Воин Красной Армии на высоте
Фото: РИА Новости

Ни сопки врагу: как приморские пограничники не отдавали японцам высоты Хасана

Почему началось и чем закончилось двухнедельное советско-японское противостояние в 1938 году - в материале РИА PrimaMedia

11 августа 1938 года завершился советско-японский конфликт у озера Хасан. Двухнедельное противостояние между частями Рабоче-крестьянской Красной армии и японскими войсками в один миг прославило небольшое приморское озеро на весь Советский Союз и прописало его в отечественной истории как один из ярчайших примеров доблести и самоотверженности советских солдат. В очередную годовщину окончания Хасанских боев РИА PrimaMedia рассказывает, что не поделили на берегах и сопках Хасана советские и японские солдаты, что этому предшествовало и чем все это закончилось.

"На границе тучи ходят хмуро…"

Эти слова из широко известной советской песни очень достоверно отражают обстановку на южных рубежах Приморья в 30-х годах прошлого века. Уже к марту 1932 года японская армия окончательно оккупировала Маньчжурию, создав на ее территории марионеточное государство Маньчжоу-Го. "Сооруженная" японцами из трех отторгнутых от Китая северных провинций, эта "страна" граничила с Советским Союзом на самом юге Приморья – в районе озера Хасан и реки Туманной. Мирно сосуществовать с новым соседом нашему краю не удалось.

Начиная с 1934 года провокации и перестрелки на этом участке границы стали обычным делом.

Японские военнослужащие многократно углублялись на советскую территорию целыми отрядами, откровенно провоцируя советских пограничников на огневую схватку. Были случаи захвата жителей приграничных селений. Японские офицеры не раз заявляли в ходе таких пограничных инцидентов "Территория васа будет наса". В ходе боевых столкновений с нарушителями государственной границы пограничные заставы несли потери убитыми и ранеными.

Так, 30 января 1936 года две японско-маньчжурские роты пересекли границу СССР, углубились на полтора километра и вступили в бой с советскими пограничниками. Подразделениям погранвойск удалось вытеснить противника, потеряв четыре человека убитыми и нескольких ранеными. Потери нарушителей границы составили около 30 человек убитыми и более двух десятков ранеными.

Патруль советских пограничников в районе озера Хасан

Патруль советских пограничников в районе озера Хасан. Фото: РИА Новости

Тревожно было и в воздухе над советско-маньчжурской границей. Воздушная граница не раз нарушалась японскими одиночными самолетами-разведчиками.

В общей сложности с 1936 года до начала боевых действий у озера Хасан в июле 1938 года японские и маньчжурские силы совершили 231 нарушение границы СССР. В 35 случаях это вылились в крупные боевые столкновения. Из этого количества в период с начала 1938 года до начала боев у озера Хасан было совершено 124 случая нарушения границы по суше и 40 случаев вторжения самолетов в воздушное пространство СССР.

По мнению историков, причины столь наглого поведения японцев кроются в амбициях Страны Восходящего солнца установить свое владычество в Азии. В преддверии начала Второй мировой войны, находящейся в то время у власти в островном государстве "партии войны", необходимо было проверить в деле боевые качества своей армии. Сделать это предполагалось в стычке с одним из самых сильных противников в регионе, которым являлся Советский Союз.

Японские пулемётчики в боях у озера Хасан

Японские пулемётчики в боях у озера Хасан. Фото: РИА Новости

Японские выходки на границе были также своеобразным ответом на дипломатическую и политическую поддержку, которую советское правительство оказывало Китаю, стремясь не допустить его полной оккупации милитаристами.

Напряжение нарастает

В марте 1938 года в Японии принимается закон о всеобщей мобилизации, тогда же разрабатывается план войны с СССР, предусматривавший вторжение в Приморье сил 18 японских дивизий Квантунской армии.

В Маньчжурии, как грибы после дождя, растут военные казармы и городки, способные принять и разместить до 1,5 млн солдат. Три четверти из них построены вблизи советских границ.

Не сидели сложа руки и в Приморье.

Беря во внимание сложную военно-политическую обстановку, складывающуюся на Дальнем Востоке, 28-31 мая 1938 года состоялось заседание Главного военного совета Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). На нем был заслушан доклад командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной армией (ОКДВА) маршала Василия Блюхера о состоянии боеготовности войск армии. Итогами Совета стало преобразование с 1 июля ОКДВА в Дальневосточный фронт (ДКФ). Решением Комитета обороны в июне-июле численность дальневосточных войск была увеличена почти на 102 тысячи человек.

Командующим фронтом назначается Блюхер.

