С Дедом Морозом и Снегурочкой во Владивостоке открыли "Сказочный лес"
21 декабря, 19:35
Зимнее Солнцестояние 2024 - грядет переполох судьбы для всех знаков в конце года
21 декабря, 19:30
Выйдут из оборота: всех, у кого хранятся наличные купюры 5 000 рублей, предупредили
21 декабря, 19:11
Крупные российские компании помогают в устранении последствий разлива мазута в Черном море
21 декабря, 18:52
Талант Раков, срыв Дев и блеск Весов: подробный гороскоп на 22 декабря
21 декабря, 18:30
Главу Тавричанкинского сельского поселения отправили под домашний арест в Приморье
21 декабря, 18:14
Повешенный, Фортуна, Правосудие: прорывной таро-прогноз с 20 по 25 декабря
21 декабря, 18:00
Знойная буря удачи: как войти в Новый год Козерогам, Водолеям и Рыбам
21 декабря, 17:30
Сергей Шишкарёв предложил решать проблему дефицита кадров "на поколение вперед"
21 декабря, 17:18
"Я тебе покажу": полиция расследует конфликт между учителем и учеником в школе Находки
21 декабря, 15:43
Как перестать тревожиться перед Новым годом и отпустить негативные эмоции— ответ эксперта
21 декабря, 14:20
Смертельная авария на льду: водитель выехал на озеро Ханка и врезался в пирс
21 декабря, 14:09
"Русская лыжня" откроется во Владивостоке 22 декабря
21 декабря, 13:47
Приморцы смогут сегодня как следует выспаться: предстоящая ночь будет самой длинной в году
21 декабря, 13:04
В ВДЦ "Океан" ребята со всей России всего за три недели поставили новогодний спектакль
21 декабря, 12:28

Приморье занимает второе место по заболеваемости туберкулезом на Дальнем Востоке – эксперт

На общероссийском уровне край входит в пятерку регионов с самой высокой статистикой заболеваемости туберкулезом (ВИДЕО)
17 апреля 2014, 13:55 Общество

Туберкулез всегда считался болезнью социально неблагополучных граждан, однако на сегодняшний день практика показывает, что от этой болезни не застрахован никто. Ежегодно туберкулез уносит неисчислимое количество жизней людей во всем мире. К сожалению, Приморский край не является исключением. О тенденциях и проблемах лечения туберкулеза в Приморье в эфире PrimaMediaLIVE рассказал главный врач ГБУЗ "Приморская детская краевая клиническая туберкулезная больница" Юрий Селютин.

- Существует ли сегодня проблема туберкулеза в Приморском крае?

- Заболеваемость туберкулезом в Приморье высокая. Что касается детей и подростков, это, конечно, очень актуальная проблема для нашего края и Дальнего Востока в целом. Несмотря на то, что проблема с туберкулезом существует, и цифры высокие, имеется четкая положительная динамика. Если в прошлом году заболеваемость была 47,1 на 100 тысяч детского населения, то сегодня она снизилась до 30,7. Но пусть это не успокаивает, потому что подростковая заболеваемость, наоборот, повысилась. Причина в несвоевременном выявлении туберкулеза у детей. Ребенок взрослеет, организм в подростковом возрасте перестраивается, и болезнь переходит в более тяжелую форму.

- Кто виноват в несвоевременном выявлении туберкулеза у детей?

- Первая причина – невнимательность тех, кто занимается детьми: семья, опекуны, воспитатели в детдомах. Ребенок не всегда может самостоятельно следить за своим здоровьем и пожаловаться на недомогание. Вторая причина – частично медицинская, потому что нужно направлять на обследование в лечебные учреждения краевого уровня людей даже с минимальными подозрениями. В Приморском крае очень высокая группа риска детей-подростков, поэтому они должны обследоваться и диагностироваться, прежде всего, в специализированных учреждениях. Не обязательно делать это в стационаре, можно обследоваться амбулаторно, но если вдруг у ребенка появятся признаки туберкулеза, его нужно сразу направлять на лечение.

