Качество услуг ЖКХ - поможет ли жителям лицензирование управляющих компаний?

  • 8—15 декабря 2014
  • Завершена и добавляются ответы

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #26. 11 декабря, 09:01
    Вот спрашивается за чем?Сейчас вообще не понятно к кому обращаться.Управляющая компания не может быть обслуживающей.Вот бред так бред.только еще больше неразберихи стало,а денег как не было так и нет.так не пора ли вернуть как было.есть муп.он и управляет и обслуживает.и знаешь к кому обратиться,где найти помощь.а то приходится решать все самой,но увы денег мне за это не платят,а работу выполняю за всех
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Я поняла Вашу мысль; работа в "домовом комитете" -хлопотна, и бесплатна, а управляющие компании не подлежат контролю со стороны органов власти; воздействовать на них может орган жилищного надзора - ГЖИ, и вышестоящие надзорные структуры.
      В принципе, своеобразный возврат предлагал в прошлом году осуществить Глава г.Владивостока, Игорь Пушкарев, через создание единой муниципальной управляющей компании. Но это - очень сложный и долгосрочный проект.
      В чем выход - пользоваться инструментами ЖК РФ и требовать с управляющих компаний отчетов по движению средств на лицевом счете Вашего дома, требовать действий по оформлению придомовой территории, требовать составления электронного тех.паспорта дома и в общем - надлежащего исполнения обязательств перед жильцами дома. Или УК это исполняет, или - уступает место тем, кто будет работать эффективнее. Именно так стоит вопрос сейчас, в рамках лицензирования управляющих компаний.
  • #25. 11 декабря, 06:42
    Неужели Вы не знаете, что функции обслуживания жилфонда осуществляли МУПы, ГуПы до 2005 года. А в 2000 году Госстрой действительно вводил лицензирование? Интересны Вы эксперт? Тогда не смогли выработать единые требования и через год отменили эти "эксперименты". Андрей Вопсев
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Уважаемый Андрей! Не ясно, что именно Вы хотели спросить, потому, вместо ответа - комментарий: Службы единого заказчика регистрировались в организационно-правовой форме МУП; соответственно, в силу такой формы, подлежали контролю со стороны администраций городов и районов. Вам понятно то, что я сейчас сказала? Дальше: в 2000г. вводилось лицензирование, но не Госстроем, а Правительством РФ. Так, Постановлением 326 от 11.04.2000г. определялись федеральные органы власти (исполнительной власти) и лицензируемые ими виды деятельности. Для Госстроя Правительство тогда определило 11 видов, в числе которых - эксплуатация инженерной инфраструктуры и систем водоснабжения - отведения. К деятельности МУП "Служба единого заказчика" это лицензирование отношения не имело, к УК - тем более. Проводить аналогии с лицензированием ОКК 2000г. и лицензированием УК 2014г. - крайне не корректно, это - разные процессы.
  • #24. 11 декабря, 05:15
    Уважаемая Марина Дмитриевна!
    Скажите, пожалуйста, перед лицензированием будет проводится аудиторская или прокурорская проверка претендента на получение лицензии на оказание услуг в сфере ЖКХ, или будут те же воры но с лицензией?
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день!
      Сам перечень документов, которые УК обязаны предоставить для лицензирования, защищает от таких неблагонадежных субъектов: наличие зафиксированных преступлений в сфере экономики, преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений закрывает возможность получить лицензию.
  • #23. 11 декабря, 04:38
    Марина Дмитриевна добрый день. Обращается к Вам с вопросом Ваш коллега по образованию Иван Алексеевич. 10 лет я оплачивал услуги по отоплению по счетчику, он установлен согласно проекта, опломбирован на что имеется акт, подвергается поверке в положенные сроки на что имеются документы. И вот с начала отопительного сезона 2014 года мне выставляет квитанцию управляющая компания Мажордом ДВ по неизвестным мне тарифам за квадратный метр и без учета показания квартирного счетчика. Усно сослались на постановление правительства 344, якобы мол не во всех квартирах дома установлены счетчики тепла. Дом оснащен коллективным счетчиком. Он также подвергался поверке в 2014 году. Правы ли они ? И существует ли в таком случае конкретная методика расчетов ? [email protected]
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Уважаемый Иван Алексеевич! Управляющая компания -однозначно не права, мягко говоря. Ваш объем потребления: показатель прибора учета плюс ОДН, без вариантов и "альтернативных расчетов" УК "Мажордом ДВ". Что касается "неизвестных" тарифов - утверждая их, департамент по тарифам Приморского края, размещает соответствующее Постановление на сайте Администрации края, можно ознакомиться с их величины, но! В Вашем индивидуальным договоре с управляющей компанией обязан быть пункт, в котором оговорена периодичность индексации тарифа Департаментом и указан срок Вашего извещения о вступивших в силу изменениях.
      К сожалению, много таких случаев, когда, в рамках прямого договора с ОАО "ДГК", управляющие компании очень вольно трактуют особенности расчетов платежей с жильцов.
