9 октября 2020 года

Одним из приоритетных направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законодательства о противодействии распространению запрещенной информации, в частности, экстремистских материалов, сообщает прокуратура Приморского края.
В настоящее время условно можно выделить три пути пресечения доступа к экстремистской информации в Интернете.
Порядок, установленный статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а именно – путем включения Интернет-ресурсов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в Интернете, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, применяется только при выявлении материалов, ранее не признававшихся экстремистскими.
Наряду с ним при выявлении в Интернете материалов из Федерального списка экстремистских материалов (к примеру, электронных версий книг) применяется практика предъявления требований к Интернет-провайдерам, что согласуется с имеющейся судебной практикой.
Такая практика вызвана неурегулированностью на законодательном уровне порядка внесения в Реестр сведений в отношении Интернет-ресурсов, на которых распространяются материалы, признанные экстремистскими до создания Реестра и включенные в Федеральный список экстремистских материалов, их электронные копии.
Кроме того, основанием для включения в Реестр сведений в отношении Интернет-ресурсов, на которых распространяются экстремистские материалы, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещающейся в Интернете, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, при этом решение должно поступить непосредственно в Роскомнадзор.
Указанное обстоятельство также затрудняет включение в Реестр сведений в отношении ресурсов, на которых распространяются электронные версии материалов из ФСЭМ, поскольку судебные решения, на основании которых материалы внесены в ФСЭМ, хранятся в архивах судов по всей стране и, как правило, отсутствуют у правоохранительных органов, выявивших подобные материалы.
В силу приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» органы прокуратуры обязаны осуществлять систематический мониторинг интернета и, в случае выявления экстремистских материалов, принимать предусмотренные законом меры реагирования.
Проверки исполнения законодательства о противодействии распространению экстремистских материалов проводятся органами прокуратуры в отношении всех Интернет-провайдеров, в том числе магистральных, в равной степени, которые по представлению прокурора обязаны ограничить доступ к определенному ресурсу своим абонентам.
В случае невыполнения требований прокурора, изложенных в представлении, сотрудники прокуратуры в силу закона обязаны применить комплекс мер прокурорского реагирования в целях устранения нарушений, включая обращение с исковыми заявлениями в суды и привлечение виновных лиц к административной ответственности.
С учетом изложенного, правоохранительные, контролирующие органы, а также граждане при выявлении соответствующих материалов вправе направлять информацию в органы прокуратуры в целях внесения требований в Роскомнадзор, в том числе через раздел «Борьба с экстремизмом» на сайте прокуратуры края.
Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.