Как следует из сообщения, участковый должен будет подробно изучить и описать биографию и привычки каждого человека, живущего на территории в зоне его ответственности. Но, помимо анкетных данных - полного имени, адреса, номера паспорта, состава семьи - досье включает информацию о заболеваниях, наклонностях, отношениях с соседями, политических взглядах, принадлежности к неформальным молодежным группировкам. Кроме того, участковым, судя по образцам рапортов, предстоит выяснить, какими транспортными средствами (в том числе плавательными и летательными аппаратами) владеет гражданин, имеет ли он навыки в подрывном деле и какова его сексуальная ориентация.
Никаких официальных подтверждений внедрения таких новшеств пока нет. А приморские участковые к возможной инициативе отнеслись с подозрением. Так, начальник службы участковых УВД по Приморскому краю Игорь Вагин в разговоре с корр. РИА PrimaMedia назвал информацию провокационной:
"Никаких досье на законопослушных граждан у нас нет, и не было. На учете у участковых стоят семейные дебоширы, алкоголики, наркоманы, досрочно освобожденные из мест лишения свободы, экс-заключенные и прочий сомнительный контингент. Данные на них собраны в паспортно-административном участке. Также мы отслеживаем жильцов, обладающих повышенными источниками опасности, то есть автомобилем или огнестрельным оружием. На всех остальных жителей никаких досье нет! И я уверен, что в нашей системе МВД ничего подобного даже не предвидится. Участковым это ни к чему. Более того, сейчас наоборот все действия милиции направлены на демократизацию отношений с населением", - уверен Игорь Вагин.
Как отмечают правозащитники, требования милиции в получении такой информации в обязательном порядке в рамках обычного обхода незаконны. Ведь для получения этих данных представители власти могут подавать официальные запросы с учетом конкретных легальных оснований (например, в рамках возбужденного уголовного дела).
По словам Кирилла Возисова, партнера ЗАО "Юридическая компания "ИНМАР", в случае реализации на практике данных мер необходимо, прежде всего, решить вопросы о способах получения информации, её применения и сохранения в строгой конфиденциальности.
"Основная проблема здесь состоит в столкновении двух позиций, установленных Конституцией РФ в качестве основных начал: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (ст.55 Конституции) и право граждан на неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, жилища (ст.23 - 25 Конституции РФ). Данная проблема возникает независимо от государства, в том числе, даже в самых высокоразвитых странах", - отметил Возисов.
Юристы также привели в пример случай, когда инициативная группа граждан обжаловала сначала в Верховном, а затем и в Конституционный суде п. 7.3. Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утв. Приказом МВД РФ от 16.09.2002 г. №900 (относительно получения подобной информации). В удовлетворении жалобы людям тогда отказали, но в выводах Суда было отмечено, что милиция имеет право получать от граждан необходимые объяснения и сведения, но при этом не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Также жильцы могут участкового к свою квартиру просто не пустить, а если пустили, имеют полное право сообщать ему только то, что считают нужным.