Приморский край в ближайшее время вдобавок к угольным терминалам обзаведется первым специализированным зерновым терминалом. Проект в порту Зарубино планирует реализовать "Уральская горно-металлургическая компания" (УГМК), которая контролирует угольный "Восточный Порт". Терминал рассчитан в первую очередь на поставки из Восточной Сибири и Дальнего Востока в Китай, Японию и Республику Корея. В настоящее время действующих специализированных зерновых терминалов на Дальнем Востоке РФ нет, сообщает ИА PrimaMedia.
В свое время о планах строительства зернового терминала в Зарубино заявляла группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, проводившая переговоры по вхождению в проект китайской провинции Цзилинь и стратегического инвестора из КНР, и "Объединенная зерновая компания" (ОЗК). Кроме того, об интересе японцев к подобному проекту в порту Славянка на юге Приморья в 2009 году говорил гендиректор управляющей компании "Беркут" Виктор Покотилов. Проект терминала разрабатывали китайские компании и специалисты АО "ДНИИМФ". Инициатива создания терминала принадлежала японскому бизнесу. Также о намерении реализовать такой проект с японской компанией Mitsui & Co заявляла группа "Сибирский аграрный холдинг" (САХО, Новосибирск). Стоимость проекта оценивалась в 20 млн евро.
Интерес японских трейдеров к Приморью вполне объясним — Япония является крупнейшим покупателем зерна в АТР, закупая более 30 млн тонн в год. Ее торговые дома закупают зерно в том числе и для дальнейших поставок в Малайзию, Индонезию и другие страны.
Как сообщает "Интерфакс", новый приморский проект на заседании президиума рабочей группы по содействию реализации новых инвестпроектов под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова представил совладелец "Трансмашхолдинга" (ТМХ) Андрей Бокарев.
Изюминка проекта в том, что реализовать его планируется в рамках соглашения о защите и поощрении капвложений (СЗПК).
Закон о введении в России механизма СЗПК, президент Владимир Путин подписал 1 апреля 2020 года. Бизнес обязуется инвестировать от 250 млн рублей до выше 10 млрд рублей в проекты в обмен на неизменность налоговых и неналоговых условий работы.
По словам Бокарева, речь идет о создании в Зарубино мультимодального транспортного коридора "Восточные зерновые ворота" на базе действующего морского порта в бухте Троицы.
Морской порт в бухте Троицы расположен на юге Приморского края. Является ключевым звеном международного транспортного коридора "Приморье-2". Оператором порта является ООО "Морской порт в бухте Троицы" (МПБТ), владельцами которого на паритетных началах выступают ООО "Диалог-инвест" (Москва) и три кипрских офшора. МПБТ находится под управлением УГМК.
Проект состоит из двух этапов. На первом этапе уже ведется перевалка зерна. На втором этапе предлагается довести ее объемы до 5 млн тонн в год, Стоимость второго этапа оценивается в около 20 млрд рублей.
На данный момент зерно в Японию и Китай через порт в бухте Троицы поставляет "Легендагро логистик" (входит в холдинг "Легендагро"). Холдинг ранее заключил долгосрочный договор с ООО "МПБТ" на перевалку зерновых и масличных, приобрел специальную судопогрузочную машину и 30 автопоездов-зерновозов.
Планируется, что новый терминал сможет принимать суда типа Panamaх грузовместимостью около 70 тысяч тонн. Преимуществом инвестпроекта является то, что он реализуется на территории действующего терминала в бухте Троицы, "что позволит быстрее закончить проект и сэкономить временные и материальные затраты", — считает Бокарев (цитата по "Интерфаксу").
Ранее "Коммерсантъ" сообщал, что проект строительства зернового терминала в порту Зарубино реализует ООО "Люмис" (Москва), совладельцем которого является "Диалог Инвест". По данным издания, Росморречфлот в июне согласовал ходатайство "Люмис" о намерениях инвестировать в строительство терминала мощностью 4 млн тонн зерна на первом этапе с последующим выходом на 10 млн тонн. Первый этап планируется реализовать до 2024 года, проект финансируется полностью за счет внебюджетных источников.
В случае получения скидок на ж/д перевозки от РЖД проект может быть реализован с хорошей рентабельностью. Тем более что заинтересованность в поставках на этом направлении активно проявляет Китай, в свое время построивший порт на своей территории специально под проект "Большой порт Зарубино" Зиявудина Магомедова, структуры которого в настоящее время ведут борьбу за сохранение контроля во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП).
Идея "Большого порта Зарубино" обеспечить транзит китайских грузов между северо-восточными и южными провинциями Китая была реально выполнимой только при одном условии — масштабных вложениях соседей в инфраструктуру как в Китае (и с этим наши соседи справились в рекордные сроки), так и в Зарубино.