Количество инвалидов по зрению в Приморье стремительно растет. Замкнуто, в страшном мире без красок и очертаний ежедневно существуют тысячи жителей Приморья с ограничением жизнедеятельности. О том, как помочь этим людям адаптироваться в современном обществе и найти себя, зачем расширять перечень технических средств реабилитации, о положительных тенденциях и косности, а также, почему инвалидов не надо жалеть, рассказал в интервью студии прямого эфира PrimaMediaLIVE рассказал председатель Приморской краевой организации Всероссийского общества слепых (ВОС) Дмитрий Поташев.
- Дмитрий Вячеславович, в начале июля вы ездили в Архангельск на какой-то специализированный форум. Что это за мероприятие, и могут ли его решения и итоги повлиять на ситуацию в Приморье?
- Это международный юридический инвестиционный форум и в его рамках проводятся заседания Координационного совета при спикере Совета Федерации и Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества. Поскольку мы как раз таким институтом являемся, то я на этом форуме был полноправным и правомочным представителем Приморской краевой организации Всероссийского общества слепых. Безусловно, такие поездки расширяют знания о Приморском крае за его пределами, дают понимание тех задач, которые мы здесь сегодня решаем. Люди, узнав, что я приехал из Владивостока, с большим интересом спрашивают, как мы здесь живем, чем дышим, что такое территория опережающего развития. Поэтому подобные мероприятия всегда – бесценный обмен накопленным опытом. Кстати, буквально накануне форума я получил награду от Федеральной палаты адвокатов России "За заслуги в области защиты прав и свобод граждан" II степени.
- Давайте непосредственно поговорим о правах граждан с ограничением жизнедеятельности. У нас ведется статистика, сколько в Приморье проживает инвалидов по зрению? Их число уменьшается или увеличивается?
- Статистика есть - это до пяти тысяч граждан с нарушениями зрения. К большому сожалению, число их растет. В основном, за счет бытовых травм - все-таки случаев, когда люди получают увечья на производстве, в последние годы стало значительно меньше. Но в целом, вследствие упомянутого мной бытового травматизма, неблагоприятной экологической обстановки, врожденных заболеваний, в Приморье проживает значительное количество людей с ограничением жизнедеятельности по зрению. Печально, но мы фиксируем устойчивую тенденцию роста.
- Что нужно сделать в первую очередь, чтобы решить основные социальные проблемы инвалидов?
- Прежде всего, в Приморье нет единого реабилитационного центра. Для начала пусть это будет центр для инвалидов всех категорий, где они смогли бы проводить свой досуг, заниматься спортом, общаться между собой, развиваться в учебных классах, совершенствоваться в знании ПК, проходить лечение, обучение и реабилитацию у профильных специалистов. Такой центр помог бы кардинально решить проблему их занятости. В Приморье работает специализированное предприятие, открытое Всероссийским обществом слепых, и оно нуждается в молодых специалистах, притоке "новой крови". Реабилитационный центр мог бы готовить для него рабочие кадры. Сейчас средний возраст работающих на предприятии инвалидов достигает 60-ти лет, молодые туда идти не хотят, предпочитая сидеть на госпособии - зачастую зарплата даже до него не дотягивает. Нужно заинтересовать молодежь, предложить ей интересную работу и достойную зарплату.
- Как добиться того, чтобы описанный вами центр заработал?
- Думаю, что в итоге наши общие усилия приведут к его созданию. Простой пример - тротуарная тактильная плитка для слепых. Еще полтора года назад она была утопической идеей. Совершая поездки по миру, я обратил внимание, что в нормальных цивилизованных городах такая брусчатка - в порядке вещей. Я довольно глубоко изучил эту проблему, неоднократно поднимал вопрос на региональном уровне, делал соответствующие заявления. В результате благодаря слаженной работе, в рамках программы "Доступная среда" в 2011-м году мы начали выпускать такую плитку. Мы получили из Москвы разрешение, "пробили" финансирование, оборудование, и дело пошло. Благо, администрация Владивостока нас услышала и откликнулась на проблему. Затем успешный опыт краевого центра перенял и Уссурийск. Во Владивостоке по этому пути пошли поликлиника №4, №8, плитку положили на ул. Русской, на Первой речке, на Столетии. Без ложной скромности скажу - я стоял у истоков этого процесса.
- Как бы вы оценили по 10-бальной шкале положение инвалидов по зрению в Приморском крае с позиций комфортности их нахождения во внешней среде?
