«Терминал Астафьева»
в Приморье:

специализация через модернизацию и выгодная экология

Проект экологически чистого терминала сыпучих грузов, реализуемый ГК «Аква-Ресурсы», демонстрирует инновационные подходы в угольной логистике Дальнего Востока
"Терминал Астафьева" - динамично развивающееся, молодое предприятие, в котором делают ставку не только на развитие производства, но и на сохранение деловых и исторических традиций. Именно поэтому компания названа в честь Якова Астафьева, штурмана корабля Военно-Морского Флота Российской империи "Америка". Экипаж корвета "Америка" навсегда вошел в историю: после того, как 18 июня 1859 года открыл для русских людей бухту Находка, на берегах которой сейчас расположился одноименный город-порт.

Местные жители гордятся, что Находка появилась на картах в июне 1859 года, за год до основания поста Владивосток. В 1859 году был также открыт и нанесен на карты Мыс Астафьева - восточный мыс на входе в бухту Находка. Именно здесь, на Мысе Астафьева, в незамерзающей бухте, на перекрестке транспортных маршрутов, соединяющих Россию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, работает интермодальный "Терминал Астафьева".
Угольный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона становится важным приоритетом в деятельности российских угледобывающих компаний. В связи с этим возрастает необходимость эффективного развития логистического комплекса Дальнего Востока и Приморья. Только инновационные подходы позволят России закрепиться на рынках АТР. Примером такого подхода может служить проект экологически чистого терминала сыпучих грузов, реализуемый Группой компаний «Аква-Ресурсы» на мысе Астафьева в Находкинском городском округе Приморского края. Об особенностях проекта корр. РИА PrimaMedia рассказал президент Группы компаний «Аква-Ресурсы» Руслан Кондратов.
Президент Группы компаний «Аква-Ресурсы» Руслан Кондратов
- Руслан Викторович, если можно, вопрос, связанный с предстоящим Первым Восточным экономическим форумом, который пройдет 3-5 сентября во Владивостоке. Уже известно, что на форуме дальневосточные регионы России, включая Приморье, будут представлять свои крупные инвестиционные проекты. Многие из них связаны с логистикой. Случайно ли это?

Александр Куликов
Корр. РИА PrimaMedia
- Нет, конечно. Среди так называемых «системообразующих» отраслей, составляющих основу экономики Дальнего Востока в целом и Приморского края в частности (таких, как добыча полезных ископаемых и рыболовство), логистика, конечно, играет не последнюю роль. Именно эффективное развитие логистического комплекса Дальнего Востока позволит России закрепиться на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. На это же направлен и подписанный 14 июля президентом России Владимиром Путиным Федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Без сомнения, сегодня Дальний Восток становится территорией возможностей. И как раз те решения, которые принимает руководство нашей страны, должны обеспечить условия для интенсивного роста экономики региона.
- Группа компаний «Аква-Ресурсы» собирается провести презентацию проекта «Терминала Астафьева», чья деятельность связана с перевалкой угля. Почему выбор пал именно на этот проект, ведь кроме него ваша группа компаний реализует и другие, не менее важные для экономики Приморья?
- Дело в том, что одна из важных статей экспорта, которая в ближайшие годы будет активно развиваться в регионе – это угольная логистика. Стратегия развития угольной отрасли России наряду с ростом добычи к 2030 году предусматривает смену экспортных ориентиров. На первое место выходит рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. За последние пять лет экспорт российского угля в этом направлении вырос в два раза. В связи с этим портовые мощности России предстоит увеличить с 91 млн тонн до 155 млн тонн, основная часть этой работы придется именно на Дальний Восток.

Именно эффективное развитие логистического комплекса Дальнего Востока позволит России закрепиться на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. На это же направлен и подписанный 14 июля президентом России Владимиром Путиным Федеральный закон «О свободном порте Владивосток».

