"УК без согласия собственников повысила тариф по статье "Содержание жилья", хотя по закону не имеет право так поступать. Жители, чьи дома обслуживает данная компания, жалуются нам и в прокуратуру, - комментируют специалисты УСЖФ. - Но решать вопросы с тарифами администрация города не вправе, мы можем только разъяснить людям их права и то, что они по новым расценкам платить не обязаны. И также со своей стороны обратиться в прокуратуру".
У работников УК своя правда, они напирают на то, что цены расти не перестают, а жители увеличивать тариф не спешат:
"Мы не повышали тариф с июня 2008 года, а ведь за это время повысились налоги с 14 до 25%, выросли цены на ГСМ, дороже стали дератизация, обслуживание лифтов, стоимость вывоза мусора и вовсе увеличилась в 10 раз! - пояснила корр. РИА PrimaMedia начальник планового отдела УК Советского района Ольга Шияненко. - Уровень государственной инфляции составил за это время 125%, мы же подняли тариф в высотках на 10,7% и в пятиэтажках на 15%. Причем три месяца уговаривали жильцов собрать собрание и решить вопрос, ведь невозможно работать, но они не пошли нам навстречу. В сумме тариф увеличился на сто с лишним рублей, не такие уж огромные деньги, тарифы на тепло и электроэнергию ежегодно увеличиваются гораздо существеннее, но все молчат! К нам беспрестанно звонят жильцы, мы всем говорим собираться и обсуждать проблему, если тарифы не поднять - разбегутся последние специалисты, обслуживающие дома".
Но какими бы "благими" намерениями не руководствовалась управляющая компания, окончательное решение должны принимать собственники и только собственники.
Как прокомментировали РИА PrimaMedia специалисты одной из крупных УК Владивостока, тариф в доме принимается только по решению общего собрания жильцов. Если жители отказываются идти на повышение, управляющие компании вынуждены какие-то работы по обслуживанию дома выполнять с использованием менее качественных (соответственно более дешевых) материалов и в меньших объемах. То есть с жильцами заранее оговаривается, что придется реже убирать в домах, реже вывозить мусор и так далее.
"Насколько я знаю, некоторые компании города заключают с жильцами договоры управления, в которых прописано право УК повышать тариф на 10% при определенных обстоятельствах. Такие договоры я бы назвал полузаконными, поскольку окончательно вопрос все равно должен решаться на собрании жильцов", - отметил в свою очередь генеральный директор УК Эгершельд Вадим Глазунов.
"Управляющая компания не имеет право в одностороннем порядке без согласия жильцов, которым она оказывает услуги, повышать тарифы, - комментирует ситуацию юрист Галина Антонец. - Жилец и Управляющая компания - две равноправные стороны гражданско-правовых отношений. Если УК полагает, что жильцы нуждаются в дополнительных услугах, или что стоимость услуг необходимо повысить для улучшения их качества, либо, исходя из иных причины, то необходимо провести общее собрание жильцов или путем заочного голосования утвердить новые тарифы.
Главная проблема в том, что большинство соглашаются и платят по новым тарифам, ибо отстаивать свои права в нашем государстве мало того, что долго, но не всегда безопасно для собственных нервов и здоровья. Я бы первым делом рекомендовала обратиться в администрацию города с жалобой на действия УК, а так же в прокуратуру, которая проверит законность действий УК и даст им надлежащую оценку".
Однако в этом случае, жильцы, видимо сдаваться не собираются. Кроме того, в конкретной ситуации на стороне собственников не только закон, но и государственная политика. Напомним, недавно губернатор Приморского края Сергей Дарькин отметил недопустимо высокие цены на тарифы ЖКХ по краю и поручил своим заместителям разобраться с вопросом. В итоге первый вице-губернатор края Александр Костенко поручил принять серию нормативных актов, регулирующих деятельность управляющих компаний.