15 апреля 2015, 13:00 — 14:00Владивосток, PrimaMedia

Обеспечить Приморье квалифицированной рабочей силой поможет "Карта труда" - Антон Любавин

Руководитель проекта уверен, оператор трудовой мобильности в России сможет решить кадровый вопрос в Приморье, где сегодня пустуют порядка 40 тыс рабочих мест

Привлечь в Приморье специалистов со всех уголков страны намерен амбициозный проект "Карта труда", уже принесший первые результаты своей работы в центральной части страны. В связи с нынешним повышенным вниманием государства к Дальнему Востоку важным направлением политики в сфере занятости населения стало привлечение квалифицированных кадров в Территории опережающего развития. Обеспечить Приморье новой рабочей силой взялась российская компания "Карта труда", которая является единственным поставщиком комплекса решений в сфере кадровой мобильности в Российской Федерации. Она специализируется в области информирования населения о свободных вакансиях на предприятиях страны, обеспечения трансферта к месту работы в выбранном регионе и консультативно-правовой помощи. А вот насколько Приморье готово принимать приезжих специалистов из других регионов страны, в эфире PrimaМediaLIVE рассказал генеральный директор проекта "Карта труда" Антон Любавин.

- Антон, расскажите, что представляет из себя проект "Карта труда"?

- Это инструментарий. Есть различные варианты поиска людей и привлечения их в другие регионы. Это, например, интернет-порталы и кадровые агентства. Правда, все рассчитано на тех, кто пользуется Интернетом, то есть на более активную часть населения. Мы же говорим про кадровую мобильность – это все-таки рабочий класс. Некоторые из них не пользуются интернетом. Наш инструментарий состоит, прежде всего, из информационной части, которая находится в терминалах в любых удобных точках в виде многофункциональных центров на базе "Почты России".

Соискатели любого возраста и любого уровня познаний Интернета могут найти информацию о том, куда можно переехать из своего региона в другой на заработки. То есть это рассчитано в основном на большие стройки или крупные проекты, такие, как ТОРы на Дальнем Востоке.

Человек уже мотивирован. Он приходит и смотрит, его не нужно уговаривать. Следующая часть – показать, что же из себя представляет регион. Можно посмотреть не только специальность, но и узнать о самой инфраструктуре в регионе, куда ты переезжаешь, есть ли там жилье или социальные доплаты, подходящий ли там климат, хороший ли там вуз, если речь идет о переезде семьи – то есть обо всех структурах, которые будут дополнять мотивацию к переезду. Следующий момент – мы занимаемся перевозкой.

- То есть вы являетесь неким гарантом того, что человек переедет в место с нормальной инфраструктурой и нормальной зарплатой?

- Мы, скорее, – оператор. Есть тур-оператор, а есть оператор для работы. Тебе подобрали тур, ты можешь поехать сюда, а можешь – туда. Мы не приукрашиваем, а предлагаем те условия, которые есть на самом деле.

- На какую квалификацию работников рассчитана данная услуга? Где ей можно воспользоваться в настоящее время?

- Проект "Карта труда" работает два года. Сначала мы занимались гражданским населением страны, а затем – беженцами. Когда в прошлом году в Ростовской, Белгородской и Воронежской областях скопилось около миллиона жителей Украины, там назревал социальный взрыв. В тот момент мы свою сеть переориентировали на них. Информационные терминалы стояли в центре занятости, в пунктах временного размещения и на почте. Сейчас мы переориентируемся, и терминалы будут распределяться преимущественно по населенным пунктам Центрального федерального округа и по моногородам. Потому что для кого это рассчитано? По сути это рабочий класс, который и сосредоточен, по большому счету, только в Центральном федеральном округе. Мы подстраиваем терминалы и решения под тот регион, из которого и выбираем специалиста.

Например, в Рязанской области развито машиностроение, много фрезеровщиков и токарей. И там сохранились эти кадры. То есть мы знаем, что если Дальнему Востоку нужен рабочий класс по этим специализациям, то это явно Рязань.