  • #22. 11 декабря, 00:45
    Добрый день! Правда ли, что уборка снега в радиусе 50 м от дома - обязанность УК? Если да, или же этого нет - то что мне делать? А дождь и лужи? Кто должен менять лампочку в подъезде на этаже - я и соседи или УК? А если в моем подъезде радиатор отопления пошел пятнами то ли ржавчины, то ли плесени? Разве это не попадает под понятие "Содержание и ремонт многоквартирного дома"?
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день! Безусловно, очистка придомовой территории от снега и льда - обязанность УК. То же самое относится к лампочкам, радиаторам и к большому перечню других работ по содержанию дома, которые обязана выполнять УК.
      Возникает парадокс: законодатель, в целях защиты наших интересов, предусмотрел максимальный перечень работ и услуг по обслуживанию имущества наших домов; и одновременно это заставляет нас изучать "Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", "Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", "Правила содержания общего имущества в доме и изменения размера платы при получении услуг и ненадлежащего качества": - объемные документы и они должны быть, на мой взгляд, настольной книгой в каждой семье.
      Что делать: прежде всего, если услуга не оказана, или оказана низкого качества - требовать с УК снижения платы, но при этом - надо составить акт о нарушении и написать заявление на имя руководителя УК. Впрочем, Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 допускается устное обращение, но письменное - надежнее. В течение 2 дней с даты получения, УК информирует Вас о регистрационном номере обращения и своих дальнейших действиях.
      Ну, а если нарушения продолжатся, то следующим шагом жильцов может стать обращение в ГЖИ, потом - в надзорный орган и в суд. Наличие "административки" у имеющей лицензию УК - чревато серьезными последствиями в рамках нового изменения ЖК РФ.
  • #21. 11 декабря, 00:27
    Уважаемая Марина Дмитриевна! Посмотрел на вас, почитал ваши ответы. Думаю, для красивой женщины вы слишком умны. Без шуток. Что не понятно: реализуете проект по Жкх во вгуэсе только, никто про это не знает, сейчас по Жкх много вопросов есть и будет. Кроме электронки вашей почему не сделать выделеную линию на наших СМИ? С людьми надо разговаривать. Это мой вопрос к вам.
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день!
      Согласна с Вами - с людьми надо работать и мы готовы реализовать некий публичный проект в формате "открытого диалога" по любым острым темам жизни: не только ЖКХ, но еще здравоохранение, образование, безопасность жизни и т.д. Если эта инициатива будет поддержана Администрацией края и найдет резонанс в среде СМИ, - будем работать.
  • #20. 10 декабря, 10:35
    Здравствуйте! Если будет принято решение отзыва у УК лицензии,то кто будет обслуживать дом и на основании каких документов? Если собственников УК устраивает и даже без лицензии,то как выглядит процедура замены УК? Если на сегодняшний день у УК есть доказанные массовые финансовые нарушения,то такая УК при подаче необходимых документов все равно получит лицензию? Куда дополнительно можно обращаться кроме Жил.инспекции-к ним бестолку!? По чему гос.органы слабо наказывают УК даже за грубейшие нарушения жил.законодательства,хотя Закон это позволяет!?
    С Уважение, Примаченко Станислав. 89644394142
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день, Станислав!
      Если встречаются такие позитивные примеры как довольство жильцом дома своей УК, то с большой уверенностью можно ожидать выдачу ей лицензии.
      И наоборот, согласно ст. 193 Жилищного Кодекса РФ, наличие у руководителя УК неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления - недопуск до лицензирования вообще. Если лицензия УК будет отозвана (аннулирована), то компания продолжит оказывать услуги по обслуживанию дома до момента передачи этой обязанности новой УК, которую жильцы дома должны выбрать на общем собрании, или - до момента регистрации нового ТСЖ, ЖК, другой структуры.
      По поводу работы ГЖИ - надо четко понять, не накручивая себя, почему Инспекция не смогла помочь - скорее всего, эта помощь выходила за пределы полномочий (с перечнем полномочий ознакомьтесь в Положении о ГЖИ, размещенном на сайте Администрации Приморского края). В таком случае надо обращаться в вышестоящий надзорный орган - Прокуратуру, и отдельно – готовить исковое заявление в суд.
  • #19. 10 декабря, 09:32
    Здравствуйте! Имеет ли право "Примтеплоэнерго" взимать плату за ОДН по горячей воде, если установлена номерная заглушка на подаче горячей воды в квартиру? Ответьте пожалуйста по адресу - [email protected]
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Здравствуйте! Обязательно ответим.
  • #18. 10 декабря, 03:29
    Здравствуйте, Марина Дмитриевна! Прочитал в одном из ваших ответов о том, что ТОСы хорошо развиты в Артеме. А конкретно какой-нибудь ТОС назвать можете? Чей опыт может быть полезен другим. Спасибо.
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день!