- Если честно и объективно, я бы оценил их положение не очень высоко. Но по духу процесса поставил бы высший балл. Я вижу подвижки, вижу, что есть желание изменить окружающее пространство к лучшему. К примеру, меня очень радует, что перечень объектов, подлежащих реконструкции и оснащению техническими средствами, которые необходимы людям с ограничением жизнедеятельности, не является исчерпывающим, он постоянно расширяется. Я вижу, что и в краевой, и в городской администрации есть здоровое желание всем этим заниматься. Конечно, мы не можем сравнивать Владивосток, Уссурийск и Чугуевку, где вся доступная среда оценивается в 28 тысяч рублей. Понятно, что на эти деньги только книжки для инвалидов можно купить. Но пусть хотя бы так, для начала. Если эти программы будут постоянно закладываться и реализовываться при условии ответственности за неисполнение, то позитивный итог будет, вне всякого сомнения. Не скрою, все мои надежды и чаяния связаны со сменой региональной власти - у нас относительно новый губернатор, которому небезразличны судьбы инвалидов. Я ведь с ними уже девять лет работаю, и семь из них мы стучались в глухую стену. А в последние два года пошли объективные позитивные перемены, маховик разгоняется, машина двинулась вперед.
- Помимо единого реабилитационного центра и тактильной плитки, что еще необходимо сделать для улучшения жизни, социальной адаптации и комфортности пребывания инвалидов в обществе?
- Понимаете, даже средний россиянин, который звезд с неба не хватает и предоставлен самому себе, чувствует себя сегодня если не обманутым, то покинутым. Что говорить об инвалидах, которые прекрасно понимают, что они не такие, как все? К счастью, в Приморском крае успешно разрешаются вопросы, связанные с наделением земельными участками различных категорий граждан. Напомню, есть закон от 1995 года "О социальной защите инвалидов", ст. 17 которого наделяет инвалидов и их семьи правом на землю, в том числе для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, дачного строительства. Но сейчас уже 2014-й год, а тот закон как не работал, так и не работает. Сегодня отсутствует механизм его реализации, он регламентарно не прописан, соответственно, противоречит Земельному кодексу. "Мы ничем вам помочь не можем" - привычно отвечают чиновники инвалидам, которые обратились к ним за землей. Но есть положительный пример 2011 года, когда решением депутатов Орехово-Зуевского поселения Московской области была выделена земля инвалиду. Они разработали регламент, утвердили порядок, прописали и приняли механизм. Прецедент есть, и его можно взять за основу для принятия подобных решений в Приморье. По данному вопросу мы неоднократно обращались к региональным чиновникам, в том числе к сенатору от нашего края Татьяне Заболотной. И мы нашли в ее лице поддержку на государственном уровне. Понятно, что такой регламент потребует не одного дня и месяца борьбы, совместных усилий, но, в конечном счете, они выльются в конкретные решения по передаче земельных участков инвалидам. Им, особенно молодым, необходимо создавать семью, рожать детей, строить свое будущее на собственной земле, благо ее в Приморье достаточно.
- А как обстоит дело с техническими средствами реабилитации?
- Это достаточно больной и актуальный вопрос. Вот с человеком случилось несчастье, он получил инвалидность. Соответственно, образ его жизни кардинально изменился, человеку предстоит тяжелый период реабилитации и адаптации к своему новому социальному статусу. Для этого государство разработало определенный перечень технических средств реабилитации. Чего греха таить, было это еще при "царе Горохе" а сегодня и Россия шагнула в мир, и мир шагнул в Россию, идут активные процессы глобализации. Понятно, что в настоящее время инвалидов по зрению не устроит, условно говоря, лупа. Они уже хотят последнее слово техники - электронный прибор, который дает картинку в разных ракурсах и выводит ее на большой экран. Они хотят дорожный компьютер, будильник с синтезатором речи, и пр. Поэтому, конечно, есть смысл вносить все эти вещи если не в федеральный, то хотя бы в краевой перечень технических средств реабилитации. Я не думаю, что это будут какие-то запредельные суммы. Ко всему должен быть дифференцированный подход, ту или иную вещь необходимо давать инвалиду в зависимости от специфики его заболевания, состава семьи, материального положения, места работы. В любом случае, мир не стоит на месте, не имеем права стоять на месте и мы.
- Скажите, а для инвалидов Приморья проводятся какие-то специальные мероприятия, творческие встречи, насколько они вовлечены в общественную событийную жизнь города?
- Спасибо за этот вопрос. Я в первую очередь хочу выразить огромную благодарность краевой администрации и лично губернатору, департаменту внутренней политики, департаменту культуры, благодаря которым стало возможным проведение интегрированного дальневосточного фестиваля для людей с ограниченными возможностями. В его рамках инвалиды, вне зависимости от имеющегося заболевания, смогли приехать во Владивосток из всех краев и областей ДФО, всех их с комфортом разместили в кампусе Дальневосточного федерального университета, там просто великолепная гостиница. Само мероприятие проводилось в театре оперы и балета. Я хочу сказать, что все условия были шикарные. Но все-таки главное - реакция людей, им настолько понравилось, что бурное обсуждение события идет до сих пор, спустя месяц. Это был первый фестиваль подобного рода, надеюсь, администрация продолжит нас поддерживать, и проведение таких мероприятий станет доброй традицией. Люди смогли реализоваться, почувствовать себя нужными, а что может быть важнее для человека, особенно если это инвалид?