Командующий Дальневосточным фронтом РККА маршал Василий Блюхер

Командующий Дальневосточным фронтом РККА маршал Василий Блюхер. Фото: РИА Новости

Под его руководством ведется укрепление обороноспособности дальневосточных окраин. Из дальневосточной авиации создается 2-я Воздушная армия, строятся и оборудуются 120 оборонительных районов на наиболее угрожаемых направлениях.

К июлю 1938 года напряженность на границе Приморья с Маньчжоу-Го достигает своего апогея. Любое неосторожное движение с той или иной стороны может стать искрой будущего большого военного пожара. Ждать долго не пришлось.

Сопки раздора

В начале июля советские наблюдатели-пограничники выявили выдвижение японских и маньчжурских подразделений на позиции напротив сопки Заозерной. Японцы рыли траншеи, ходы сообщений, готовили позиции для артиллерии, подвели телефонную линию.

В ответ командование 59-го Посьетского пограничного отряда принимает решение установить на Заозерной пост пограничников. Через несколько дней аналогичный пост появился и на Безымянной. Пограничники основательно закрепились на позициях: вырыли окопы, установили проволочное заграждение. Эти посты сыграют немалую роль в будущих событиях.

15 июля 1938 года поверенный в делах Японии в СССР Харухико Ниси явился в Наркоминдел СССР и потребовал вывода советских пограничников с высот Заозерной и Безымянной. Советские дипломаты предъявили японскому представителю Хунчуньское соглашение России с Китаем от 1886 года. Протокол и приложенная к нему карта, неопровержимо свидетельствовали о том, что озеро Хасан и примыкающие к нему с запада высоты находятся на советской территории. Не согласившись с полученным ответом, японский представитель ретировался.

По странному стечению обстоятельств случилось так, что именно в этот же день, 15 июля, на сопке Заозерной уже прозвучал первый выстрел.

Выстрелом из винтовки был убит японский жандарм Сякуни Мацусима. Расследование трагического инцидента было незамедлительно проведено обеими сторонами. Естественно, результаты расследований оказались кардинально противоположными.

Как определило советское расследование, труп японского жандарма-нарушителя лежал на территории Советского Союза в трех метрах от линии государственной границы. Японская же комиссия утверждала прямо противоположное: убийство произошло на территории Маньчжоу-Го и, стало быть, явилось "вооруженной провокацией русских военных".

20 июля японский посол в Москве Мамору Сигэмицу повторил наркому иностранных дел Максиму Литвинову притязания на высоты. Советская сторона снова ответила решительным отказом.

В конце беседы с Литвиновым Сигэмицу заявил, что если сопка Заозерная не будет добровольна передана Маньчжоу-Го, то японская императорская армия применит силу. Эти слова посланника из Токио прозвучали как прямая, ничем не прикрытая угроза одного государства другому, своему соседу.

Если господин Сигэмицу считает веским аргументом запугивание с позиции силы, перед которым отдельные государства действительно пасуют, то я должен напомнить ему, что он не найдет успешного применения в Москве,

— ответил на это глава советской дипломатии.

Народный комиссар иностранных дел СССР Максим Максимович Литвинов

Народный комиссар иностранных дел СССР Максим Максимович Литвинов. Фото: РИА Новости

22 июля кабинет министров Страны Восходящего солнца утвердил план ликвидации пограничного инцидента у озера Хасан силами императорской армии.

А 24 июля приказ привести в боевую готовность 118-й, 119-й стрелковые полки и 121-й кавалерийский полк 40-й стрелковой дивизии РККА отдал Военный совет Дальневосточного фронта.

Напряжение достигло предела. Начались локальные провокации со стороны японских войск. 25 июля в районе погранзнака № 7 советский пограничный отряд подвергся ружейно-пулеметному обстрелу, 26 июля японская рота захватила пограничную высоту Чертова Гора.

Двухнедельная война

Ранним утром 29 июля 1938 года японская рота, под прикрытием тумана нарушив государственную границу СССР, с криками “банзай” атаковала высоту Безымянную. Накануне ночью на эту высоту прибыл наряд 11 пограничников во главе с помощником начальника заставы "Пакшикори" лейтенантом Алексеем Махалиным. Несмотря на огромное численное превосходство японцев (отряд насчитывал до 150 человек), лейтенант Махалин, доложив в штаб об атаке японцев, принял решение удерживать позиции.

Правильно организованная оборона позволила отважным пограничникам отразить первый натиск агрессоров. Бой был ожесточенным, не раз он переходил в рукопашные схватки. На помощь подоспела тревожная группа с заставы. Но сил, чтобы удержать сопку, было недостаточно.

В этом первом бою погибли пять пограничников, включая самого лейтенанта Махалина.

Японцы, потеряв около 40 человек убитыми, все же закрепились на вершине.