      Тот факт, что в настоящий момент в Артеме действуют порядка 20 ТОСов, на мой взгляд, говорит об удачном опыте их организации, который можно позаимствовать. Так, интересен опыт ТОС "Артемовский", "ГРЕМ", "Заводской" (контакты председателей указаны на сайте администрации Артемовского ГО).
      Кроме этого, можно посмотреть опыт Новосибирска, Волгоградской области, Казани (республики Татарстан, в целом) - полезной информации много.
  • #17. 10 декабря, 10:50
    Вы скажите-какие полномочия у Лицензионной комиссии и чем она заниматься будет? Есть мнение, что туда могут и простые гражДане записаться? -К.ЛОБАНОВ (член Правления ТСЖ" Русская душа")
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Уважаемый г-н Лобанов!
      В общих чертах, Лицензионная комиссия Приморского края принимает квалификационный экзамен, решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче; комиссия имеет право контролировать деятельность УК и обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Подробно, деятельность Лицензионной комиссии определена в Постановлении Администрации Приморского края от 08 октября 2014 года № 410-па, размещенном сайте Государственной жилищной инспекции Приморского края.
      Состав Комиссии утвержден, в том числе структурно, т.е. определено количество членов Комиссии со стороны СРО или общественных объединений, органов исполнительной власти ПК, ЗАКСобрания ПК, Совета глав муниципальных образований, Общественной палаты ПК и Общественного экспертного совета по качеству услуг жилищно-коммунального хозяйства. Членом Лицензионной комиссии может стать физическое лицо-представитель указанных структур по факту выбытия действующего члена комиссии, и по рекомендации своего руководителя.
  • #16. 10 декабря, 10:48
    Уважаемая заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права М.Д. Кузьменко. Какие проблемы в жилищно-коммунальной сфере можно назвать системными?
    Виктор, ( г. Владивосток).
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Уважаемый Виктор! Судя по вопросу, Вы занимаетесь исследованием состояния данного рынка:)?
      Будем рады поработать с Вами в формате личного коучинга.
  • #15. 10 декабря, 10:30
    Марина Дмитриевна, боюсь, что обижу Вас этими вопросами. И все же ... В ответе Марченко О., Шпагиной В. и Кызласова Г. Вы полностью демонстрируете не понимание процессов управления в ЖКХ? Вы хотя бы день работали в системе ЖКХ? Как "кабинетный" работник может судить о практикоприменении? Кстати, не управляющие компании не смогут подготовиться к лицензированию, а сам Лицензирующий орган. Это же очевидно.Обидно, что в бедное наше ЖКХ опять идут "менеджеры", "ученные-доценты с кандидатами". В нынешнем ЖКХ этих кадров с избытком, а вот работать не кому. Одни теории! Не нормы надо анализировать, а руководствоваться практикой и опытом (только эмпирический опыт!!!). Правы те, кто говорят, что эксперимент с лицензированием - есть не умный эксперимент . Очевидно, что до 1 мая всех "пролицензировать" не успеют. Элементарно в бюджете Приморского края эти деньги "забыли заложить". Ваш идеализм обескураживае. Все хорошо, чинно и благородно!!! Увы, Вы не правы. -))))) Ковалев
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Уважаемый г-н Ковалев!
      Ваша позиция не может меня обижать в профессиональном плане: Вы, как и все мои собеседники, имеете право на свое мнение. И замечательно, что есть такие профессионалы как Вы, кто способен распространять свой эмпирический опыт на благо развития сферы ЖКХ; будем рады сотрудничать с Вами в рамках Экспертного сообщества по ЖКХ при ВГУЭС.
      И все же, считаю важным указать на безусловное уважение закона. Несмотря на свои эмоции и личный опыт, мы обязаны следовать только букве закона; она нас ограничивает, она же дает нам и возможности, при грамотном использовании. Всегда правильнее не концентрироваться на обидах, а эффективно применять нормы закона, в том числе, с учетом его практикоприменения, приобретенного теоретическим путем, и (или) эмпирическим. И так же, правильно испрашивать ответственность с себя, не перекладывая ее на властные структуры (как я упоминала ранее, есть руководители УК, которые с сентября даже не подали заявление к сдаче квалификационного экзамена, так при чем же здесь Лицензионная комиссия Приморского края?).
      Еще раз подчеркну: важно не поддаваться эмоциям, не обвинять всех в непрофессионализме и коррупции, а совершенно четко представлять по каким НПА работают органы власти, что они могут и при каких обстоятельствах не смогут отказать. Наша кафедра ведет работу с инициативными гражданами о механизмах эффективного взаимодействия с руководителями УК, органами власти: - совместный профессиональный опыт позволяет нам делать свою работу хорошо, а где-то - идеально :)
      Согласна с Вами во мнении о нехватке профильных кадров для системы ЖКХ в Приморском крае: наш Университет эту проблему решает – первый выпуск специалистов в сфере ЖКХ состоится в июне 2015г.
