Приморские военно-исторические реконструкторы провели вчера, 28 ноября, первые ходовые испытания танка МС-1 в Уссурийске. В цехах уссурийского авторемзавода энтузиасты восстанавливают первенца российского танкопрома. По замыслу техников, уже 9 мая он должен пройти в парадном строю по улицам Владивостока. Листовая броня корпуса и башни взяты от реально существовавших машин. Все остальное приходится восстанавливать буквально по крупицам, рассказал корр. РИА PrimaMedia член клуба "Техника 20-го века в Приморском крае", реконструктор Сергей Поддубный.
Как повела себя машина на испытаниях?
Пока это еще первые испытания. Но танк уже показал себя хорошо. Сейчас мы выявили некоторые дефекты управления, над которыми предстоит еще поработать.
Реконструктор Сергей Поддубный, Фото с места события собственное. Автор фото: Дмитрий Прокопяк, PrimaMedia
Идея родилась еще в 2000 году, когда я служил на танковом заводе в Уссурийске. Хотел сделать экспозицию бронетанковой техники. Одна из задач была - найти корпус танка МС-1 и восстановить его. Корпус и башню мы искали в течение двух лет. В поселке Байкал Приморского края, под Пограничным, обнаружился корпус. А башня к нам попала с погранзаставы Хасанского района.
Чем интересен для вас МС-1?
Танки МС-1 (Т-18) являлись первыми серийными танками Советского Союза. Их было создано около 900 экземпляров. Вообще, первым советским танком считается "Рено-Русский", но он был создан на основе французкого "Рено FT-17". МС-1 полностью производился из деталей отечественного танкопрома.
Какие сложности вы испытываете при воссоздании танка?
Большая проблема с чертежами. Мы запрашивали их на заводе, но технической документации почти не сохранилось. Нам прислали только схемы. Поэтому многое делаем по фотографиям и обрывкам сведений. Да и запчастей в России на этот танк нет. Его сняли с вооружения в 1938 году, и сразу поставили в укрепрайоны на западных и восточных границах СССР. Директива наркомата предписывала двигатели и ходовую часть демонтировать и сдать на переплавку. Алюминий подвергался строгому учету, как стратегический металл.
Сергей Поддубный и Александр Остроцкий возвращают МС-1 к жизни, Фото с места события собственное. Автор фото: Дмитрий Прокопяк, PrimaMedia
Кто помогает вам в работе?
Восстановлением танка занимается военно-патриотический клуб "Техника 20-го века в Приморском крае". Решение реконструировать танк именно в Уссурийске принято в связи с тем, что здесь есть необходимая техническая база, станочное оборудование, кузня, литейный цех и рабочие необходимой квалификации. Большую помощь оказал нам директор ООО "Уссурийский авторемзавод" Анатолий Козицкий, один из организаторов и учредителей нашего клуба. В остальном – это чистый энтузиазм.
Рабочая схема МС-1, Фото с места события собственное. Автор фото: Дмитрий Прокопяк, PrimaMedia Танк МС-1 в цеху, Фото с места события собственное. Автор фото: Дмитрий Прокопяк, PrimaMedia Создание механизмов управления танка, Фото с места события собственное. Автор фото: Дмитрий Прокопяк, PrimaMedia Вид из башни танка, Фото с места события собственное. Автор фото: Дмитрий Прокопяк, PrimaMedia
"Снежное лето" представят в музее имени Арсеньева в Приморье
Уникальный музей "Ворошиловская батарея" во Владивостоке отмечает свое 80-летие
Около 50 человек сошлись в бою-реконструкции Хасанских событий в Приморье