Советские стрелки во время боёв у озера Хасан

Советские стрелки во время боёв у озера Хасан. Фото: РИА Новости

Однако подошедшая на помощь рота 119-го стрелкового полка, усиленная танковым взводом, уже к вечеру 29 июля вернула себе контроль над Безымянной.

30 июля японцы предприняли новую атаку на спорные сопки, введя в бой артиллерию. Однако благодаря тому, что в район были переброшены новые подразделения Красной армии, позиции удалось удержать.

Хасанский конфликт разгорался все сильнее. В воздухе запахло большой войной.

Полномасштабные бои с использованием артиллерии, танков и авиации в последующие дни шли с переменным успехом. К местам боев стягивались регулярные части с обеих сторон. Применение танков на болотах было затруднительным, применение авиации получилось ограниченным. Дрались, в основном, пехотинцы.

Для выдворения японцев с советской территории был выделен усиленный 39-й корпус в составе 40-й стрелковой дивизии имени С.Орджоникидзе, 32-й Саратовской стрелковой дивизии и 2-й механизированной бригады. Из-за удаленности и почти полного отсутствия дорог выдвижение войск к границе проходило медленно. Обстановку усложнили непрерывные ливневые дожди.

Утром 31 июля японцы открыли артиллерийский огонь и силами двух пехотных полков перешли в наступление. Используя численное превосходство, они снова захватили важные в тактическом отношении высоты Заозерную и Безымянную. Японские войска укрепляли захваченные высоты, строили окопы, проволочные заграждения, подтягивали артиллерию и резервы. Их пулеметы и снайперы держали под огнем все подступы к высотам и оба перешейка. Дальнейшая задержка с наступлением позволила бы противнику еще более укрепиться, и борьба против него была бы сопряжена с большими жертвами.

Артиллеристы 39-го корпусного артполка в районе озера Хасан

Артиллеристы 39-го корпусного артполка в районе озера Хасан. Фото: РИА Новости

2 августа в Посьет прибыл командующий фронтом маршал Василий Блюхер. В тот же день 40-я стрелковая дивизия перешла в наступление. Главный удар на высоту Безымянная наносили с севера 119-й и 120-й стрелковые полки, с юга наступал 118-й стрелковый полк. Однако попытки выбить противника с сопок силами лишь 40-й дивизии успеха не имели.

Такое положение дел очень не нравилось Москве, что привело к отстранению Блюхера от командования уже на следующий день.

Общее руководство операцией у озера Хасан перешло к комкору Григорию Штерну. К 4 августа советские войска наконец-то были сгруппированы для контратаки.

К этому времени японцы предприняли первую попытку начать переговоры. Японский посол встретился с наркомом иностранных дел СССР Литвиновым и заявил о намерении разрешить конфликт "мирным путем". Япония предлагала советской стороне переговоры об изменениях границы, а также желала добиться оставления на ряде участков советской территории японских войск. Предложение было отвергнуто. Советское правительство твердо заявило, что прекращение военных действий возможно лишь при условии восстановления положения, существовавшего до 29 июля. Японцы ответили на это отказом.

6 августа 1938 года после артподготовки и массированной бомбардировки японских позиций советские части снова перешли в наступление. 32-я стрелковая дивизия и танковый батальон 2-й механизированной бригады наступали с севера на сопку Безымянную, а 40-я стрелковая дивизия, усиленная разведывательным батальоном и танками, наступала с юго-востока на сопку Заозёрную.

Советские пулемётчики в районе озера Хасан

Советские пулемётчики в районе озера Хасан. Фото: РИА Новости

8 августа подразделения 40-й дивизии, несмотря на отчаянное сопротивление японцев, овладели Заозёрной, На следующий день части 32-й стрелковой дивизии взяли сопку Безымянная. Противник был отброшен с территории СССР, государственную границу подразделения РККА не переходили.

10 августа состоялась очередная встреча японского посла Сигэмицу с представителями советского правительства. Конфликтующие стороны договорились прекратить огонь и восстановить статус-кво на границе СССР с Маньчжоу-Го. Стороны пришли к соглашению о том, что линия границы останется на прежнем месте, поскольку других соглашений о её прохождении, кроме договора 1886 года, нет.

В половине второго часа дня 11 августа боевые действия на берегах озера Хасан стихли. Стороны заключили перемирие. 12-13 августа состоялись встречи советских и японских представителей, на которых уточнялась диспозиция войск и проводился обмен телами павших.

