Ремонт улицы Иртышской стартовал во Владивостоке
19:23
Россиянам утвердили выплату удвоенных пенсий – кому одобрили прибавку
19:11
Полиция Владивостока оперативно установила участников конфликта в жилом доме на Русской
19:04
В колонию строгого режима на 7,5 лет отправится приморец за убийство из ревности
18:48
Слава Раков, груз Весов и нервы Рыб: подробный гороскоп на 17 сентября
18:30
Число клиентов "Привилегии" ВТБ достигло 1 млн человек
18:23
Тихоокеанский медицинский конгресс в 21-й раз пройдет в Приморье
18:00
Влюбленные, Звезда, Императрица: безбашенный таро-прогноз любви до 20 сентября
18:00
Экспортные пошлины отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год
17:56
"Расскажем, чем писатели всех нас порадуют во Владивостоке" — ПоЛиТРбюро 2.0
17:55
Овнам армия купюр, Девам карусель роскоши - прогноз на деньги до 20 сентября
17:30
Комфортная и безопасная экоулица: ТОС во Владивостоке за счет гранта установил новые фонари
17:03
Маленький, горячий и надежный: выбираем клеевой пистолет для творчества и ремонта
17:00
Сбежал из дома и жил на ферме: в Приморье разыскали пропавшего подростка
16:56
В порту Посьет провели модернизацию систем аспирации в здании вагоноопрокидывателей
16:56
Экспортные пошлины отодвигают окупаемость инвестпроектов рыбаков минимум на год 17:56
Росреестр: Приморский край лидирует в строительстве жилья на Дальнем Востоке 12:51
Порты Владивосток и Находка работают с превышением прошлогоднего графика 08:40
В Республике Беларусь растет доверие к приморским товарам - Олег Кожемяко 14 сентября, 15:00
"Главное, чтобы международная ТОР в Приморье принесла пользу стране" – Юрий Трутнев 13 сентября, 20:35
Группа "Аэрофлот" перевезла 37,2 млн пассажиров за восемь месяцев 12 сентября, 18:00
Бывший совладелец группы FESCO начинает новый бизнес 12 сентября, 17:57
Wildberries ищет нового подрядчика для стройки крупного склада под Владивостоком 12 сентября, 12:43
ПСБ во Владивостоке выступил стратегическим партнером V съезда лидеров ОПОРЫ РОССИИ 12 сентября, 11:13
В Приморье будут выпускать эндопротезы из титановых сплавов 12 сентября, 08:44
ВАРПЭ и Правительство Магаданской договорились развивать рыбную отрасль региона вместе 11 сентября, 17:08
Сбер поможет ГК "Восток Лидер" внедрить ИИ в производственные процессы 11 сентября, 15:54
"ТСД Развитие" и Дальневосточный Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве 11 сентября, 14:21
"Желаю удачи команде города": Тарас Фищук рассказал о причинах своей отставки 11 сентября, 14:14
Владивосток остался без начальника управления градостроительства и архитектуры 11 сентября, 13:17

Спецзавод №1 во Владивостоке: отходы "с возвратом", "взрывные" ТБО и "мусорная" экономика

Журналисты РИА PrimaMedia своими глазами увидели, где и как закапываются "хвосты" жизнедеятельности жителей "города нашенского" (ФОТО)
2 декабря 2015, 10:00 Общество
Работа кипит РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Работа кипит
Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Комплекс по переработке и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в районе бухты Десантной в пригороде Владивостока – только одна из промплощадок МУПВ "Спецзавод №1" - главного городского предприятия по обращению с бытовым мусором, но при этом - едва ли не самая важная. Именно здесь с 2012 года перерабатывают и захоранивают все бытовые отходы, производимые населением Владивостока. Комплекс, являвшийся на момент строительства одним из самых современных в России, на данный момент не загружен и наполовину, что позволяет рассчитывать на него в условиях роста и развития столицы Приморья. Журналист РИА PrimaMedia Вадим Шкодин и фотокорреспондент агентства Александр Хитров побывали на предприятии с экскурсией, где узнали о том, куда попадают и где остаются "хвосты" жизнедеятельности владивостокцев, какие "сокровища" извлекают из груд мусора сортировщики предприятия, а также какие взрывоопасные "отходы" иногда попадают на конвейерную ленту сортировочного комплекса.