"Мне всегда интересны идеи приморских компаний. Это связано с тем, что, в силу местной локализации, они имеют особый потенциал формирования макроэкономических эффектов именно на территории края. Думаю, если идея угольного терминала закрытого типа Группой компаний «Аква-Ресурсы» будет реализована эффективно, то это будет хорошим примером, который покажет возможность эффективной экологически безупречной перевалки угля. Это также покажет технологический и экологический потенциал местных компаний и их глубокое понимание особенностей работы с углем в условиях Приморского края".

Михаил Холоша
Начальник отдела развития транспорта ДНИИМФ
- А российский уголь сейчас ждут на рынках Азии?
- Сейчас, действительно, основную долю экспорта занимает австралийский и индонезийский уголь, активно выходят на рынок ЮАР и Колумбия. Однако на рынки Азии нельзя смотреть в краткосрочной перспективе, необходим серьезный стратегический подход. Потребность в качественном российском угле есть, однако главный сдерживающий фактор – высокая стоимость доставки. Только при больших объемах отгрузок российский уголь может быть конкурентоспособен на азиатском рынке.

Между тем, на сегодняшний момент все свободные мощности в портах Приморья, способные переваливать уголь, уже заняты.

На первое место выходит рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. За последние пять лет экспорт российского угля в этом направлении вырос в два раза.

- Какой выход вам видится?
- Конечно, можно создавать новые угольные терминалы за пределами существующих портов, однако это влечет за собой серьезные затраты на подведение всей необходимой инфраструктуры. Мы видим выход в капитальной модернизации существующих мощностей в портах региона.

Примером такого подхода как раз и может быть проект, который реализует Группа компаний «Аква-Ресурсы» в городе Находка – строительство экологически чистого терминала сыпучих грузов на Мысе Астафьева.

"Терминал Астафьева" является одним из ключевых инвестиционных проектов для Находки. Важно, что собственники компании "Терминал Астафьева" изначально поставили перед собой высокую экологическую планку: терминал по перевалке угля будет закрытым, что значительно снизит загрязнение окружающей среды".

Олег Колядин
Глава администрации Находкинского городского округа
- То есть вы намерены модернизировать уже имеющиеся на мысе Астафьева портовые мощности, превратив их в современный, инновационный терминал, специализирующийся на угольной перевалке? Что именно будет сделано?
- Проект модернизации «Терминала Астафьева» предусматривает, помимо значительных инфраструктурных улучшений, комплексное «закрытие» всего процесса хранения и перевалки угля.
- Вы собираетесь создать экологически чистый угольный терминал закрытого типа?
- Да, и в нашем понимании, экологически чистый угольный терминал – это не просто хранение угля в герметичных элеваторных хранилищах. Это еще и закрытая конвейерная линия, которая исключит образование пыли из-за перегрузки штабелей угля грейферами. Это и современные системы пылеподавления – защитная сетка по периметру терминала, генерация водяного пара в летний период и снега в зимний. В условиях российской зимы многие из этих технологий будут применены впервые – для этого мы обратились к разработчикам из стран, имеющих морские порты со схожим климатом, – например, из Канады.

Основные сложности при реализации данного проекта заключатся в том, что в настоящее время в нашей стране закрытые технологии перевалки угля и руды практически не применяются. Соответственно, отсутствует опыт проектирования и строительства закрытых терминалов. На всем постсоветском пространстве закрытый терминал есть только в Прибалтике, в литовском порту Вентспилс. Но есть лучший опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона, который мы и будем применять при реализации проекта модернизации «Терминала Астафьева».
"В условиях, когда мировые цены на энергоресурсы (нефть, уголь) значительно "просели", угольным трейдерам в Приморье необходимо интенсивно снижать издержки производства, повышать производительность, предлагать клиентам высококачественный продукт. Отдельный пункт – необходимость уменьшения транспортных расходов, также важный фактор – время доставки по железной дороге и перегрузки. Железная дорога на Дальнем Востоке и в Приморье сейчас перегружена, потому что, по сути, есть только одна рабочая ветка".