  • #14. 9 декабря, 01:09
    Уважаемая Марина Дмитриевна! Вам очевидно известно , что в 2000 году Госстрой России вводил уже лицензирование для управляющих компаний ЖКХ. Вскоре его тменили. Никто ничего не понял. Даже Председатель федерального Правительства Медеведев Д.А. говорит, что это мера временная. Вам вопрос: нужно ли эти ошибки повторять снова? А главное-зачем?
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день!
      Вероятно, Вы имеете в виду проекты изменений Жилищного Кодекса в 2011г., когда обсуждалась возможность введения лицензирования УК? К сожалению, в 2000г. лицензирования для УК не осуществлялось за неимением самих УК - как Вы помните, функции обслуживания домов исполняла служба единого заказчика при администрациях муниципалитетов.
      Для некоторых секторов экономики и социальной инфраструктуры лицензирование, действительно, временно и предшествует принятию федеральных законов, как это было, например, с коммунальщиками. Говорить про ошибки не вижу оснований.
  • #13. 8 декабря, 11:31
    Марина Дмитриевна !Как зав.кафедрой ,как профессионал поведайте нам,Что делает кафедра по развитию МСУ в городе Владивостоке, и ПК,как применяются научные разработки на практике!?Бьёт-ли тревогу Наука МСУ,о фактическом прекращении этого института в городе(Все полномочия в крае)А первая ступенька МСУ ТОСы(которые могли-бы контролировать и УКашки) вообще в городе не существуют ,а их регистрация саботируется!?Ждём ответа Александр Григорьевич
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Уважаемый Александр Григорьевич, сложный вопрос Вы задали :)
      Безусловно, ВГУЭС в последние годы взял курс на максимальную практикоориентированность; на мой взгляд осталось мало сфер, куда не вовлечена деятельность моих коллег. ВГУЭС выступает разработчиком Стратегий социально-экономического развития регионов России и муниципальных образований Приморского края, предлагает экономико-управленческие и программные решения для власти, населения, бизнеса.
      Наша кафедра с 2010г. (момента моего прихода в Университет) объективно является интегратором взаимодействий науки и власти и активным участником процессов разработки отдельных муниципальных программ г.Владивостока, программ развития территорий, механизмов внедрения ГЧП. И в мае этого года, после изменения закона об основах МСУ, по запросу некоторых глав муниципалитетов (в том числе, г.Владивостока), мы давали разъяснения по процессу передачи полномочий, о последствиях введения института сити-менеджеров, а также, об оптимальных действиях в рамках закона. Одной из опорных позиций в наших рекомендациях выступала гражданская инициатива жителей, использование механизма референдума. Как Вы понимаете, наша профессиональная позиция позволяет только давать рекомендации, решения принимают органы МСУ. В итоге, случилось то, что случилось.
      Что касается ТОСов: инструмент, безусловно, важный, опять же, основанный на инициативности граждан. Но, к сожалению, мы в редких случаях пользуемся правом инициативы проведения собраний граждан; правом инициирования публичных слушаний; своей прямой правотворческой инициативой. А далее, в уставах муниципалитетов Приморского края (в том числе, г.Владивостока) определено, что: 1.по инициативе жителей Дума города устанавливает границы территории, на которой действует ТОС; 2. определяет порядок организации ТОС и выделения бюджетных средств для этого процесса. Депутаты Думы города - законные представители интересов своих избирателей - должны пояснить причины принятия тех или иных решений Думы, а дальше - выбор избирателя: принять эти доводы, или продвигать свою позицию по иерархии вышестоящих властей.
      Единственный нюанс - надо четко понимать границы полномочий ТОСов и других участников процесса: УК, органов МСУ, органов исполнительной власти ПК. Для населения, полномочия могут быть "пустым звуком", но для вышеуказанных структур, полномочия - обязательны, это - их возможности и ограничение одновременно. Иными словами "контроль за УК" - процесс конструктивный и важный, но "перетягивания одеяла" (извините за метафору) не допустит ни один участник процесса. Вы со мной согласны? Давайте дискутировать :)
  • #12. 8 декабря, 09:04
    Марине Дмитриевне вопрос от [email protected].
    Здравствуйте!
    Чем занимается Лицензионная комиссия и кто в нее входит из чиновников и депутатов? Знать бы их.... Имена озвучьте пжт...
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Уважаемый Сергей!
      Лицензионная комиссия Приморского края принимает квалификационный экзамен, затем - решения о выдаче лицензии или, соответственно, об отказе; кроме того, комиссия имеет право контролировать деятельность УК и - обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Это - в общих чертах, а более подробно деятельность Лицензионной комиссии приведена в Постановлении Администрации Приморского края
      от 08 октября 2014 года № 410-па, с которым Вы сможете ознакомиться на сайте Государственной жилищной инспекции Приморского края. В том же Постановлении указан и состав комиссии, эти данные - открытые.
      Еще раз обращаю Ваше внимание: все документы в сфере ЖКХ - не секретны, открыты и размещены в публичном доступе на сайте Администрации Приморского края.