Комплекс по переработке и утилизации ТБО в районе бухты Десантной

Комплекс по переработке и утилизации ТБО в районе бухты Десантной. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Утром на комплексе по переработке и утилизации ТБО на ул. Холмистой,1 царит небывалое оживление. Огромные мусоровозы практически безостановочно доставляют на предприятие отходы городской жизнедеятельности – бытовой мусор, большая часть которого останется здесь навсегда после оплаты его доставщиком по установленному тарифу. Но не весь.

Мусоровозы

Мусоровозы. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Встречающий нас директор предприятия Евгений Ширяев с ходу демонстрирует нам мощности сортировочного цеха комплекса. Они включают в себя две сортировочные линии, из которых в настоящее время работает только одна. Объясняет гендиректор и необходимость столь "щепетильного" отношения к отходам.

- Все, что к нам поступает из ТБО, мы подвергаем сортировке и производим выборку вторичного сырья – всего 8 наименований. Это те отходы, которые впоследствии идут на вторичную переработку: бумага, картон, ПЭТ-бутылка, стекло и стеклобой, полиэтилен, жесть и алюминий. Процент выборки в данный момент составляет от 10 до 13%, а остальное отправляется на захоронение, - рассказывает и показывает Евгений Ширяев.

Сортировочный цех Комплекса по переработке и утилизации ТБО

Сортировочный цех Комплекса по переработке и утилизации ТБО. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Технологический процесс на предприятии совмещает автоматизированный и ручной труд – несортированный мусор движется по конвейерной ленте в цеха, где опытные сортировщики вручную производят выборку вторсырья – каждый свое наименование. Отобранная фракция ловкими движениями сортировщиков отправляется в специальное отверстие, под которым установлен огромный мешок.

Извлеченное вторсырье отправляется в специальное отверстие, под которым подвязан мешок

Извлеченное вторсырье отправляется в специальное отверстие, под которым подвязан мешок. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

- Данный комплекс на момент строительства был наиболее современным в России как раз из-за технологии выборки вторсырья. Потенциал выборки оценивался в 30% от общего объема ТБО. Но на данный момент он не реализует свой потенциал полностью, так как многие наименования вторсырья – ветошь, древесина, пищевые отходы, к сожалению, пока не востребованы на местном рынке, - говорит Евгений Ширяев.

После заполнения тары, собранное вторсырье отправляется на дальнейшую прессовку и упаковку – в зависимости от наименования. Те отходы, что остаются после выборки, отправляются напрямую под пресс, где из них формируются так называемые "хвосты", которые впоследствии обвязываются проволокой и захораниваются на полигоне.

Очередной "хвост"

Очередной "хвост". Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Вес одного стандартного "хвоста" составляет примерно 800-900 кг. Сортированное вторсырье по мере накопления реализуется специализирующимся на его переработке компаниям.

Картон после прессовки и упаковки

Картон после прессовки и упаковки. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

На конвейерную ленту, а следовательно, и сортировку, поступает только бытовой мусор, а другие виды ТБО, например, строительные отходы, отправляются напрямую на полигон. Кстати, за несколько лет работы на конвейере иногда оказывались и не совсем "профильные" отходы.

- Однажды к нам привезли и сдали как мусор более 20 боевых снарядов, которые неизвестно кто выбросил в мусорный контейнер. Пришлось останавливать работу предприятия, вызывать саперов и все это обезвреживать, - рассказывает Евгений Ширяев.

Оставшиеся после выборки отходы отправляются под пресс

Оставшиеся после выборки отходы отправляются под пресс. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Производительность двух линий предприятия – до 400 тонн сортировки и утилизации ТБО в сутки и до 300 тысяч тонн ТБО в год, но на таких объемах завод никогда не работал. В последний же год объемы поступающих на предприятие ТБО серьезно упали – производственная программа комплекса на текущий год установлена на уровне 137 тысяч тонн, но, есть вероятность, что комплекс не доберет и этих объемов. Причем, совсем не потому, что город вдруг стал производить меньше мусора.