- На каком месте по заболеваемости находится Приморский край?

- Среди восьми регионов Дальнего Востока мы занимаем второе место, а в России, я думаю, точно входим в пятерку. Данные 2013 года еще не известны, но по итогам 2012 и 2011 годов мы занимали первое и второе место. Сейчас переходим на третье, четвертое. В тоже время высокая заболеваемость – не показатель плохой работы медиков. Это наоборот показатель высокой выявляемости болезни, которая говорит о своевременном наблюдении и лечении пациентов. Если взять статистику пятилетней давности и сегодняшние исследования, то можно увидеть, что заболеваемость сложными формами туберкулеза у детей и подростков стала значительно ниже. Излечение у них происходит на 100%, за исключением тех, у кого запущенные формы – таких детей отправляют на хирургическое лечение. Стоит отметить, что 5-10 лет назад, когда Приморский край начал выходить на первые места по заболеваемости туберкулезом, то департамент края, администрация и руководители туберкулезной службы стали более активно заниматься этим вопросом, а в последние годы данной проблеме уделяется особенное внимание. На сегодняшний день мы имеем очень широкий выбор медикаментов и диагностических средств, таких как компьютерная томография и диаскинтесты. Также происходит постоянное внедрение новых технологий диагностики туберкулеза.  

- Хотелось бы спросить про новую диагностику – "Диаскинтест".

-Это не самый новый способ диагностики. На сегодняшний день он используется достаточно широко.

- Возникают ли споры о том, что лучше: "Диаскинтест" или манту?

- Когда делается манту, всегда используется одна и та же проба. Она никогда ни кем не изменялась и изменяться не будет. Однако при использовании данной пробы всегда существует риск аллергической реакции у детей. В связи с этим в институте имени Сеченова был разработан новый диагностик - "Диаскинтест". Это дополнительная проба, при использовании которой риск аллергической реакции сводится к минимуму. При этом никто не говорит, что мы будем отказываться от манту. Помимо этих методов скоро будет применяться квантифероновый тест. Данная проба, в отличие от остальных, делается вне организма. Берется кровь, запускается в специальный иммуноферментный аппарат, в котором делаются иммунологические пробы, благодаря которым мы узнаем результат.

- В Приморском крае уже используют квантифероновый тест?

- На сегодняшний день эта проба делается только в нашей больнице в стационарных условиях. Дело в том, что мы начали применять данный метод только в прошлом году и, несмотря на то, что она апробирована во всем мире, первое время следует использовать ее под наблюдением. Думаю, что к концу года мы будем широко применять этот метод. Второй причиной, по которой проба делается в стационарных условиях, является необходимость взять у пациента кровь из вены в специальную пробирку и сразу поместить ее в аппарат, то есть эта проба не предполагает возможности хранения крови. У нас применяется специальная методика, при которой кровь берется не у одного человека, а сразу у целой группы. Однако бывают и исключения. К примеру, если к нам приходят родители с ребенком, у которого резкая аллергическая реакция и которому нельзя делать ни манту, ни диагностику, ни диаскитест, мы проводим квантифероновый тест. Он полностью оплачивается государством.

- Есть ли в Приморье районы, которые стабильно являются очагами болезни?

- К сожалению, туберкулез не имеет конкретных очагов, в противном случае бороться с ним было бы гораздо проще. Заболеваемость стабильна во всех районах. В местах, где больше населения, больше социально-низких слоев, где хуже бытовые условия, естественно, всегда выявляется большее число больных. На вспышки туберкулеза практически не влияет территориальный фактор. Однако есть районы,  которые менее подвержены заболеванию. Причиной этому, по моему мнению, служат природные условия, препятствующие распространению туберкулеза, такие как, например, низкая влажность.

- Какую профилактику туберкулеза Вы посоветуете?