  • #11. 8 декабря, 06:35
    - а кто-нибудь просчитывал последствия этого закона, связанного с переделом рынка услуг ЖКХ? Сколько компаний уйдет в небытие с нашими деньгами?
    Вопрос от Георгия Кызласова.
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Уважаемый Георгий!
      При разработке любого нормативно-правового акта на уровне Приморского края на уровне Российской Федерации проводится анализ его социально-экономических последствий. В данном случае, в рамках закона, прекращение (аннулирование) лицензии управляющей компании означает обязанность надлежащим образом исполнять действия по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг, выполнению работ по содержанию общего имущества до дня возникновения обязательств по управлению таким домом у новой управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений; или до дня возникновения обязательств по договору управления МКД, который УК заключила с ТСЖ, жилищным кооперативом; до дня регистрации ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Во всех случаях УК обязана "передать дела" новому ответственному лицу. Главное - жильцам дома, как собственникам помещений в МКД, сойтись во мнениях о форме новой структуры, и, конечно, не упустить сроки принятия решения.
  • #10. 8 декабря, 03:39
    Вопрос к Марине Дмитриевна Кузьменко от Веры Валерьевны Шпагиной.
    -))) Почему же все таки лицензирование? В странах Европы успешно зарекомендовал себя институт саморегулирования (СРО) или почему бы депутатам не ввести обязательное страхование УК (а) и ТСЖ ответственности причинения вреда третьим лицам? Почему законодатель пошел по этому пути -лицензирование деятельности?
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Уважаемая Вера Валерьевна!
      Действительно, в рамках федерального закона №315-ФЗ от 01.12.2007г., с учетом наделения СРО дополнительной имущественной ответственностью каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг), можно было бы считать СРО - достойной альтернативой лицензирования. Вместе с тем, практикоприменение этого закона показало ограничение, а порой, невозможность привлечения к ответственности члена СРО (заказчики услуг по разработке проектно-сметной, рабочей документаций могут поддержать меня в этом мнении). Для управляющей компании, в условиях масштабной "клиентской базы" (не один заказчик услуги, а порядка 80-150 (и более) собственников жилья в многоквартирном доме) и регулярности оказания услуг, не всегда надлежащего качества, имущественная ответственность вряд ли может быть предусмотрена, а главное - исполнена :). Поэтому, лицензирование (с административной ответственностью, штрафами, отзывом из реестра и т.д.) - оптимальный для российских условий инструмент контроля качества услуг по содержанию МКД со стороны жильцов дома и - со стороны органов власти в ближайшей перспективе.
  • #9. 8 декабря, 02:39
    Здравствуйте! Большинство авторитетных экспертов и правоведов России в области ЖКХ не склонны идеализировать принятый ФЗ о лицензировании управляющих организаций. Среди слабых сторон закона называют сжатые сроки и невозможность регионов до 1 мая 2015 г. провести лицензирование всех управляющих компаний, корупциногенность отдельных норм (в части полномочий ГЖИ), ликвидация института непосредственного управления, вероятность массового отказа компаний от управления "невыгодными" аварийными и ветхими домами. На мой взгляд, последствия закона приведут к фактический отказу государства от рыночных механизмов в отрасли. Это похоронит конкуренцию и закроет доступ на рынок ЖКХ новым организациям, сделает невыгодным инвестирование частных лиц (большой риск потерять лицензию!) и модернизацию. Есть также опасения, что появятся аффелированные чиновникам ИП и юридические лица. И вот эти компаии лишить лицензии уже будет невозможно. Каково Ваше мнение? С уважением, Олег Марченко , г. Уссурийск.
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день, уважаемый Олег!
      Не буду оспаривать мнения авторитетных экспертов и правоведов в области ЖКХ, соглашусь, что идеализировать нормативно-правовые акты не надо, их надо читать. Читать самостоятельно, с постатейным разбором, после чего можно составить собственное мнение о реальности, или преувеличении экспертных оценок :).
      Со своей стороны, отвечу по каждому пункту, озвученному Вами:
      1. "Сжатые сроки и невозможность регионов до 1 мая провести лицензирование всех УК" - как упоминала в предыдущих ответах, срок 8 месяцев - достаточен для сбора привычных УК документов и для сдачи квалификационного экзамена. Как известно, Государственной жилищной инспекцией с 1 сентября начат прием заявлений с опубликованием на сайте всех форм и требований. Но, как показала работа специалистов нашей кафедры с руководителями УК, не все из них подали заявления, есть место выжидательной пассивности. Власть, в пределах своих полномочий, все необходимые действия совершила; получить лицензию, или уйти с рынка - решение УК и ее же ответственность.