- Все дело в том, что многие мусоровывозящие компании, которые раньше возили ТБО к нам, стали возить мусор на полигоны Артема и поселка Мирный – там, где идет захоронение безо всякой сортировки, а, следовательно, – принимают ТБО дешевле, чем мы. Хотя, куда уж дешевле, - сокрушается Евгений Ширяев.

Погрузка вторсырья

Погрузка вторсырья. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Действующий тариф на приемку ТБО – основная головная боль руководства комплекса. В декабре 2013 года тариф установили сразу на четыре года, заложив ежегодную индексацию на тогдашний уровень инфляции – 5%. При этом тариф рассчитывался, исходя из плановой мощности предприятия - 300 тысяч тонн в год, но таких объемов комплекс с тех пор не видел и в помине. К тому же, резко изменившаяся экономическая ситуация в стране в один момент сделала установленный тариф экономически необоснованным и поставила предприятие на грань убыточности. Это уже привело почти к двукратному сокращению персонала предприятия и к долгам по налогам в бюджеты разных уровней.

- Сейчас за один кубометр ТБО мы получаем по 69,31 рубля, тогда как наша производственная программа предполагает, что экономически обоснованная стоимость кубометра мусора должна быть не меньше 143 рублей. Притом, что утилизация и вывоз мусора входит в строку обслуживания жилого фонда, то есть за это платят жильцы домов. Сейчас с квадрата платится около 3,64 рублей, но если повысить тариф для населения, то повышение составит всего 1,5% - 43 копейки с квадрата жилплощади. Для нас бы это стало спасением, - отмечает Евгений Ширяев.

Работник комплекса

Работник комплекса. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

По его словам, в соседнем Хабаровске и вовсе нет никакой сортировки, а тариф — в два раза выше, чем в столице Приморья. Так, если тонна ТБО во Владивостоке принимается по 560 рублей, то в соседнем регионе — по 1,2 тысячи рублей. Если же отходы проходят через одну из мусоросортировочных станций Хабаровска, то стоимость возрастает до 2,4 тысячи рублей за тонну.

Невыгодный тариф и убытки не только не позволяют предприятию развиваться, но и ставят под угрозу его дальнейшее функционирование. Построенный в рамках первой очереди вместе с комплексом полигон для захоронения "хвостов", так называемая "карта", уже практически заполнен, а оставшегося места для захоронения едва ли хватит до осени следующего года. Спасением могла бы стать разработка следующих "карт", однако на это требуются немалые деньги, которых у предприятия нет.

"Хвосты" везут на захоронение

"Хвосты" везут на захоронение. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

- Всего проектом было заложено пять полигонов, но построен был только один. Еще четыре предстоит построить в рамках второй очереди. Изначально финансирование на их строительство было заложено в ФЦП "Развитие Дальнего Востока и Забайкальского региона до 2025 года", но в прошлом году, после секвестра госпрограммы, мы были исключены оттуда. Но без разработки новых "карт" не обойтись – хотя бы один полигон нужно обязательно построить, для этого нужно как минимум 200-250 млн рублей. Весь вопрос в финансировании. Город в рамках софинансирования готов выделить свою часть финансирования, вопрос стоит в готовности краевых властей выделять средства. Ну и, конечно, в тарифе, - говорит Евгений Ширяев.

Над мусорными кучами безостановочно кружат птицы

Над мусорными кучами безостановочно кружат птицы. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Над первой "картой" кружат стаи птиц — необычно крупных чаек и ворон. По словам директора, периодически в поисках пропитания сюда прилетают еще и орланы.

Панорама полигона ТБО в районе бухты Десантной

Панорама полигона ТБО в районе бухты Десантной. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Полигон действительно уже практически заполнен захороненными "хвостами". По словам Ширяева, здесь уже покоится более 900 тысяч кубометров мусора.