Виктор Белкин
Приморский экономист и эксперт, доктор экономических наук
- Сегодня в России много спорят о том, что выгодней, открытые или закрытые угольные терминалы. И сторонников открытого способа на сегодняшний день больше…
- Мне кажется, дело в том, что у специалистов, занятых открытым хранением и перегрузкой угля, имеется ряд заблуждений относительно закрытых терминалов.
Так, считается, что открытые технологии перегрузки угля дешевле и что это, с учетом снижающихся мировых цен на данный вид энергоносителей, становится важным фактором. Безусловно, проектирование и строительство закрытых терминалов требует значительных затрат. Однако у экологически чистых закрытых терминалов есть ряд конкурентных преимуществ, помимо безопасности для окружающей среды.

Основные сложности при реализации проекта терминала заключаются в том, что в настоящее время в нашей стране закрытые технологии перевалки угля и руды практически не применяются. Соответственно, отсутствует опыт проектирования и строительства закрытых терминалов.

- И в чем заключаются конкурентные преимущества проекта «Терминал Астафьева»?
- Во-первых, за счет применения современных технологий на «Терминале Астафьева» будет повышаться качество конечного продукта. Надо сказать, что для потребителей в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно в Японии, качество угля имеет решающее значение при выборе не только компании-поставщика, но и порта для перевалки. А мы собираемся не просто переваливать уголь, а готовить его соответствующим образом, исходя из конкретных потребностей заказчика. К тому же, помимо качества угля, закрытый терминал дает клиентам и более высокую скорость погрузки.

Второе преимущество закрытого перегрузочного комплекса заключается в том, что площадь его территории может быть в два-три раза меньше, чем площадь открытого, а производственные мощности – превышать аналогичный открытый комплекс. Соответствующим образом уменьшаются затраты на коммуникации и инфраструктуру.

И это не голословное утверждение. В настоящий момент мы ведем переговоры о сотрудничестве с компанией, строившей закрытые хранилища для угля в Южной Корее, Германии, Финляндии и других странах. Так вот, их опыт также подтверждает – при строительстве, к примеру, одной башни диаметров 44 метра и высотой 27 метров в нее помещается 40 тысяч кубометров угля. В то время как для открытого хранения такого же объема угля требуется площадка 120х50 метров.
«Сейчас ВТБ финансирует инвестиционный проект по модернизации интермодального «Терминала Астафьева», реализация которого позволит многократно нарастить экспортные поставки угля в страны АТР. Создание современной портовой инфраструктуры в Приморье усиливает позиции российских экспортеров на ключевом азиатском направлении. Мы продолжим работу по инфраструктурным и инвестиционным проектам в регионе, используя наш успешный опыт участия в проектах государственно-частного партнерства - строительство «Западного скоростного диаметра», реконструкция аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге, строительство автомобильного моста через реку Кама в районе города Камбарка».

Максим Костин
Руководитель дирекции банка ВТБ по Приморскому краю

Мы собираемся не просто переваливать уголь, а готовить его соответствующим образом, исходя из конкретных потребностей заказчика. К тому же, помимо качества угля, закрытый терминал дает клиентам и более высокую скорость погрузки.

Мы планируем построить пять закрытых хранилищ под разные типы угля, в каждом из которых сможет храниться до 100 тысяч кубометров угля. Сыпучий груз будет поступать по телескопическому желобу в винтовой транспортер, где два винтовых конвейера создают воронкообразный поток. Такая схема значительно увеличивает скорость погрузки на суда, что становится еще одним конкурентным преимуществом. Хранилища могут быть как надземными, так и подземным – такая технология реализована в Хельсинки.

Еще одно важное преимущество терминала, который мы создаем на мысе Астафьева, то, что при использовании закрытых технологий значительно дешевле очистные сооружения, меньше число пересыпных станций. И, наконец, при таком способе значительно ниже энергопотребление, то есть снижаются не только капитальные, но и эксплуатационные расходы.