      2. "Коррупциогенность полномочий ГЖИ" - популистское высказывание, рассчитанное на общественный резонанс. ГЖИ (как любой орган исполнительной власти Приморского края) ежедневно в своей работе ощущает фильтр антикоррупционного законодательства; все решения, нормативно-правовые акты этого (и других органов) проходят антикоррупционную экспертизу. ГЖИ в своей работе руководствуется полномочиями, закрепленными в Положении об инспекции - документе, так же, прошедшим антикоррупционную проверку. ГЖИ работает с документами, представленными самими УК. Иными словами, вести речь о коррупциогенности действий органа исполнительной власти Приморского края, может только эксперт, не знакомый с законом о противодействии коррупции и - со спецификой работы органов власти.
      3. "Вероятность отказа УК от управления ветхими (аварийными) домами" - на мой взгляд, зависит от эффективности взаимодействий, которые УК выстраивает, в том числе, с департаментом по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края в части реализации подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае на 2013-2017 г.", других профильных программ, информация о которых размещена на сайте Администрации Приморского края.
      4. "Осложнение доступа на рынок новым компаниям, снижение конкуренции, невыгодность инвестирования частных лиц" - отвечу так: ограничение доступа (через создание административных барьеров), снижение конкуренции - невозможны, в том числе, по причине действия в качестве "фильтров" таких стратегически важных документов, как Инвестиционная стратегия Приморского края, Программа развития конкуренции в Приморском крае, в рамках которых защита конкуренции в сегменте ЖКХ предусматривает четкие регламенты действий для всех органов исполнительной власти Приморского края (с программами, так же, можно ознакомиться на сайте Администрации Приморского края, или обратиться к специалистам нашей кафедры за разъяснениями).
      Что касается озвученного Вами риска потерять лицензию - этот риск зависит только от надлежащего исполнения УК принятых обязательств, отсутствия жалоб со стороны жителей и административных правонарушений. Совершенно понятно, что этот риск не может влиять на заинтересованность инвестирования в степени большей, чем вопросы возврата приращенного капитала :). А по обеспечению возврата инвестиций в сферу ЖКХ, в текущем году департаментом по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края был реализован уникальный, на мой взгляд, но очень сложный проект заключения концессионного соглашения. Почитайте закон №115-ФЗ и Вы разделите мое мнение, что концессия - инструмент, решающий массу системных проблем, при правильном использовании, конечно. Сейчас мы силами специалистов нашего университета изучаем вопросы о возможности использования механизма концессии в процессе управления МКД и вовлечении частного капитала в процессы капремонта, и будем рады, если вовлечем в дискуссию Вас и других профессионалов своего дела.
  • #8. 8 декабря, 02:24
    В какую сторону движется рынок управляющих компаний Владивостока: раздробленности, поглощения мелких крупными, объединения небольших УК? Не повлияет ли закон о лицензировании УК на выдавливание мелких игроков с рынка теми или иными способами, в том числе, со стороны заинтересованных чиновников?
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      По официальным данным департамента по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края, в г.Владивостоке насчитывается более 80 управляющих компаний с покрытием обслуживаемых многоквартирных домов в пределах 3 тыс. домов; за ряд последних лет их пребывание на рынке достаточно стабильное, равно как "деловое самочувствие". И если будет происходить объединение УК, то только - в пределах, допустимых антимонопольным законодательством, и преимущественно - по группам компаний, имеющих одного генерального директора, но не по причине введения процедуры лицензирования.
      Причины тому определены Федеральным законом № 255-ФЗ от 21.07.2014г., требования для получения лицензии - понятны и прозрачны: добросовестность, хорошая репутация, наличие профильных знаний у руководителя (т.е. - прохождение через квалификационный экзамен). Срок лицензирования УК установлен с 01.09.2014г. по 01.05.2015г. - 8 месяцев достаточно для успешной сдачи экзамена, в том числе - неоднократной. Для руководителей управляющих компаний, несколько сомневающихся в соответствии своих профессиональных знаний, наш университет предлагает пройти оперативное обучение по программе "Эффективное управление многоквартирным домом", содержание которой одобрено департаментом по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края. Условия для получения лицензии созданы и, упомянутая Вами "заинтересованность чиновников" здесь выступает в единственной форме - форме содействия управляющим компаниям эффективно и добросовестно исполнять принятые обязательства перед жителями по предоставлению услуг качественного обслуживания наших домов.
  • #7. 8 декабря, 01:39
    ЖКХ - это один сплошной "лохотрон"!!! Мы все получили новые платежки со сказочными суммами на капремонт какому-то фонду приморья??!! Спрашивается - когда эта обдираловка закончится?
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Понимаю Ваши эмоции. ЖКХ может создавать такое впечатление, но только в силу сложности и комплексности самой отрасли, наличия нерешенных системных проблем, которые возникли из-за естественной взаимосвязи отраслей.
      То, о чем Вы ведете речь, относится к работе Регионального оператора - структуре, созданной 25 декабря прошлого года, при содействии Администрации Приморского края как ответ на Поручения Президента РФ. Полное название этой структуры - Фонд Приморского края «Фонд капитального
      ремонта многоквартирных домов Приморского
      края».