Птичий "пир"

Птичий "пир". Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Решению накопившихся проблем предприятия могут помочь недавние изменения федерального законодательства в сфере переработки ТБО. Новый федеральный закон №458 вводит с 1 января 2016 года утилизацию ТБО с обязательной выемкой вторсырья, что сделает "Спецзавод №1" едва ли не единственной промплощадкой в Приморье, где такой процесс уже налажен. Утилизировать мусор на прочих полигонах и свалках будет запрещено.

Упакованное вторсырье

Упакованное вторсырье. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Но даже этот закон не без недостатков, признается директор предприятия.

- Там есть статья о том, что лица которые участвуют в раздельном сборе, перевозке, хранении и утилизации ТБО должны быть предварительно обучены, в том числе, рядовые рабочие — сортировщики. То есть, для того, чтобы быть допущенным к переработке мусора, работник должен пройти 112-часовой обучающий курс. На мой взгляд, это излишне. В этом деле хватает обычного инструктажа, который сортировщики и так проходят при приеме на работу. А законодатель требует именно обучения, которое, к тому же, не из дешевых. Обучение одного работника обойдется работодателю минимум в 4 тысячи рублей, что при штате в более 100 человек, "влетает в копеечку". А, учитывая текучесть кадров на предприятии, большая часть денег может быть просто выкинута на ветер, - говорит Евгений Ширяев.

Работа кипит

Работа кипит. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Несмотря на возникшие проблемы, руководитель "Спецзавода №1" верит, что у предприятия большое будущее, так как его существование жизненно необходимо для снижения нагрузки на экологию города и его окрестностей.

В перспективе, по мнению Ширяева, переработка ТБО во Владивостоке должна стать более глубокой, а, следовательно, более прибыльной. Кроме того, утилизация бытового мусора может стать еще и источником генерации — производства электроэнергии и тепловой энергии.

- Те же "хвосты" могут не захораниваться, а перерабатываться в топливо для мусоросжигательных, плавильных и цементных заводов. Во всем мире уже есть современные высокотехнологичные мусоросжигательные заводы с новыми технологиями очистки газов. Если бы рядом с нашим комплексом построить такой завод, то можно было бы вырабатывать и тепловую, и электрическую энергию, что позволило бы не только обеспечивать ей собственное производство, но и отдавать населению по достаточно низкой цене. На захоронение в этом случае пошли бы только зола и шлак, то есть не более 20% от всего объема мусора. Это, к тому же, существенно снизило бы нагрузку на экологию. Во всем мире охрана окружающей среды поддерживается за счет бюджета, а у нас почему-то считают, что утилизация мусора должна быть самоокупаемой, а в идеале — приносить доход. Но это пока утопия, - заключает Евгений Ширяев.

Упакованное вторсырье складируют неподалеку от комплекса

Упакованное вторсырье складируют неподалеку от комплекса. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров

Справка РИА PrimaMedia: МУПВ "Спецзавод №1" - единственное предприятие Владивостока, осуществляющим комплексную утилизацию твердых бытовых отходов, как от жилищного фонда, так и от предприятий города, а также крупногабаритных, строительных и древесных отходов. Спецзавод объединяет три промышленных площадки: комплекс по переработке и утилизации ТБО на Холмистой,1, мусоросжигательный завод на улице Бородинской, а также комплекс ТБО на острове Русском. Кроме того, у предприятия есть собственная мусоровывозящая компания. Комплекс на Холмистой был построен в 2011 году, первый год его эксплуатировала компания-застройщик "Востокинвестстрой". Муниципалитету комплекс передали в июле 2012 года.

РИА PrimaMedia в ближайшее время планирует продолжить серию материалов, посвященных переработке и утилизации отходов в столице Приморья.  

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Мэрия Владивостока применяет рекомендации "Гринпис" на практике

Межмуниципальные узлы утилизации ТБО актуальны для Приморья – Владимир Новиков

До 400 тонн мусора в сутки принимает "Спецзавод №1" во Владивостоке