Не надо брать из Калуги, где сейчас в основном автопром, там просто их нет.

- Если говорить об Интернете, то есть сайты по поиску работы. В чем состоит конкурентное преимущество вашего проекта перед сайтами по поиску работы?

- Доступность. Это доступность для людей, которые могут дойти до любого места вроде "Почты России" и посмотреть в МФЦ информацию. Ему не нужно обладать особыми знаниями о том, как открыть браузер и так далее. У нас разработан специальный интерфейс, нужно нажать несколько команд. Человек, который подошел к терминалу и открыл информацию, уже мотивирован уехать в другой регион на работу. Он не будет просто, любопытства ради, тыкать команды.

Предприятия Приморского края в данный момент нуждаются в 40 тыс рабочих рук. На Интернет-порталах далеко не везде есть информация о вакансиях на крупных стройках, где тебе будет гарантировано рабочее место и соблюдение всех твоих прав по трудовому кодексу.

Согласно нашему проекту человек получает штамп и его точно не кинут.

- Многие мотивированы переехать в другой регион и там найти себе работу? На мой взгляд, дальневосточники – это люди, привыкшие вести оседлый образ жизни.

- Тренд меняется, и здесь надо учитывать много факторов, например, кредиты и долги, которые надо погашать, а для этого нужно зарабатывать деньги. Не всегда есть та работа, которая позволила бы их закрыть внутри своего региона. Есть те, кто работает на заводах. Госзаказ отработали, а дальше тишина. У нас теперь нет планов на 10 лет, и человек понимает, что дальше работы не будет. Значит, пора переезжать. Экономика диктует так. Если хочешь зарабатывать деньги – переезжай. Да, многих держит недвижимость, семья или собственная нерешительность. Сейчас с охотой переезжают слишком молодые и люди предпенсионного возраста. Молодежь стремится ближе к центру.

А люди постарше ищут более интересную работу, для них огромное значение имеет процесс самореализации. Ездили и будут ездить. Это реалии нового рынка.

- А дальневосточники согласно этой программе могут отправиться на запад? Или в данный момент проект нацелен только на то, чтобы привезти специалистов сюда? И второй из этого вопрос вытекает: за последние 15 лет Приморский край лишился почти 20% населения. Как мотивировать людей ехать в край с такой унылой демографической ситуацией?

- Я изучал тему рождаемости, смертности, разводов. Цифры действительно колоссальные.

- Сейчас и рождаемость-то пошла в рост, но, в то же время, растет и смертность. И как привлечь сюда людей на ПМЖ? Только лишь заработной платой?

- Это, конечно, основной фактор, но также и доступным жильем. Сейчас правительством разработана программа сертификатов в размере 300 тыс рублей. Есть же еще моногорода, где обстановка не лучше, чем в Приморье. И там есть рабочие руки, которые могли бы жить и трудиться здесь, в Приморье. А удержать народ здесь помогут хорошие ТОРы. Нужно, чтобы правительство занималось инвестиционными проектами, приводило сюда хороших игроков, которые бы развивали технологическое производство и уже здесь создавало те Resource-центры, которые бы позволяли привлекать людей сюда, и чтобы местные выпускники вузов оставались и понимали перспективы жизни здесь. Почему отсюда уезжают? Потому что понимают, что здесь в перспективе дорастут максимум до мастера. А здесь большая стройка, большие возможности, и при таких условиях он сможет стать начальником.

- Как тогда можно оценивать надежность и ответственность компаний, которые будут привлекать людей в регион? И как обеспечить защиту работника, который приедет сюда?

- Регулировать можно по примеру Калужской области. Компания обязана соблюдать Трудовой кодекс, права и обязанности в виде как раз-таки постройки и предоставления жилья работникам. Еще должна быть гарантирована социальная инфраструктура: детские сады, школы и прочее. Контроль всего этого – уже задача местных властей. Власть должна сотрудничать с бизнесом и привлекать работников.

- По-вашему, власть в регионах готова заниматься приезжими?

- Они готовятся к этому. Не знаю, если честно. Последние события на космодроме "Восточный" показывают не самую лучшую репутацию и контроль. Пока разрабатывается дорожная карта по мониторингу.