      Что важно понимать: до 1 июля текущего года всем собственникам помещений в многоквартирных домах (т.е. - нам с Вами) нужно было выбрать один из способов формирования фонда капремонта: накопление наших платежей на спецсчете, или - на счете регионального оператора. Этот выбор четко прописан в Законе Приморского края от 07.08.2013г. №227-КЗ, и определенная доля собственников помещений в Приморском крае выбрала первый способ. Остальные собственники выплачивают ежемесячные платежи на счет регионального оператора, в обязанности которого входит установление размер ежемесячного взноса на капремонт; определение перечня работ по капремонту общедомового имущества; сроки проведения ремонта и другие вопросы.
      Опасения граждан понятны: по итогам 23 лет новейшей истории России доверие людей к фондам не высоко, а перспектива увидеть отремонтированным свой дом в неком будущем, даже обозримом, снижают желание отдавать свои деньги даже у самых платежно-дисциплинированных граждан.
      Вместе с тем, полагаю, что Фонд и далее будет проводить активную работу с жителями края, подробно разъясняя все нюансы нового для нас процесса, и своей безупречной деятельностью нивелирует все опасения граждан. Уже только один синтез в составе Фонда высокопрофессиональных специалистов в сфере ЖКХ, градостроительства, экономики дает основание в такой уверенности.
  • #6. 8 декабря, 01:36
    Марина Дмитриевна, я с трудом верю, что гражданин сможет хоть как-то влиять на УК....и лицензии ничего не поменяют - у нас весь бизнес сидит на лицензиях и все вокруг занимаются "своими интерсами". Поясните для неграмотных))))
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день!
      Ваша позиция, несомненно, отражает позицию многих жителей края и не только. К сожалению, несмотря на то, что сегмент структур, управляющих многоквартирными домами, предприятия в сфере ЖКХ, Управление содержания жилого фонда администрации г.Владивостока находятся на, так называемом, уровне местного самоуправления, мы часто забываем, что носителями этого самоуправления является не кто иной, как жители городов и районов края - мы с Вами. Не примите мои слова за лозунг, но! Мы в большинстве не читаем Конституцию РФ, где, пусть - в общих чертах, но прописаны основные наши права; мы тем более не заглядываем в ФЗ-131 "Об основах местного самоуправления", который действует уже 11 лет и очень системно определяет перечень наших возможностей не просто влиять на качество услуг ЖКХ, но также влиять - на качество муниципального управления, а в некоторых случаях - прямо выходить с правотворческой инициативой.
      Вопреки расхожему мнению, закон нам дает много возможностей для реализации наших интересов - важно последовательно и грамотно воспользоваться ими, но прежде всего, важно сказать себе: я могу изменить то, что мне не нравится. Например, в рамках 131-фз предусмотрена такая форма управления гражданами как ТОС - территориальное общественное самоуправление - самообъединение граждан одного подъезда, одного дома, квартала и т.д. ТОС может регистрироваться в установленном порядке как юридическое лицо и на собрании принимать решения об обеспечении интересов населения, в том числе - через внесение проектов муниципальных правовых актов в администрацию города (или района), которая не сможет от этих документов "отмахнуться". ТОСы были неплохо развиты в Артемовском городском округе, но во Владивостоке активность по их созданию - минимальна. Тому есть объективные причины, в числе основных - низкая активность граждан, отсутствие соответствующих знаний, которые, к слову сказать, можно получить бесплатно в рамках проекта Школы "Управдом", достаточно войти на сайт администрации г.Владивостока и ознакомиться с графиком работы Школы.
  • #5. 8 декабря, 01:27
    Уважаемая Марина Дмитриевна, какое отношение ВГУЭС вооще имеет к ЖКХ?
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день!
      Для ВГУЭС проблематика поддержки ЖКХ не нова - вот уже более 4 лет университет осуществляет подготовку по направлению "Сервис: Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве"; в этом году открыт набор на новый профиль "ГМУ: Управление в сфере ЖКХ". Таким образом, наш университет отвечает за решение проблемы дефицита обслуживающих и управляющих кадров для сегмента ЖКХ.
      Но это - не весь предел наших инициатив, весной этого года мы инициировали реализацию, так называемого, вертикально-интегрированного проекта "Содействие развитию ЖКХ в Приморском крае" при ВГУЭС для решения системных проблем повышения качества услуг ЖКХ (соответственно - повышения удовлетворенности жителей края качеством этих услуг, которая в последние годы, не столь высока как хотелось бы всем участникам отношений), активизации процесса благоустройства муниципальных образований, поддержания эффективного исполнения полномочий в области ЖКХ органов исполнительной власти Приморского края и органов местного самоуправления. В общем, вопросов много, но главное то, что проект ориентирован на всех участников рынка - в первую очередь - нас с Вами, затем - на органы власти, на предприятия сферы ЖКХ. В рамках проекта создано Экспертное сообщество по развитию ЖКХ при ВГУЭС, задачами которого является выявление первоочередных проблем, требующих оперативного решения, но главное - построение понятного диалога с жителями. Очень часто люди не понимают, какой орган, какое предприятие, в рамках каких нормативно-правовых актов совершает то или иное действо, да это - и не задача наших граждан разбирать порой сложные схемы взаимоотношений. Жителям нужна качественная услуга по понятной стоимости, и тот факт, что в состав нашего Сообщества входят такие уважаемые профессионалы, как Войновская Наталья Александровна, координатор Школы "Управдом" при администрации г.Владивостока, председатель совета НП «Домовой контроль», Пархоменко Елена Александровна, заместитель директора департамента по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края, главы некоторых муниципальных образований, генеральный директор ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» , И.Л. Сологуб, другие знаковые фигуры: - все это создает солидную основу для эффективного решения проблем в синергии. Поэтому, уважаемые собеседники, мы ждем Ваших обращений на мой адрес электронной почты - [email protected] и - будем работать сообща.