Кстати, в качестве примера сравнения открытых и закрытых угольных терминалов я хотел бы привести результаты исследования, проводившегося Дальневосточным научно-исследовательским, проектно-изыскательским и конструкторско-технологическим институтом морского флота ДНИИМФ. Специалисты сравнили удельные капитальные затраты двух проектов модернизации угольных терминалов - закрытого в Вентспилсе (Литва) и открытого в порту Ванино (Хабаровский край) из расчета на 1 тонну угля. Получилось, что увеличение мощности до 10 млн тонн закрытого терминала обошлось в 17,8 долларов за тонну, а увеличение мощности открытого терминала до схожих показателей – в 26,6 долларов за тонну.
Немаловажно, что на базе «Терминала Астафьева» мы планируем создать универсальный комплекс обработки сыпучих грузов. Благодаря этому, в случае изменения конъюнктуры рынка, терминал может быть переориентирован на хранение любых других сыпучих грузов – руда, зерно и другие.

Конечно, можно возразить, что все перечисленные преимущества закрытых специализированных терминалов – результат сугубо теоретических изысканий, так как в России подобных прецедентов нет. Но ведь кому-то надо начинать. И на практике доказать, что экономическое и промышленное развитие региона может идти рука об руку с заботой об экологии и сохранении уникального природного потенциала Дальнего Востока. Именно в этом я и вижу миссию проекта «Терминал Астафьева», который реализуется группой компаний «Аква-Ресурсы» в Находке. Уверен, наш проект станет позитивным образцом государственно-частного партнерства и нашему примеру последуют другие компании Дальнего Востока.

Немаловажно, что на базе «Терминала Астафьева» мы планируем создать универсальный комплекс обработки сыпучих грузов. Благодаря этому, в случае изменения конъюнктуры рынка, терминал может быть переориентирован на хранение любых других сыпучих грузов – руда, зерно и другие.

"Реализация проекта по модернизации "Терминала Астафьева" положительно скажется на социально-экономической ситуации в Находке. Во-первых, новый терминал даст высокооплачиваемые рабочие места жителям города. Во-вторых, увеличится налоговая составляющая, а на эти деньги город сможет, в том числе, отремонтировать школы, облагородить парки и открыть новые группы в детских садах.
Модернизация терминала увеличит количество судозаходов в порт Находку, а от этого выиграет не только Находка, но и Россия в целом, поскольку больший объем средств будет направлен в федеральный бюджет в качестве налогов".

Борис Гладких
Первый заместитель главы администрации Находкинского городского округа Олега Колядина

Стоит отметить

Проект модернизации "Терминала Астафьева" Группы компаний "Аква Ресурсы"вошел в ТОП-15 самых интересных проектов в Приморье, презентация которых ожидается на Восточном экономическом форуме во Владивостоке с 3 по 5 сентября.

Проект предусматривает ряд решений, основанных в том числе и на разработанных в России технологиях, которые не только исключат контакт сыпучих грузов с атмосферой, но и позволят предприятию самостоятельно создавать партии угля заданных покупателем параметров. Такой подход, отмечают эксперты, безусловно положительно скажется на объеме прибавочной стоимости, создаваемой терминалом.

Проектом запланировано создание интермодального морского терминала по перевалке сыпучих грузов закрытого типа мощностью 6 млн тонн в год. В ходе реализации проекта планируется создать 560 новых рабочих мест. Ведутся работы по модернизации железнодорожной инфраструктуры.

Комплексное решение на предприятии будет достигнуто после установки конвейерной линии закрытого типа, которая уже приобретена и находится на территории предприятия. А окончательным этапом модернизации "Терминала Астафьева" станет строительство закрытых цилиндрических хранилищ. Помимо экологической безопасности, такое хранение угля позволяет значительно повысить производительность предприятия на малой площади.

При этом Группа компаний "Аква-Ресурсы" направляет около 3 млрд рублей частных инвестиций на модернизацию железнодорожной инфраструктуры станции Мыс Астафьева в Находке, а также – на углубление подходного канала в бухте Находка.

© 2015 Все права защищены
PrimaMedia.ru

Made on
Tilda