- Профилактикой заболевания для людей взрослого поколения и подростков является отсутствие вредных привычек. Я имею в виду курение, а также употребление спиртных и энергетических напитков, которые снижают иммунный статус. Лучшая профилактика – здоровый образ жизни. Туберкулез – это воздушно-капельная инфекция, он относится к разделу бронхолегочных заболеваний. Приморские природные условия - влажный климат и резкие температурные перепады - способствуют развитию подобных заболеваний. Именно поэтому жителям нашего края следует с детства бережно относиться к своему здоровью. Большой процент наших пациентов составляют дети и подростки социально неадаптированных элементов общества. Ни для кого не секрет, что родители таких детей регулярно нарушают здоровый образ жизни, что, в свою очередь, отражается на ребенке.

- Можно ли говорить о том, что туберкулез – болезнь низких слоев общества?

 - Отчасти так и есть. Мы говорим не "низкие слои", а "социально дезадаптированные элементы" населения. К этой части общества относятся те, кто не соблюдает обычные, приемлемые нормы жизни. Однако я согласен с тем, что туберкулез – это социальная болезнь. Бывает такое, что к нам поступают дети, родители которых являются нормальными членами общества с отличным здоровьем. Выясняется, что причиной болезни являются места, в которых общался ребенок. Я думаю, происходит это из-за того, что культурный досуг для детей сейчас доступен в основном обеспеченным слоям общества, подростки остальных семей предоставлены сами себе.

- Происходит ли мутация бактерии? Легче или сложнее стало лечить туберкулез?

- Многие годы туберкулез лечат одними и теми же препаратами, поэтому бактерия начинает к ним привыкать. Если болезнь от взрослого передается ребенку, то появляется лекарственно-устойчивая форма. На сегодняшний день существует ряд новых, очень сильных видов туберкулеза.

- Как выходить из этой ситуации?

- Лечиться, лечиться и еще раз лечиться. Хочу отметить, что упомянутые формы встречаются редко.

 - Существуют ли народные способы лечения, и применяете ли вы их в своей практике?

- Лечение туберкулеза возможно только с помощью медикаментов и хорошего, грамотного питания. Однако, социальная и психологическая реабилитация ребенка, больного туберкулезом, также важна, как и основанная часть лечения. На данный момент у нас работает коллектив музыкантов и художников, которые занимаются с детьми трудотерапией. В планах есть открытие медицинской гончарной. Мы стремимся сделать все, чтобы отвлечь детей от болезни.

- Помогает ли данная методика?

- Да, эффект от нее очень хороший. Раньше дети проводили 6-7 месяцев в санатории и оставались вялыми, у них не было абсолютно никакого стремления выписаться. На сегодняшний день дети уже через 2-3 месяца начинают спрашивать, когда им можно будет ехать домой.

- Сколько месяцев в среднем занимает лечение ребенка?

- Трудно назвать точные сроки, потому что каждый ребенок индивидуален. Девяносто дней - это минимум. Именно столько занимает полный курс, который мы обязаны проводить каждому поступившему к нам ребенку. Далее идет реабилитация и восстановление. Если раньше этот процесс длился около двух лет, то сейчас сроки сократились до 6-7 месяцев. Все зависит от того, как быстро ребенок привыкает к ситуации и отвлекается от болезни. Стоит отметить, что чем младше ребенок, тем быстрее он выходит из этой ситуации. Для подростков реабилитация проходит сложнее.

- В чем заключается проблема?

- Во-первых, это переходный возраст. Треть подростков постоянно пытается покурить тайком от врачей, что в их состоянии категорически запрещено. Однако мы с этим активно боремся, поэтому число подобных случаев постоянно снижается. Во-вторых, это закрытая территория, за которую мы можем их отпускать только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Любому человеку будет сложно долгое время находиться в замкнутом пространстве. Подросткам, которым особенно важна свобода, жить в таком положении особенно трудно. Именно поэтому у нас работают психологи, которые пытаются отвлечь детей от болезни.