  • #4. 8 декабря, 01:01
    Уважаемая Марина Дмитриевна! При лицензировании компаний ЖКХ предусмотрено сертификация этих компаний на стандарты качества ИСО 9001-2008. Если предусмотрено, то как осуществляется контроль за выбором сертификационного органа.
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день!
      Сертификация внутренних процессов компаний ЖКХ на стандарты ИСО не имеет жестко регламентированного характера и является результатом решения руководителя. В настоящее время на рынке Приморского края действует определенное количество достойных компаний по сертификации продукции, работ-услуг и систем менеджмента, из числа которых млжно сделать выбор для своего предприятия.
  • #3. 8 декабря, 11:09
    Здравствуйте! А какое отношение ВГУЭС имеет к данной проблеме?
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Добрый день!
      Для ВГУЭС проблематика поддержки ЖКХ не нова - вот уже более 4 лет университет осуществляет подготовку по направлению "Сервис: Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве"; в этом году открыт набор на новый профиль "ГМУ: Управление в сфере ЖКХ". Таким образом, наш университет отвечает за решение проблемы дефицита обслуживающих и управляющих кадров для сегмента ЖКХ.
      Но это - не весь предел наших инициатив, весной этого года мы инициировали реализацию, так называемого, вертикально-интегрированного проекта "Содействие развитию ЖКХ в Приморском крае" при ВГУЭС для решения системных проблем повышения качества услуг ЖКХ (соответственно - повышения удовлетворенности жителей края качеством этих услуг, которая в последние годы, не столь высока как хотелось бы всем участникам отношений), активизации процесса благоустройства муниципальных образований, поддержания эффективного исполнения полномочий в области ЖКХ органов исполнительной власти Приморского края и органов местного самоуправления. В общем, вопросов много, но главное то, что проект ориентирован на всех участников рынка - в первую очередь - нас с Вами, затем - на органы власти, на предприятия сферы ЖКХ. В рамках проекта создано Экспертное сообщество по развитию ЖКХ при ВГУЭС, задачами которого является выявление первоочередных проблем, требующих оперативного решения, но главное - построение понятного диалога с жителями. Очень часто люди не понимают, какой орган, какое предприятие, в рамках каких нормативно-правовых актов совершает то или иное действо, да это - и не задача наших граждан разбирать порой сложные схемы взаимоотношений. Жителям нужна качественная услуга по понятной стоимости, и тот факт, что в состав нашего Сообщества входят такие уважаемые профессионалы, как Войновская Наталья Александровна, координатор Школы "Управдом" при администрации г.Владивостока, председатель совета НП «Домовой контроль», Пархоменко Елена Александровна, заместитель директора департамента по ЖКХ и топливным ресурсам Приморского края, главы некоторых муниципальных образований, генеральный директор ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» , И.Л. Сологуб, другие знаковые фигуры: - все это создает солидную основу для эффективного решения проблем в синергии. Поэтому, уважаемые собеседники, мы ждем Ваших обращений на мой адрес электронной почты - [email protected] и - будем работать сообща.
  • #2. 8 декабря, 10:57
    Сколько управляющих компаний ушло с рынка во Владивостоке за этот год?
  • #1. 8 декабря, 10:57
    Добрый день! Прошел год "обязательного лицензирования" - каковы результаты? Как это повлияло на рынок ЖКХ?
    • Кузьменко Марина Дмитриевна
      Заместитель первого проректора по научно-технической политике ВГУЭС, заведующая кафедрой Государственного и муниципального управления и права
      Мои уважаемые собеседники! Приношу свои извинения за задержку с ответом - были проблемы с доступом для осуществления обратной связи с Вами. Поэтому, будем работать плотнее, но, несомненно, эффективно :)

      Отвечая на первый и второй вопросы, прежде всего хочу скорректировать сроки - как таковой, процесс лицензирования стартовал с 1 сентября 2014 года, когда Лицензионная комиссия Приморского края начала прием заявлений на допуск к сдаче квалификационного экзамена. Соответственно, процедура квалификационного экзамена началась 1 декабря 2014 года. Мы с Вами - в самом начале пути и преждевременно вести речь о выбытии управляющих компаний с рынка.