Виктор Галкин уже 14 лет возглавляет Приморский краевой драматический театр молодежи. Однако в ходе очередного выбора художественных руководителей театров Владивостока, экспертной совет развел руками и не смог определиться с выбором из трех кандидатов, предложенных на этот пост. Причиной тому стало недовольство работой Галкина департаментом культуры и прокурорской проверкой. Свое мнение в ходе сложившейся ситуации в эфире PrimaMediaLIVE и было предложено выразить художественному руководителю театра Молодежи Виктору Галкину, чтобы прояснить ряд вопросов.
- Виктор Дукавович, ситуация сейчас очень неоднозначная и скандальная с театром Молодежи, а именно с выбором худрука. Масла в огонь подлила и прокурорская проверка, выявившая нарушения при сдаче помещений театра в аренду. Вам и вице-губернатору Ирине Васильковой вынесено представление. Как можете прокомментировать такой ход событий?
- Конфликтная ситуация не назрела, я подготовил как и все концепцию, анализ работы за год и свое резюме. За 14 лет руководства и той ситуации, в которой мы находимся с 1999 года, каждый, в том числе и бюджетный комитет законодательного собрания, знает, что нас не балуют финансами. Деньги, что мы зарабатываем вне бюджета, мы тратим на то, чтобы поддерживать здание и что-то ремонтировать. У театра два учредителя – комитет по имуществу, которому принадлежит само здание, и департамент культуры края. Есть два учредителя, театр и руководитель, который руководил 14 лет, а два года назад, что-то стало не так.
Я не буду пытаться оправдываться, я не буду никого очернять и оговаривать. Честно скажу - мне дорог театр и дороги те люди, с которыми я проработал с 1986 года. Я в этот театр пришел как актер, затем был заместителем директора по хозяйственной части, потом был директором, пять лет возглавлял должность заместителя начальника управления по культуре края. И вернулся в театр как художественный руководитель, и при всех администрациях с работой справлялся. Последние три года мы работаем в автономном режиме, а то здание, которое сейчас есть, я не получил новым или отремонтированным. Требовать от меня, что я плохой хозяйственник, я с этим могу не поспорить, а сесть и разобраться по финансированию и проговорить ту политику, которая ведется по отношению к театру.
Она такова, что есть госзадание. Это моя основная задача, чтобы я выполнил это с коллективом, дабы у нас была субсидия на следующий год. И мы ее выполняем несмотря на то, что зрительный зал долгое время ремонтировался, целый сезон пришлось провести на колесах, несмотря на то, что сгорели декорации. Это произошло не по нашей вине, а был поджог. И ситуацией занимаются следственные органы. Мне никто ни разу не задал вопрос, а как мы живем и чем нам помочь.
Дважды подавал документы, отмечая, что у нас на 70% износилось штанкетное хозяйство, а это основное, что есть на сцене. Сумма ремонта более 3 млн рублей, и есть заключение экспертов, что эксплуатировать его интенсивно крайне нежелательно. А на это пока никто не реагирует.
- Как вы оцениваете две кандидатуры, которые были также выдвинуты в качестве претендентов на должность худрука?
- Я люблю амбициозных людей, для меня это нормально, что тот же Сергей Руденок выдвинул себя в качестве художественного руководителя, потому что статус в театре у него – заведующий литературной частью. И, наверное, я единственный, кто дал ему возможность в этом городе поставить больше всех, чтобы он как режиссер себя проявил. Я не давал ему запретов, чтобы он не ставил в Хабаровске или Уссурийске, в театре Флота. Как руководитель, если руководить - это только ставить спектакли. Сергей, на мой взгляд, не справился бы, потому что здесь нужно не только быть математиком. Я не сам один готовил концепцию, был проведен анализ работы театра за три года в тех условиях, что мы работали, сделан анализ и маркетинг по спектаклям, какой из них является лидером проката.
- И какой же?
- Скажем, за 2012 год, это были "Цветик-семицветик", "Василиса Прекрасная, "Бродяга Джим". Я тоже захожу в Интернет и читаю на "Фейсбуке" те помарки, что идут в мой адрес, что я - человек замшелый, загубивший театр.
- А как вы оцениваете Светлану Чепиногу, не как коммерческого директора, а как художественного руководителя?
- Светлану я, во-первых, мало знаю. Когда я был замначальника управления по культуре, она работала в краевом центре народной культуры, помогла в режиссуре массовых действ… это "Дни мира на Тихом океане" и другие народные праздники. Если ли опыт хозяйствования, я не слышал, как и о наличии опыта постановок спектаклей.