- Присутствует ли проблема нехватки кадров?

- К сожалению, на сегодняшний день у нас есть ряд проблем, которые нам трудно решить самостоятельно. Поэтому сегодня я бы хотел обратиться ко всем с просьбой о помощи. Мы нуждаемся в людях, готовых работать воспитателями, учителями и психологами. У нас нет ни возрастного ценза, ни строгих требований, нужно только пройти медкомиссию. Помимо этого, мы были бы благодарны семьям, готовым принести художественную литературу, спортивные мячи и волейбольные сетки, потому что купить все это у нас нет возможности. Поймите, что нам нужно обеспечить всем этим сто двадцать человек, и все они разные, у всех разные характеры, разная энергия. Им нужно, чтобы было много мячей и другого спортивного инвентаря. Проблема есть и с одеждой для детей. Многие ребята поступают к нам только с тем, что на них надето. Естественно, все быстро снашивается и рвется, особенно обувь. Если нам будут приносить одежду, то мы будем очень благодарны.

- Помогают ли вам волонтеры?

- Волонтеров у нас много и они нам очень помогают. Нам активно оказывают поддержку студенты Тихоокеанского медицинского университета, Института экономики и ДВФУ. В этом плане молодежь сейчас очень активна.

- Охотно ли идет молодежь на работу в больницу?

- Медиками – нет.

- Почему? Что не устраивает?

- У каждого свои причины. Недавно, года два назад, к нам пришел доктор. Она закончила ординатуру и была весьма толковой. Буквально через полгода мы поставили ее заведующей. Зарплату старались максимально поднимать, согласно нашим тарифам. Из-за того, что молодого специалиста так быстро поставили на руководящую должность, врачи, имеющие больший стаж, смотрели на меня косо, но через полгода она уволилась. Причиной ее увольнения было отсутствие жилья. Мы, в отличие от ее нынешних работодателей, не могли предоставить ей квартиру. Очень жалко, что она от нас ушла. Из нее бы получился великолепный фтизиатр. И дети ее любили. Если говорить в общем, то мы пытаемся привлечь молодых специалистов постоянно растущей зарплатой и возможностью обучаться в других регионах за счет государства.

- Вернемся к событиям прошлого года, когда в Новосысоевке детям ввели дозы туберкулина. Проблема в отсутствии кадров?

- Здесь проблема не в кадрах. При выполнении данной процедуры присутствовал и педиатр, и медсестра. Значит, кадры были. Говоря прямым текстом, проблема заключалась в человеческом факторе. Не хочу больше ничего говорить по этому поводу, потому что это дело соответствующих органов, которые занимаются данным вопросом. Свою точку зрения я уже высказывал этим людям в медицинском сообществе. Этих детей мы отслеживаем с первого дня с целью исключения возможности возникновения каких-либо осложнений.

- Прошли ли те времена, когда наши тюрьмы и подобные учреждения были рассадником туберкулеза?

- Об этом лучше говорить с теми фтизиатрами, которые занимаются взрослыми пациентами. Я, к счастью, к этому имею мало отношения. По объемам заболеваемости я тоже ничего не могу сказать. По данному вопросу лучше разговаривать со специалистами, которые этим занимаются.

- Что вы посоветуете людям, чтобы они никогда не попали больницу?

-Соблюдайте правила личной гигиены, режим дня и питания, занимайтесь физкультурой. Это единственная профилактическая методика.

-Был ли у вас туберкулез "по долгу службы"?

- Я им не болел, и, надеюсь, никогда не буду. Однако у нас есть профессиональный туберкулез. За 12 лет работы мы столкнулись с тремя подобными случаями. Из трех заболевших – только один был медицинским работником. В детской больнице заразиться туберкулезом практически невозможно, потому что у нас очень строгие меры безопасности. Мы к этому очень серьезно относимся. Проблемы не появляются, если, кончено, наши любимые подростки не нарушают режим и не бегают по территории туда, куда им не нужно.

17063
43
37