Красноармейцы фотографируются по окочании Хасанских боёв

Красноармейцы фотографируются по окочании Хасанских боёв. Фото: РИА Новости

Безвозвратные потери Красной Армии, по данным исследования "Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил", составили 960 человек, санитарные потери исчислялись в 2752 человека ранеными и 527 заболевшими. Из боевой техники советские войска безвозвратно потеряли 5 танков, 1 орудие и 4 самолёта (ещё 29 самолётов получили повреждения). Японские потери, согласно японским же данным, составили 526 человек погибшими и 914 ранеными, также имеются данные об уничтожении 3 зенитных установок и 1 бронепоезда японцев. В последние годы различными исследователями озвучивались уточненные сведения о количестве жертв: 1012 человек убитыми , не менее 100 — умерших от ран, 95 пропавших без вести со стороны СССР. Останки убитых красноармейцев на Хасане находят до сих пор.

Герои и жертвы

Советское правительство высоко оценило мужество и воинскую доблесть участников боев на озере Хасан. 26 военнослужащих удостоились высокого звания Героя Советского Союза. Свыше пяти тысяч командиров, красноармейцев и пограничников удостоились орденов Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды, медалей "За отвагу" и "За боевые Заслуги". За проявленное мужество и отвагу своих бойцов "главные действующие лица" Хасанских событий 40-я стрелковая дивизия была награждена орденом Ленина, а 32-я стрелковая дивизия — орденом Красного Знамени.

1 / 11

Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об увековечении памяти героев Хасана" от 5 июня 1939 года был учрежден знак "Участнику Хасанских боев", которым были награждены 3481 человек. Этим же Указом приграничный Посьетский район Приморского края был переименован в Хасанский. О боях на берегах Хасана было написано множество песен, газеты сообщали о подвигах героев-хасанцев. Прославлялись подвиги героев из числа солдат и офицеров не самых высших должностей. Так, широко известны имена Героев Советского союза лейтенанта Алексея Махалина и политрука Ивана Пожарского. В честь первого названа улица во Владивостоке и родное село в Пензенской области, в честь второго — разъезд, село и район в Приморье.

В честь героев Хасана в разных районах и городах СССР были названы улицы и поставлены памятники. Самый известный из них — 11-метровый монумент "Героям Хасана" — располагается неподалеку от мест сражений на сопке Крестовая в Краскино.

11-метровый памятник "Героям Хасана" на сопке Крестовой в Краскино

11-метровый памятник "Героям Хасана" на сопке Крестовой в Краскино. Фото: РИА PrimaMedia

А вот для высшего командования боев у Хасана та военная операция закончилась трагически.

Маршал Блюхер вначале будет отстранен от командования войсками Краснознаменного Дальневосточного фронта, а после и вовсе вызван в Москву на "разбор полетов". В столице его обвинят в "нежелании и неумении воевать на озере Хасан" и в "дезорганизации фронтового управления".

...После разоблачения и изъятия из армии изменников и шпионов т. Блюхер не сумел или не захотел по-настоящему реализовать очищение фронта от врагов народа. Под флагом особой бдительности он оставлял вопреки указаниям Главного военного совета и наркома незамещенными сотни должностей командиров и начальников частей и соединений, лишая таким образом войсковые, части руководителей, оставляя штабы без работников, не способными к выполнению своих задач. Такое положение т. Блюхер объяснял отсутствием людей (что не отвечает правде) и тем самым культивировал огульное недоверие ко всем командно-начальствующим кадрам КДВ фронта...,

— говорилось в секретном приказе №0040 наркома обороны СССР Ворошилова.

В октябре 1938 года Блюхера арестуют органы НКВД, а уже 9 ноября он умрет в Лефортовской тюрьме. Героя Гражданской войны реабилитируют только в 1956 году.

Комкору Штерну, принявшему командование Дальневосточным фронтом после отставки Блюхера, удалось пережить репрессии 30-х, однако через два с половиной года прославленного в печати героя хасанских боев все же расстреляют в бериевских застенках как врага народа.

Комкор Дальневосточного фронта Григорий Штерн

Комкор Дальневосточного фронта Григорий Штерн. Фото: РИА Новости

Поражение в боях у озера Хасан пошатнуло авторитет японской армии. Военщина, в руках которой фактически находилась власть в стране, не могла допустить такого развития событий. Эхо последних выстрелов хасанского столкновения еще не успело затихнуть в маньчжурских сопках, а Токио уже готовил планы нового нападения на СССР у монгольской реки Халкин-Гол в 1939 году. Значительно более масштабный конфликт закончится сокрушительным поражением японских милитаристов.

1 / 10

Материал подготовлен в рамках проекта "Важная Дата" на РИА PrimaMedia.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Блицкриг по-советски. Маньчжурия: разбить японскую армию за 25 дней

Разгром милитаристской Японии: через пески Гоби, горы Хингана и равнины Маньчжурии

Боевое крещение Владивостока: 6 марта 1904 года город обстреляла японская эскадра