Необходимо взаимодействие власти и бизнеса, чтобы разработать совместную маркетинговую стратегию привлечения людей. Должен быть один общий фронт, чтобы люди в регионах знали: Дальний Восток – это край хороших возможностей.

- Каков итог пилотной реализации проекта? В чем заключаются его слабые стороны?

- Самая большая загвоздка – это временной интервал. Банально не буду говорить про маленькую зарплату и другие стандартные вещи. Это перевозка и временной интервал. У многих работодателей нет определенной схемы по оперативной работе с приезжими. Выходит так, что от момента, когда работник прошел собеседование и уже собрал вещи, до момента, когда он приехал к работодателю, проходит месяц-полтора, и его кандидатура уже оказывается ненужной. Что он делает? В большинстве случаев он соглашается на работу, где заработок заведомо ниже. Либо он вынужден зарабатывать на билет обратно. Временной фактор расстояний очень важен. То есть по факту должно быть так: человек согласился и буквально через три дня он оказывается на месте. Другая проблема – многим тяжело решиться на переезд. Ведь нужно найти контейнер для вещей, оформить все бумажки, перевести счета, даже кредиты перевести все в другое место, чтобы там оплачивать, и, конечно, продавать недвижимость. Эта бюрократическая и организационно-логистическая часть крайне сложная. Пока это самый узкий момент из тех, которые можно решать. Дальше - момент информирования. Нужно понимать, в какое место ты едешь жить, есть ли там хорошие врачи и детский садик, далеко ли ваша квартира будет от центра города, где дети будут учиться. Ведь они могут учиться уехать обратно сюда, но квартира-то уже продана.

У нас, кстати, есть IT-проекты, которые собирают информацию о регионах из всех источников. Например, когда вы вбиваете "Владивосток", там отражается все: от стоимости мяса и молока до рождаемости и разводов.

Даже уровень довольствия власти. Кстати, во Владивостоке он очень низкий. Репутация региона чрезвычайно важна с точки зрения привлечения кадровых ресурсов.

- А сейчас репутация есть хоть какая-то?

- Есть. ТОРы.

- Но это будет, скорее, понятно, уже к концу года.

- Да. Если говорить про космодром "Восточный", то есть понимание того, что там можно построить карьеру. Люди должны понимать, что едут строить карьеру.

- А вы не боитесь, что сейчас последние квалифицированные кадры возьмут и поедут в центральную часть, где лучше с инфраструктурой и так далее?

- А их там ждут? Насчет центральной России тоже все относительно. В Брянской области на машиностроительном заводе большие сокращения и работа по половине рабочего дня 4 раза в неделю. Сейчас большие заказы имеет оборонка. Хорошо идет и металлургия на экспорт. Жители Дальнего Востока сейчас не настолько готовы к переездам. Они не так часто ездят, как у нас, в центральной федеральной части.

- Минвостокразвития предлагает создать агентство по управлению человеческим капиталом, которое обеспечит кадрами не менее 90% создаваемых рабочих мест в ТОРах. По-вашему, оно будет востребовано? Ведь это трудозатратная работа - наладить эту систему по сопровождению человека из одного региона в другой.

- Конечно. Я думаю, что это имеет смысл быть. Кто-то должен мониторить, чтобы соблюдались все договоренности между властями, бизнесом и работником. Кто-то должен создавать маркетинговую стратегию города, чтобы сюда приезжали люди.

- Стоит ли нам ожидать большого притока квалифицированных кадров? Или посмотрим, как себя проявят ТОРы?

- Это вопрос минимум года. Создать такую волну очень затратно - экономика не та. Решение должно быть дешевым. Это какая-то плавная нарастающая. Думаю, первые понимания мы увидим минимум через год-полтора.

188Власть 22Здоровье 193Культура и искусство 1ЛиТР 77МЕДИАСАММИТ 124Образование и наука 56Разное 34СМИ 95Спорт 27Стиль жизни 26Экология 309Экономика и бизнес