- Кто тогда такой художественный руководитель вообще?
- Что касается устава театра – это единоначальник, который определяет политику театра, в том числе репертуарную, и соблюдает уставные требования.
- Насколько вы согласны или готовы принять вариант - сделать Светлану Чепиногу генеральным директором с правом подписи, а вас оставить в должности руководителя художественной части. Вам будет комфортно работать в таком тандеме?
- Сразу скажу, что это будет некомфортная работа. На эту тему неоднократного говорили: по всей России идет отторжение директорских театров. Очень редко, но такое есть, когда гендиректор понимает, что такое театр. В концепции было прописано, что во втором квартале этого года нужен пересмотр штатного расписания и введении штатной единицы - директора по привлечению, продвижению и коммерции.
- Какой должен быть срок у худрука, чтобы себя проявить? Руководитель одного из питерских театров заявил, что одного года вполне достаточно, чтобы себя показать, начать преобразования…
- Это утопия. Срок дается на какой-то почве... когда есть определенная материально-техническая база, то давайте любой срок. Дайте мне театр на фундаменте со всем оборудованием, чтобы я знал, что я за год вытяну все. А, когда мы запланировали гастроли и ломается транспорт, то вынуждены тратить бешеные деньги на автобус, потому что должны обслуживать людей. Года мало, на мой взгляд. Пять лет - это срок, за который можно спросить с любого человека.
- Театры зачастую возглавляют бессмертные руководители десятки лет. Вы считаете это правильно, что люди не меняются на этом посту так долго? Как это вообще может идти на пользу?
- Я думаю, что это нормальная практика, но если ты не вывел театр на определенный этап, это другой разговор. Тогда давайте критерии, по которым можно оценивать. Если экспертный совет смотрел концепции, почему я их не устроил? Если даже кто-то и голосовал за меня, почему возникла проблема, что я не справляюсь с хозяйственными делами.
- Это был главный аргумент…
- Я хочу знать почему, но знаю, что мне не ответят четко. Хотелось бы пригласить директора департамента культуры, вице-губернатора… людей, которые непосредственно отвечают за театр, как учредители. Если у меня есть все и я не выполняю план, тогда спрашивайте по полной. А если у меня нет этого, и они это знают? Я вам честно скажу, субсидия, выданная на этот год, 30 млн рублей. Это заработная плата всех работников театра, отчисление, налоги, платежи по ЖКХ. Я не хочу дразнить гусей, но когда читаю в Интернете статью о том, что 30 млн дают на открытие Приморского театра оперы и балета на неделю, а у нас эта сумма на весь год для такого коллектива. Давайте соизмерять силы.
- Какого решения вы ожидаете от департамента культуры в итоге?
- Я не знаю, я попросил коллектив никого не оскорблять в этой ситуации, быть выше тех людей, которые пуляют обидные комментарии, в том числе и для тех, кто в этом театре работает. Я попросил быть корректными друг к другу, не выяснять отношения.
Если ситуация будет такой, что предложат Светлану Чепиногу первым лицом, то я буду идти до конца. Я не могу ни от кого добиться конкретного ответа – почему человек, который не прошел и не был утвержден руководителем, будет директором. У многих людей возникает вопрос, кто такая Светлана Чепинога, почему она так дорога департаменту культуры…
- Если не получится, какие тогда возможны варианты?
- Я даже не буду озвучивать эти варианты. Я все-таки хочу попробовать понять, насколько нашему краю нужен наш театр и коллектив, который там работает, и насколько моим коллегам, работающим в крае, дороги коллеги, которые попали в такую ситуацию.
- Когда будет известно решение краевой администрации?
- Мне уже привезли приказ, что 2 апреля у меня закончился договор с губернатором. Это нормальная юридическая практика. Но решение должно быть в ближайшие дни.
- Не складывается ощущение, что департамент культуры относится к вам предвзято?
- Ну, судя по всему, что происходит, складывается. Хотя у меня с Анной Алеко был разговор, я пришел понять, будем ли работать дальше, рассказал планы. Мне было заявлено – пишите концепцию, подавайте ее. И все – мы разошлись. Ходить просто так в департамент незачем, мне приходят письма, которые я отрабатываю и отвечаю. А Анна Николаевна была у нас два раза за год, на премьере "Капитанской дочки" и по вопросу самодеятельного коллектива. Я готов к диалогу, что ответить по любым вопросам, и коллектив тоже.