обслуживания регулярных рейсов. Работа в этом направлении уже активно ведется.
- Для обслуживания этих ВПП потребуются профессиональные кадры. Есть ли они в Приморье?
- В Приморье они, естественно, есть, но на этих площадках их нет, так как ВПП еще не работают. Но, в соответствии с распоряжением губернатора Владимира Миклушевского, такой персонал будет принят, обучен и размещен на данных площадках за счет расширения штата "Пластун-Авиа". В будущем все посадочные площадки в Приморье будут переведены в статус аэродромов.
- Для чего требуется изменение статуса?
- К аэродрому существует ряд дополнительных требований, в частности, по количеству обслуживающего персонала, наличию дополнительных зданий и сооружений, рулежных дорожек и прочего. В любом случае повышение статуса подразумевает только улучшение – и инфраструктуры, и обслуживания. К чему мы, собственно, и стремимся.
- Планируется ли покупка дополнительных авиационных единиц или два закупленных самолета DHC-6 способны покрыть все потребности региональной авиации?
- На данном этапе двух самолетов вполне хватит, чтобы обеспечить первоначальные задачи. Но, уже после нового года мы вернемся к рассмотрению вопроса о покупке третьего воздушного судна такого же типа, приобретение которого было отсрочено из-за непростой ситуации в экономике. Кстати о типе, от него мы отходить не собираемся. Он был выбран не случайно, так как он более всего подходит для существующей авиационной инфраструктуры в крае. Прежде всего, это длина взлетно-посадочной полосы, давление на грунт самого воздушного судна. Такие самолеты лучше всего подходят для работы в наших условиях. Они хорошо зарекомендовали себя, работая на Чукотке и Камчатке, где летные условия схожи с нашими.
- В случае возможной нехватки собственных самолетов, может ли эксплуатант выполнять авиарейсы своим авиапарком?
- Если наши взлетно-посадочные площадки будут подходить под самолеты эксплуатанта, а у него будут в наличии такие самолеты, то такая возможность есть. Но, я уверен, что обеспечить транспортную доступность для отдаленных районов мы сможем за счет собственных воздушных судов.
- Существует ли в Приморье долгосрочная программа развития малой авиации?
- Конечно. Существует программа развития транспортного комплекса Приморского края, куда входит и развитие региональной авиации. В рамках этой программы мы и работаем: закупаем воздушные суда, модернизируем аэродромную инфраструктуру. Конечным итогом нашей работы должна стать транспортная доступность всех населенных пунктов края, прежде всего, отдаленных.
- Есть ли понимание, какой должна быть сеть авиаперевозок в крае в конечном итоге?
- На данном этапе она только приобретает свои формы. Конечно, для того чтобы грамотно распределить и силы, и финансовые средства, нужно четко определить где создавать или улучшать посадочные площадки в первую очередь. В этом вопросе мы исходим из потребности районов в авиасообщении. К примеру, поселок Краскино в Хасанском районе значительно удален от краевого центра и дорога туда, несмотря на улучшение состояния дорожного полотна, занимает достаточно продолжительное время. В то же время на самолете туда час лету. То же самое касается и Дальнереченска, намного удобнее будет летать туда самолетом. Или, например, Лазовский район и Ольгинский районы с одной единственной дорогой, которая, к тому же, достаточно трудная. Эти населенные пункты, помимо отдаленных поселений северной части Приморья, будут обеспечены авиасообщением в первую очередь. К осени следующего года мы уже планируем наладить туда регулярные авиарейсы.