- В России инвалидов называют людьми с ограниченными возможностями, за рубежом - людьми с повышенными потребностями. А что вообще происходит с человеком, когда он внезапно становится инвалидом? Насколько тяжело его вывести из этого психологического состояния?
- После трагедии люди теряют жизненные и личностные ориентиры, зачастую им кажется, что весь мир им должен за то, что они пострадали. Я далеко за примером ходить не буду - когда у меня случилась травма, и я стал инвалидом производства, первые годы у меня было именно такое мироощущение. Я постоянно ходил в филармонию и требовал, чтобы мне дали бесплатный билет на Пугачеву (смеется). Сейчас я понимаю, насколько это было неразумное и неправильное поведение. И, прежде всего, чтобы инвалиды снова стали частью социума, почувствовали себя полноценными людьми, их нужно занимать делом. На Руси есть грубоватая, но всегда актуальная поговорка: "Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало...". Поэтому не особенно важно, чем ты будешь занят, главное для инвалидов - быть востребованным. Если ты не можешь работать - иди занимайся танцами, творчеством, спортом. К примеру, довольно много инвалидов нашего общества стали обучаться искусству танго. И тотально слепые люди делают серьезные танцевальные успехи. Если ты нашел в себе силы придти к нам – иди, работай, мы обязательно поможем найти дело. Подойдет любой способ адаптации. Интеграция в общество, в коллектив обязательно даст положительный результат, человек непременно изменится, поменяет отношение к своей проблеме и окружающему миру. Он выкарабкается из депрессии, не будет жить только в себе. И еще - нужно как можно чаще отлучать инвалидов от компьютеров, заменяя их живым общением и реальным делом.
- Актуальна ли проблема библиотеки для слепых?
- Крайне актуальна. Библиотека - всегда центр общения, центр знаний, центр обмена информацией и свежими новостями. Подобные заведения существовали и в царской России, и в советское время. Как начали на Руси появляться избы-читальни, так и всегда была изба-читальня для слепых.
- Книг хватает?
- Да, с литературой проблем нет. Все-таки это государственное учреждение культуры, оно подчиняется администрации Приморского края. Если мы общественная организация, и наш бюджет верстается, из чего бог послал, то библиотека процветает на госфинансировании, с этим все в порядке. Вообще я считаю, что любой человек с физическим ограничением должен иметь равные права и возможности наряду со всеми. И мы все вместе боремся за то, чтобы этот принцип работал в реальной жизни. Люди с ограничением жизнедеятельности пытаются постоянно расширять круг своих возможностей. Самый яркий и наглядный пример - выступления наших паралимпийцев. Эти ребята постоянно доказывают себе и окружающему миру, что их возможности воистину безграничны.
- Как вы считаете, в Приморье можно готовить будущих паралимпийцев? Есть у нас талантливая спортивная молодежь, необходимая техническая база для тренировок?
- Конечно, и можно, и нужно. К сожалению, в силу отдаленности Приморья от центра и длительного периода непонимания наших проблем со стороны местных властей, у нас нет таких спортивных традиций, как в западных отделениях Всероссийского общества слепых. Но опять же, ситуация стала меняться последние два года. В частности, серьезные подвижки наметились в хоккее - появились следж-хоккейные команды из инвалидов. Наверно, пока олимпийского уровня спортсменов у нас нет. К примеру, во Врангеле живет Андрей Фетисов, инвалид I группы по зрению. У него есть свой тренер, и на чемпионатах мира по пауэрлифтингу он занимает высокие призовые места. Я думаю, что с развитием спорта в нашем крае, учитывая тот тон, который задает его развитию нынешняя краевая власть, паралимпийские "птенцы" "проклюнутся" и в Приморье. В любом случае, паралимпийский потенциал у наших ребят есть. Известная поговорка гласит, что ничего невозможного нет, и только уныние говорит о невозможности. Но мы не унываем и верим в свои силы.
- Как, по-вашему, нужно относиться к инвалидам?
- Я убежден, что инвалидов не надо жалеть, им нужно по возможности помогать.
- Что бы вы хотели сказать краевым властям, жителям Приморского края, людям с ограничениями по зрению?
- Всем нам - идти вперед, к добру, правде, взаимопониманию, терпению, справедливости и миру.